Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2002

Третья тетрадь. Детный мир

СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдите восемь отличий...

Попробуем сравнить принципы и мотивы двух образовательных систем

В чем же основные отличия продуктивного образования от традиционного образования? Попробуем разобраться.

Отличие первое. Кто выбирает содержание образования ученика? В традиционном образовании это чиновник Министерства образования (в России это федеральный компонент образования), региональный чиновник (региональный компонент), администрация школы (школьный компонент), родители (выбирают профиль школы, класса) и, наконец, сам ученик (выбирает факультатив, кружок, секцию).
В продуктивном образовании содержание своего образования выбирает сам ученик.
Отличие второе. Какой метод преподавания лежит в основе? В традиционном образовании это лекция, рассказ, беседа. Реже – активные методы образования.
В продуктивном образовании это практическая деятельность ученика, “научить, как надо учиться”, активные методы: диалог, полилог, ориентационная игра, интервьюирование.
Отличие третье. В какой последовательности ученик получает образование? В традиционном образовании это знание – умение – навыки.
В продуктивном образовании это личный опыт ученика – интерес – практическая деятельность – проблема – теория – практическая деятельность.
Отличие четвертое. Каковы основные мотивы учения? В традиционном образовании это отношение человека к семейным традициям.
В продуктивном образовании это отношение человека к деятельности и самому себе.
Отличие пятое. Какая связь между учением и практикой? В традиционном образовании эпизодическая – от учения к практике. В продуктивном образовании постоянная – от практики к учению.
Отличие шестое. Кто несет ответственность за процесс образования? В традиционном образовании это учитель, который должен развивать способности учеников. В продуктивном образовании – и ученики, которые развивают у себя свои способности, и школа, которая отвечает за создание условий, обеспечивающих продвижение учеников.
Отличие седьмое. На какие принципы опирается учитель в процессе обучения? В традиционном образовании – на запоминание учеником определенного объема учебного образования. В продуктивном – на индивидуальный опыт деятельности ребенка.
Отличие восьмое. Каковы критерии оценивания успешности? В традиционном образовании это объем и качество предметных знаниевых умений. В продуктивном – объем и качество умений деятельности.
Как видим, традиционное и продуктивное образование коренным образом отличаются друг от друга. Если же попробовать вычленить основу, ядро этих различий, то мы увидим в продуктивном образовании реальную опору на самопозицию учеников в отличие от декларируемой в традиционном образовании ориентации образовательного процесса на самоопределение личности ученика.
Таким образом, традиционное образование – знаниевое, а продуктивное – деятельностное, умениевое.

Екатерина АЛЕКСАНДРОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru