СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ната КРЫЛОВА,
заведующая лабораторией культурологии
Института педагогических инноваций, г. Москва
Продуктивные школы:
реальность, мифы и мечты
Идеи продуктивного обучения и принципы
организации продуктивных школ с каждым годом
завоевывают все больше и больше сторонников.
Вспоминаю проведенный в прошлом году в Испании
международный семинар «Как включить
продуктивное обучение в школьную систему», где
участвовали педагоги из семнадцати стран.
Как включить продуктивное обучение в школьную
систему? – такой вопрос в девяностых годах
возник и в нашей стране. Причин несколько: все
больше учителей узнают о возможностях
продуктивного образования, во многих школах
готовы подхватить и использовать его
альтернативные формы.
Тот семинар в Испании можно назвать знаковым,
потому что он стал отражением качественных
изменений в движении продуктивных школ: многие
педагоги как в России, так и за рубежом поняли
необходимость изменений традиционных методов
обучения старшеклассников, вышли на новые
решения в организации продуктивного образования.
Группы разрабатывают проекты
На семинаре работали смешанные команды, то есть в
каждой были педагоги из разных стран, которые и
разыграли четыре идеальных проекта национальных
продуктивных школ: испанский, немецкий,
греческий и шведский.
Они же представили, как к школе продуктивного
обучения относятся парламент и государственные
структуры, администрация традиционной школы,
научные студенческие общества, сами ученики и их
родители, производство, пресса. Для каждой
позиции определялись задачи поддержки и
консультирования национальных проектов, а также
критерии их последующей финальной оценки.
Вот пилотные проекты продуктивных школ в кратком
изложении.
Каталонский (испанский) проект. В традиционной
школе организуется класс продуктивного обучения
для подростков 16 лет, которые обучаются три
семестра и получают сертификат об образовании.
Обучение – пять дней в неделю: с 9 до 13 часов в
школе организуются самостоятельные и
индивидуальные занятия, но не в форме классно-урочной
системы. Все занятия проводятся по групповой
методике с учетом индивидуальных запросов и
использования компьютерных технологий. С 16 до 18
часов – работа учеников в городе. Большой
перерыв между школьными часами и работой – это
сиеста, вынужденное приспособление к жаркому
климату и дань культурной традиции.
Греческий проект. «Гераклитос» ориентирован на
подростков, бросивших учебу, и тех, у кого
сложились конфликтные отношения со школой. Два
дня в неделю ребята учатся в школе по
индивидуальным и групповым планам: греческий
язык и история (вместе!), английский, математика,
компьютер и еще два-три предмета по выбору. Три
дня они работают в качестве учеников на рабочих
местах в городе, причем меняют место работы
каждый семестр. Ребят поддерживает команда
педагогов. По результатам работы ученики
представляют учителям подробные отчеты.
Шведский проект. Он рассчитан на сто учеников и
команду из шести педагогов. В первый год ребята
работают в городе два дня в неделю. За время учебы
дважды меняют рабочие места. Основной метод
обучения – проектный. Педагоги постоянно
поддерживают контакты с социальными службами
города и родителями детей. Через год они набирают
еще одну группу учеников и увеличивают время
работы в городе первой группы.
Немецкий проект. Рассчитан на 30 учеников школы
продуктивного обучения, с которыми работают три
педагога. В реальных производственных условиях
ребята заняты три дня в неделю по шесть часов. На
изучение теории в школе отводится два дня. Когда
подросток попадает в школу, педагоги помогают
ему сориентироваться, и этот период может
занимать от четырех до шести недель. Учатся в
такой школе два года, в том числе и летом. По
итогам продуктивного обучения ребята
представляют учителям подробные отчеты.
Конкурс проектов
Строгое жюри оценило проекты по десятибалльной
системе. Победил шведский проект: он был лучше
продуман, обоснован и представлен. Но участники
команд понимали, что дело не в победе: в деловой
игре в выигрыше каждый, поскольку педагоги еще
раз проиграли для себя ситуации включения
продуктивных проектов в систему традиционных
школ. Этому не учат в педагогических
университетах. Педагоги, социальные работники,
психологи, директора школ в моделируемых
ситуациях учились принимать взвешенные решения,
преодолевать конфликтные ситуации, убеждать
виртуальных противников и создавать все условия
продуктивного обучения для тех, кто выпал из
традиционной школьной системы.
Планы
В Берлине при участии городского правительства в
прошлом году были начаты 12 новых проектов в
средних и специальных школах на базе девятых и
десятых классов. В Магдебурге планируется начать
продуктивное обучение в специально организуемых
классах сразу в десяти традиционных школах.
Министерство образования Австрии поддерживает и
расширяет сеть продуктивных проектов.
Управленцы понимают, что такие проекты открывают
дополнительные возможности тем подросткам,
которые не могут справиться с некоторыми
обязательными школьными предметами, но имеют
определенные профессиональные ориентации и
интересы, что и помогает им освоить программу и,
работая, продолжить образование, включая
поступление в университеты.
Продуктивное обучение – реальный способ
преодолеть узость классно-урочной системы и ее
неэффективность в отношении «трудных» и
«неуспешных». Их без тени сомнения традиционная
система первыми выталкивает из школы, как только
подростки накапливают плохие отметки, якобы
фиксирующие их неспособность учить стандартные
школьные дисциплины.
