УЧЕБНИКИ
“Золотые сочинения”,
или Дорога в каменный век?
Есть вещи, которые у нормального
человека вызывают содрогание; у менее
выдержанного рука сама тянется к канделябрам. Но
попробуем, собрав волю в кулак, спокойно
порассуждать на тему, нужны ли так называемые
“сборники сочинений”. И как вообще можно
изучать литературу.
Итак, есть некоторое количество произведений, и
мы считаем, что человек должен иметь о них
представление. Причем не то общее представление,
когда Берингов пролив ищут, помахивая указкой в
метре от карты, а такое знание, когда человек
умеет анализировать события, описанные в
произведениях, технику письма, связь
произведений с реальностью, а на “пять” – и
психологию автора. Соответственно возникают две
задачи – научить и проверить знания. И две
вторичные – избежать научения и обмануть
проверяющего. В силу, как выразился Л.Хатуль,
“диалектического единства забора и дыры в нем”.
Как говорил Сайрус Смит, “начнем с начала”. Что
такое литература? Это тексты, связанные друг с
другом и жизнью. Похожее определение давал
Бахтин: “Культура – это тексты, созданные в
ответ на другие тексты”. Но то, что положено
Юпитеру, не положено нам, и мы не будем
формулировать столь широко. Зачем изучают
литературу? Имеется в виду, что в процессе
изучения ученик узнает что-то о жизни, учится
пользоваться языком и приобретает грамотность.
Некоторые полагают, что знание великих
произведений литературы делает людей более
моральными и лучше ориентирующимися в жизни
(аргументы “за” и “против” известны, но статья
не об этом).
Литература – один из предметов, изучаемых в
школе. Она не уникальна – физика и химия тоже
тексты (книги, статьи), связанные друг с другом и
жизнью. Разница между физикой и литературой
состоит в том, что в школе под физикой и химией
подразумевается именно “связь с жизнью”, то
есть ответ на вопрос, как устроена жизнь и как
тексты ее описывают. Под литературой же в школе
подразумевается литературоведение, то есть
изучение текстов, а “связь с жизнью”
воспринимается как нечто побочное.
Действительно, для просто читателя эта связь
редко представляет интерес. Но если надо не
читать, а изучать, то не было бы интереснее
изучать связь истории государств, социологии
обществ и психологии авторов с текстами, а не
только образ того или иного героя в самих
текстах? То есть изучать литературу, как физику?
Заметим, что обратное действие – небольшое
добавление “преподавания, как литературы” в
преподавание физики, то есть рассказ о путях и
логике развития самой физики, – вызывает у
школьников явный интерес.
Можно ли вообще научить литературе? По крайней
мере ей можно научиться. Дети из читающих семей в
среднем больше читают, лучше понимают
прочитанное и лучше связывают оное с жизнью. То
есть роль подражания и среды очевидна. Школа
может использовать этот эффект, отбирая учителей
всех предметов по цензу объема домашней
библиотеки или знания Махабхараты. Можно также
вводить литературно-ассоциированный материал во
все учебники, брать задачи по физике из Лема и
Данте. Но это все в теории, а на практике
заполнение школьного предмета литература
литературоведением произошло отчасти именно
потому, что литературоведение – это методы, а
методам учить легко. Особенно если не спрашивать
“зачем?”, а если спросят, не отвечать на вопрос.
Тем более что на этот вопрос вообще нет простого
ответа: знание литературоведения не изменит
отношения ученика ни к Л.Толстому, ни к
Достоевскому. Так что действительно не вполне,
мягко говоря, понятно, зачем изучать. Например,
знание того, как делают котлету, если и повлияет
на ее восприятие, то лишь в худшую сторону. Более
того, школьное литературоведение не учит
методам, оно учит нескольким не слишком
связанным терминам и пониманию, когда их следует
применять (например, тому, что не надо описание
героя именовать пейзажем...). Пусть тем не менее мы
решили, что учить надо именно вот этому – тому,
чему мы учим сегодня на литературе. Стандартный
путь – учение и отвечание, написание изложений и
сочинений, в ходе коих процессов ученик и
приобретает практику литературоведческого
анализа. Казалось, более чем естественно
преподносить школьникам и образцы изложений и
сочинений для изучения и – не надо этого
стесняться – подражания. В конце концов, физике
(и в идеале химии) мы учим именно так:
демонстрируя решение задач, методы и приемы. Не
вызывает протеста и мысль об анализе ошибок в
решении каких-то сложных задач. Другое дело, что
школьная физика анализирует задачи с точки
зрения физики примитивные. На тело массы m
действует сила F. Литература же изучает, что
сказали великие о великих задачах (любовь, честь,
верность и т.п.). Аналог в физике выглядел бы так:
имеются, скажем, 10 традиционных “больших задач”
(построить модель процессов в атмосфере; модель
теплообмена в системе суша – море – океан;
модель шаровой или линейной молнии, модель
звезды типа Солнца или сверхгиганта и так далее),
и веками великие физики считают своим долгом
поточить когти об эти проблемы. И вот накопилось,
например, по пять решений (рассмотрений) от 100
великих, и в школе изучают какую-то часть этих
пяти сотен рассмотрений, анализируют и
сравнивают их. Такой метод преподавания физики
представить себе действительно можно, но не в
школе! Сначала сила F и тело m, пожалуйста, потом
дивергенция и ротор, а уж потом все остальное.
Почему же удается изучать решения вечных проблем
на литературе? При том что сами эти вечные
проблемы (см. выше) и составляют жизнь и смерть, и
настолько сложны, что в общем виде, как сказали бы
математики, неразрешимы. Да и в частном не всегда.
Потому что мы изучаем не сами великие решения
вечных проблем, а отпечатки на вулканическом
пепле, “тени на стене пещеры”. Кроме того,
литература вообще интересуется интересненьким,
а жизнь сера. Ни Достоевского, ни Пелевина
школьники к реальной жизни не прикладывают, а
производственный роман может и смогли бы
приложить, да не читают они его. Итак, мы получили
первый полезный вывод: профанационный метод
литературы в школе неизбежен – уж слишком сложны
и сами проблемы, которыми занимается литература,
и решения (рассмотрения), которые она нам
предоставляет. Теперь становится понятно, почему
столь легко и естественно, ну прям как кролики
отца Федора, плодятся сборники “золотых
сочинений” (а завтра мы увидим на прилавке
сборник “сочинений платиновых”, как кредитная
карточка, и “алмазных” – как Алмазная сутра).
Заведомая невозможность изучения всерьез делает
естественным упрощение, а заботливый дядя с
печатным станком и мешком для родительских денег
тут как тут. Разумеется, дядя мог бы публиковать и
учебники, и пособия, где приводятся примеры для
анализа, но ведь проще составить просто комплект
сочинений потолще, правда? Тем более что именно
его и хочет купить добренький Буратино.
Проблема в том, что необходимость преподавания
литературы вообще не очевидна. Про “литературу
– учебник жизни” регулярно говорят
преподаватели, но неизвестно, верят ли они сами в
свои слова. Школьники “ан масс” же либо
пропускают эти слова мимо ушей, либо же – в
лучшем случае – “зашпаргаливают” их (по
выражению автора одного из пособий), дабы умилить
проверяющих ритуальной фразой. Тем же бывшим
школьникам, кто поступил на филологические
факультеты, преподаватели рекомендуют забыть
“школьный курс литературоведения” как страшный
сон...
Приучать к чтению – вещи самой по себе полезной,
а для некоторых и приятной – теоретически должны
в младших классах, где школьники специально
ведут “читательские дневники” (дата, автор,
название книги, количество прочитанных страниц;
в некоторых школах есть графа “краткое
содержание”). Но в начальной школе можно выбрать
книгу по вкусу. В сетевых конференциях взрослые
люди, рассуждая о причинах своей любви или
нелюбви к русской классике, замечают (в случае
любви), что успели прочитать ее до того, как стали
проходить в школе, а в случае нелюбви – что,
соответственно, не успели...
Когда-то преподаватель семиотики нам сказал, что
есть особый вид диалога – экзаменационный. Если
при обычном диалоге спрашивающий ответа не знает
и желает узнать нечто новое, то при
экзаменационном – спрашивающий ответ знает и
желает узнать, знает ли его вопрошаемый. Таким
образом, экзаменационный диалог ритуален. При
написании сочинений знание ритуала проверяется,
видимо, тоже...
