Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Шпаргалка – это не всегда плохо

Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе. Уроки повторения русской классики в 11 классе.
М. Просвещение, 2001. – 144 с.

Конспект, тезисы, памятка, шпаргалка для старшеклассников, выпускников, абитуриентов, учителей – вот первое впечатление от книги Н.И.Иванченко «Подготовка к выпускному экзамену по литературе», которое в принципе не меняется и после подробного прочтения. Достоинство книги – в ее высокой информативности, насыщенности и вместе с тем компактности, удобстве в использовании. По словам самого автора, цель пособия – «…повторить и систематизировать программный материал и подготовиться к выпускному сочинению в школе и вступительному в вузе. Материалы книги скомпонованы по авторам и произведениям в хронологическом и тематическом порядке в соответствии с действующими программами по литературному образованию в 5–11 классах…» И действительно, в книге указано, перечислено все, что надо знать выпускнику, поступающему и т.д. Каждая глава, отведенная тому или иному писателю, строится следующим образом:

– называются основные проблемы изучаемых произведений;
– называются произведения или отрывки из них, которые выпускники должны знать;
– предлагаются вопросы для повторения;
– дается разнообразный теоретический материал, планы и рабочие материалы к сочинениям;
– называются темы сочинений;
– приводятся образцы сочинений различных жанров, рецензии на сочинения;
– перечисляются новейшие публикации по данному автору и произведению с 1991 по 2000 год.

Кроме того, в связи с необходимостью подготовки к экзаменационному сочинению в книге рассматриваются и такие вопросы, как: определение термина «сочинение»; жанры выпускного сочинения; общие требования к сочинению; как анализировать лирическое произведение.
Как уже было сказано, такая книга-«шпаргалка» весьма полезна и удобна в использовании. Во-первых, подобный комплексный подход в подготовке к экзамену способствует формированию целостности базы знаний, устраняет разрозненность восприятия литературного курса. Во-вторых, в отличие от обычной шпаргалки, главным методом которой является механическое изложение тем сочинений, «шпаргалка» Н.И.Иванченко демонстрирует пример принципиального подхода в подготовке к экзамену, а также руководит процессом подготовки, что дает возможность учащимся проявить самостоятельность и инициативу (поэтому пособие можно использовать для самостоятельного повторения курса литературы).
Если чуть подробнее остановиться на содержании глав, посвященных писателям, то материалы каждой из них можно условно разделить на две группы:

– перечисление основных проблем изучаемых произведений, тем сочинений;
– различные формы повторения материала – рабочие материалы.