Продуктивное обучение в высшей степени
природосообразно. Оно дает возможность
подросткам раскрыть свой собственный потенциал
роста и творческих задатков, которые не
используются школой. Возможности создаются
соединением работы на реальных рабочих местах с
заново осмысливаемой самостоятельной учебой.
Методы продуктивного обучения кардинально
отличаются от традиционно организованного
вечернего или заочного обучения работающей
молодежи, поскольку продуктивные проекты в своей
основе имеют не классно-урочные занятия, не
классическое обучение, а групповые, студийного
типа занятия и самостоятельное учение на основе
собственных интересов. И те и другие
предполагают постоянное групповое обсуждение,
рефлексию учебы; иные, чем в традиционной школе,
принципы оценивания реальных результатов (наполнение
«портфеля ученика»); иную педагогическую работу
с учениками (не предметное преподавание);
совместное овладение учителями и учениками
новыми методами продуктивного обучения (нетрадиционное
повышение квалификации).
Нужно только захотеть
Берлинские педагоги одними из первых поняли все
преимущества продуктивного обучения, поэтому и
было принято решение на уровне города расширить
сети продуктивных школ, действовать
скоординированно.
Но, может быть, в Берлине действуют особые
условия? – спрашивали участники семинара. Вот
другой пример: Эрфурт, столица Тюрингии.
Продуктивный проект в Эрфурте был инициирован в
1991 году региональным министерством образования
и осуществляется при тесном сотрудничестве с
Эрфуртским университетом.
В Эрфурте проект нацелен на социально и
педагогически запущенных подростков 12–16 лет. Он
предполагает нестандартные методы обучения, для
того чтобы, несмотря на конфликтные ситуации, все
же дать подросткам то содержание образования,
которое они хотели бы получить сами.
Как организуется двухгодичное обучение в так
называемых практических классах? Прежде всего
мне хотелось бы предостеречь читателя от прямого
сравнения продуктивного проекта с организуемыми
у нас профильными классами. Последние действуют
в классно-урочной технологии, что совершенно
нетипично для продуктивных школ.
Вот учебный план индивидуальных занятий
подростка на неделю:
четыре часа – немецкий язык;
четыре часа – математика;
четыре часа – естественные науки;
четыре часа – социальные науки, музыка,
искусство;
три часа – практика общения на английском языке;
два часа – этика или религия;
три часа – физическая культура.
Десять часов – практическая работа на реальных
рабочих местах, включающая работу на компьютере (часть
этих часов оплачивается).
Откровенно скажу, что рассматриваю этот вариант
как переходный от традиционной модели к
альтернативной. В Эрфурте разработали такой
учебный план и программы, которые обеспечивают
включение продуктивного обучения в обычную
среднюю школу, причем акценты сделали на
технических элементах содержания образования.
Например, при изучении биологии и химии внимание
обращают на технологию приготовления пищи или
экологические проблемы; при изучении математики
– на цены, проценты, прибыль, налоги; при изучении
немецкого языка – на составление конкретных
инструкций и документов; при изучении физики –
на характеристику давления или сжатия;
английского языка – на словарь покупок и продаж;
искусства – на дизайн и рекламу.
Педагоги школы продуктивного
обучения.
Они помогают ученикам составить портфель личных
результатов и достижений. Это меняет позицию
учителя, который уже не проверяет усвоение, а
принимает учение как открытый и добровольный
процесс, признает роль личного опыта ученика и
работает с ним индивидуально, опирается на
запросы и интересы подростков, ищет в городе
новые места для образования, ориентируется на
практическую работу учащегося, обеспечивает
успешность подростка, умеет работать в команде
педагогов и учеников, умеет легко устанавливать
контакты.
Конечно, речь здесь идет о педагоге нового типа –
не предметнике. Таких педагогов пока не готовят в
педагогических университетах. Не случайно в сети
продуктивных школ действует собственная система
повышения квалификации, базирующаяся на
командной, рефлексивной работе педагогов, на их
способности учиться вместе с подростками.
Что дальше?
В отечественной системе образования действует
несколько продуктивных проектов: в Санкт-Петербурге,
Москве, Кемерове.
Но почему нет расширения сети? Что мешает нам
организовать дело так, как оно движется в Берлине,
Магдебурге или Эрфурте? У нас робкие учителя?
Осторожные директора? Чурающиеся зарубежных
инноваций управленцы?
Говорят, дескать, у нас и так все есть. Ссылаются
на Макаренко, Католикова. Вспоминают ученические
производства. Теперь называют еще и профильную
старшую школу. Но забывают, что все это
существует в рамках классно-урочной системы.
Продуктивные же школы построены по другому
принципу: там обучение свободно. Какие
отечественные управленцы образованием позволят
инновацию, которая выпадает из классической
модели традиционной школы?
Вот одна школа, накопившая богатый опыт
разнообразной социальной работы (специально не
стану ее до поры до времени называть),
заинтересовалась альтернативной методикой. А я
еще больше заинтересовалась тем, что этим
отважным педагогам удастся сделать за полгода
или год…
Давайте проведем социальный эксперимент:
посмотрим, что же нужно для того, чтобы одна
российская школа стала по-настоящему (не на
словах) продуктивной?
Через полгода вернемся к этой теме.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|