Конечно, можно представить себе курс литературы,
на котором сначала учат рассказывать о трамвае и
фонаре, потом написать о дожде и ночи, потом
изобразить: ночь, дождь, тормозящий у остановки
трамвай, свет его фонаря, рассекший темноту и
капли, в счастье и ужасе летящие рядом друг с
другом в этом луче и живущие лишь это мгновение.
Потом – твою мокрую ладошку в моей руке; а потом
изучают, как все это писали великие... Три
поколения такой работы – и люди научатся читать
и разговаривать. Впрочем, думаю, что тех, кто
возьмется всерьез за эту программу, придется
охранять лучше, чем авторов новейшего оружия.
Шоу-бизнес не переварит такого шоу: люди,
научившиеся читать и разговаривать, покинут
места попсования и перестанут пускать слюни
перед телевизором. Кроме воротил шоу-бизнеса, это
может не понравиться еще и политтехнологам.
Тогда разговор пойдет совсем всерьез...
Разумеется, дополнительная тошнотворность
ситуации со сборниками сочинений, равно как и с
книжками-шпаргалками и т.д., проистекает от того,
что все это часть индустрии лжи. Рынок – так уж он
устроен – реагирует на платежеспособный спрос,
помогая решить две названные выше вторичные
задачи – не учиться и обмануть экзаменатора.
Способов борьбы с этим явлением нет – рынок
сумеет обойти попытки регулирования; просто
стоимость пособий возрастет. Будут печатать в
странах СНГ, в конце концов. Горные тропы, по
которым в обход погранзастав и таможен несут
рюкзаки с бесценным грузом шпаргальных пособий...
приснится же такое! Просто это означает, что
ситуация сегодня такова, что высокий
“теоретический” уровень знаний в среднем не
нужен, поэтому он в среднем и фальсифицируется.
Это наш второй важный вывод.
При каких условиях мог бы потребоваться высокий
уровень знаний по литературе? Если бы для занятия
государственных должностей и последующей работы
надо было бы серьезно знать труды мудрецов
древности – как в Древнем Китае. Или если бы для
обучения (не только для поступления!) в хороших
университетах и общения в соответствующем кругу
надо было бы прочитать серьезную англоязычную
литературу, то есть иметь большой словарный
запас и умение работать со сложными текстами (как
в современной Америке). Тогда никому не пришло бы
в голову издавать сборники “золотых сочинений”
– потому что их бы никто не покупал.
Возникновение многочисленных способов
фальсификации экзаменов (в этом смысле прямая
взятка, косвенная взятка или пользование
подобными шпаргалками – все одно) означает
только то, что на самом деле такие экзамены не
нужны. То есть они, наверное, для чего-то нужны, но
не для последующей деятельности
экзаменующегося. Когда-то нечеткость критериев
оценки служила подспорьем приемным комиссиям,
осуществлявшим национальную и политическую
фильтрацию абитуриентов. Параллельно она
служила еще кое-чему, служит она этому по сей
день. Один мой знакомый, председатель
апелляционной комиссии, когда-то сказал о
председателе приемной комиссии: “Он не
пропустил ни одной новой марки “Жигулей” (прямо
сказать не позволяла лояльность, а хоть как-то
дать понять очень хотелось). Так улыбнемся же:
добрые дяди с пособиями усложняют жизнь приемным
комиссиям – на экзамене на факультет ВМК МГУ
школьники списывают с пособий сплошь и рядом, а
когда комиссия обнаруживает пять одинаковых
сочинений, то она вынуждена ставить всем по
тройке. Не пойман – не вор: может, они все просто
наизусть выучили? (Частное сообщение абитуриента
этого года.)
Периодически раздаются возгласы: а вообще зачем
эти сочинения? Будущим филологам – понятно, без
вопросов. Будущим преподавателям – тоже. А вот
математикам – зачем? Не сдают же
абитуриенты-филологи математику?
Всмотритесь: перед вами полка в книжном магазине,
плотно уставленная сборниками
благородно-металлических сочинений, и школьники,
обильно выделяя адреналин, судорожно перебирают
оные.
Мария ГАЙНЕР, Алла КУЗНЕЦОВА, Леонид АШКИНАЗИ
Фото Леонида АШКИНАЗИ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|