Что касается первого, то, по словам автора, его «творческие поиски сосредоточены на философских аспектах в изучении русской литературы. Поэтому при повторении курса литературы XIX века большое внимание уделено философским проблемам русской литературы». То есть внимание акцентируется на особенностях художественного стиля, философии писателя. Это очень важно для формирования у учащихся вышеупомянутой целостности восприятия творчества писателя – любой учитель литературы подтвердит, что одной из самых трудных задач для учеников является освоение философских вопросов и проблем. Вот, например, какие проблемы выделяются при изучении лирики М.Ю.Лермонтова.
Жажда любви и гармонии как определяющий мотив лирики. Философские мотивы лирики поэта. Тема Родины и судьбы поколений. Тема поэта и поэзии. Пафос вольности и протеста. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.
Еще один пример – некоторые проблемы романа «Идиот»: «Рай – вещь трудная: рай на земле нелегко достается». Достоевский и философ К.Леонтьев о возможности на земле царства любви, добра и гармонии. Философ К.Леонтьев: гармония на земле, питаемая «всемирной любовью», во-первых, нежелательна, во-вторых, невозможна. Сценическое воплощение романа «Идиот».
Таким образом, полностью все темы не раскрываются, предлагается только конспект, тезисы по проблематике произведения. Вместе с тем достигается и другая, чисто практическая цель – информативное ознакомление, вернее, напоминание (т.к. цель пособия – повторение), что конкретно надо знать по теме.
Что касается тематики предлагаемых сочинений, то часть из них – традиционна, часть – нетрадиционна. Нетрадиционны, например, такие темы, как:
образ Петербурга в романе и в иллюстрациях Д.Шмаринова – «…когда уже некуда идти» (по роману «Преступление и наказание»);
романтические признания Лермонтова (по лирике Лермонтова);
к тургеневскому или чеховскому «дворянскому гнезду» ближе изображенное на картине (И.Н. Крамской «Осмотр старого дома», В.Э.Борисов-Мусатов «Призраки», «Гобелен»). Тургенев считал, что «писатель должен быть психологом, но тайным»… Докажите это на примере романа «Отцы и дети»;
Надя Шумилина и Аня Раневская (по рассказу «Невеста» и «Вишневый сад»);
«Для каждого возраста А.С.Пушкин имеет у себя нечто соответствующее» (В.В.Розанов). «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». «Куда ж нам плыть?» (по лирике А.С.Пушкина).
Правда, в некоторых разделах трудно какую-либо из тем назвать нетрадиционной, например, по творчеству Гончарова, Фета, Тютчева, но таких разделов меньшинство. К тому же и сам составитель пособия в предисловии оговаривается, что «в содержании книги находят отражение» его «пристрастия».
Вообще подобный подход к подбору сочинений вполне оправдан, т.к. подготовка к экзамену не время для экспериментаторства и набор традиционных тем – дань необходимости.
Выше говорилось о том, что материалы каждой главы можно условно разделить на две группы. Так вот, вторая группа – рабочие материалы для повторения, и здесь во многом виден творческий подход автора пособия. Подробно все перечисленные проблемы произведений не раскрываются, для развернутого анализа берутся две-три темы и демонстрируются в виде сочинений различных жанров (литературно-критическая статья, очерк, путешествие, эссе). В этом, в частности, отличие книги Н.И.Иванченко от множества пособий типа «Лучшие сочинения года». Единственное, что не совсем понятно, – с какой целью на каждое сочинения дана рецензия (видимо, автора пособия): все рецензии положительные, хвалебные, нет ни одного примера, на котором можно было бы увидеть возможные недостатки сочинения.

Другие рабочие материалы (помимо сочинений) довольно разнообразны:

– в каждой главе даны вопросы для повторения, помогающие лучше ориентироваться в материале произведения или творчестве писателя;
– в некоторых главах – тесты для самопроверки, например, по творчеству Салтыкова-Щедрина, Лермонтова: каким предстает Наполеон в стихотворении Лермонтова «Перчатка»: а) тиран и деспот, б) жестокий завоеватель,
в) глубоко несчастный, гордый и одинокий человек?
– в некоторых главах уточняется, что надо знать наизусть – и для лирических, и для прозаических произведений, например, по драме «Гроза»;
– есть викторины по творчеству некоторых писателей, например, по пьесе «Бесприданница»;
– даются советы по изучению некоторых тем, уточняется, на что обратить внимание прежде всего; например, при повторении темы «Рассказы А.П.Чехова» предлагается обратить внимание на следующее: выясните время написания рассказа, задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл названия; подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен; подумайте, что нового о мире, людях и жизни рассказал автор; как художественное мастерство писателя помогает читателю увидеть авторскую позицию; продумайте план и форму своего высказывания; главное – старайтесь обосновать и доказать все свои суждения, выводы, предположения.

Такое разнообразие форм повторения создает высокую информативность и способствует более прочному усвоению материала.

Таким образом, хотя данное пособие трудно назвать революционным, оно все-таки выделяется из потока литературы, рекомендованной для подготовки к выпускному экзамену по литературе. Его можно назвать мини-путеводителем в лабиринте экзамена, оно высокоинформативно, компактно, удобно в использовании. А что до части традиционных моментов, то в конце концов «материалы книги скомпонованы в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего общего образования и типовыми экзаменационными вопросами, утвержденными Министерством образования Российской Федерации».
А от них никуда не денешься.

Ольга КРЮКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru