СИТУАЦИЯ
Эта привычная педагогика отчуждения...
Раздельное обучение здоровых детей
и детей с особыми потребностями – самый
простой выход. И самый неудачный для всех
По данным Министерства образования, в
специальном коррекционном образовании
нуждаются примерно 1,25 миллиона детей школьного
возраста.
На 1 января 2002 года 281,5 тысячи из них посещают 1943
коррекционных учреждения, 1360 из которых – школы-интернаты.
Около 250 тысяч детей учатся в специальных классах,
организуемых в общеобразовательных школах. 36
тысяч обучаются на дому
В последнее время много говорят об
интегрированном обучении и социальной адаптации
детей с ограниченными возможностями. Проводятся
“круглые столы”, исследования, создаются
рабочие программы… И тем не менее детей с
особыми потребностями предпочитают обучать
отдельно или не обучать вовсе.
Мы обратились к представителям управлений
образования некоторых регионов с вопросом, какие
школы-новостройки приспособлены для обучения
детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата и есть ли примеры интеграции учащихся с
различными заболеваниями в общеобразовательные
массовые школы.
В Кировской области, в Республике Татарстан в
новых школах ни пандусов, ни других
приспособлений для этой категории учащихся не
предусмотрено и в ближайшей перспективе не
предвидится.
В Тульской области из-за демографического
кризиса в последние годы вообще не ведется
строительство новых общеобразовательных
учреждений – в нынешнем году была сдана лишь
школа-интернат на 300 мест для детей-сирот.
Выходят из положения за счет сети коррекционных
учреждений: есть спецшколы и детские сады для
слабослышащих, для детей с нарушениями
интеллекта и интернаты для больных ДЦП в Туле и в
других городах. В некоторых массовых школах и
детских садах создаются классы и группы для
слабовидящих детей, для ребят с задержкой
психического развития (ЗПР).
В Ростовской области общеобразовательные школы
не оборудованы для обучения детей с особыми
потребностями. Но показательно, что в нынешнем
году здесь была принята программа “Поддержка
развития коррекционного обучения”, в рамках
которой планируется выделять более 1 млн рублей
ежегодно на открытие классов
коррекционно-развивающего обучения в школах, на
развитие психолого-медико-педагогических
центров и психологических служб в
общеобразовательных учреждениях.
В Республике Татарстан потребности в
образовании детей с ограниченными возможностями
покрываются за счет коррекционных школ
открытого и интернатного типа. Поэтому, по
свидетельству заместителя министра образования
республики Веры Боговаровой, специалисты и не
ставят перед проектировщиками новых школьных
зданий задачу оснастить их современными
приспособлениями для инвалидов.
А помимо специальных условий, как считает Вера
Александровна, нужны индивидуальные программы
для обучения таких детей, а это весьма затратно.
«Педагогические вузы и колледжи, – говорит
директор нижнекамского центра “Надежда” Нина
Буханова, – продолжают готовить учителей, не
умеющих работать с больными детьми. Да и само
общество пока еще не способно понять и принять
чужую беду, и поэтому проблемы инвалидов
решаются в последнюю очередь либо не решаются
вовсе».
«Мы считаем, что это очень опасная тенденция
нашего общества – организация отдельных
образовательных структур для детей с
ограниченными возможностями, – говорит Ольга
Дроздова, менеджер по связям с общественностью
региональной общественной организации
инвалидов “Перспектива”. – Эти дети должны
учиться в самых обычных классах, общаться со
своими сверстниками, с теми, кто не имеет
серьезных проблем со здоровьем. Причем для тех,
кто хорошо видит, слышит, легко передвигается,
это так же важно, как и для тех, кто нуждается в
большей помощи и заботе. Люди бывают разные, и
если мы не научим наших детей понимать и
принимать это, мы никогда не сможем стать
действительно цивилизованной страной.
А научить – можно. Равно как и решить сугубо
технические проблемы, мешающие людям с
ограниченными возможностями нормально жить в
обществе.
Вот письмо одной из наших учениц, Юлии Симоновой:
“...В 10 лет я стала инвалидом и с пятого по десятый
класс находилась на домашнем обучении – не могла
посещать школу на инвалидной коляске. Конечно,
самостоятельную учебу дома не сравнишь со
школой: нет звонков на уроки, нет классов, парт,
перемен, а самое главное – исчезло общение,
радости и разочарования, которые разделяешь с
одноклассниками. Лишь спустя пять лет, будучи
одиннадцатиклассницей, я снова испытала те
чувства, которые были потеряны мною.
После сложного конкурса мне представилась
возможность провести целый год в США как
студентке по обмену. Сразу после прилета в штат
Вашингтон у меня широко открылись глаза от
восторга. Я самостоятельно могла доехать до
школы на автобусе, оборудованном автоматическим
подъемником; перейти дорогу, не прося окружающих
ввезти меня на бордюр; с легкостью, не волнуясь о
пандусах, посещать различные общественные места.
Всего через три дня учебы у меня появилось много
друзей, с которыми мы весело проводили свободное
время, ходили по магазинам, в кино. Оказывается,
это так хорошо – просто ходить в школу! Помимо
меня там же учились два человека,
передвигавшиеся на колясках, слабовидящие и
слабослышащие ребята, дети с синдромом Дауна.
Отношение к людям с ограниченными возможностями
со стороны остальных учеников было абсолютно
нормальным...”
– Количество детей, нуждающихся в специальном
образовании, зависит не от дурного характера
чиновников, а от той цели, которую ставит
государство, – считает Николай Малофеев,
директор Института коррекционной педагогики
РАО. – В разных странах по-разному понимают цели
обучения ребенка-инвалида. Если исповедуется
система равных гражданских прав,
политкорректности – разрабатываются особые
программы образования, устанавливаются другие
требования по отношению к этой категории, –
тогда необучаемые исчезают.
Если мы изменим стандарт обучения, подстроим его
под возможности каждого ребенка, статистика
нуждающихся в специальном образовании резко
сократится, а классы коррекции, число учащихся в
которых исчисляется сотнями тысяч, закроются.
Ведь на Западе таких классов нет. Просто после
тестирования на определенном этапе обучения
часть детей идет по облегченному
образовательному маршруту с преобладанием
спортивного, трудового, творческого профиля. И
тогда человек состоится как личность: он станет
прекрасным слесарем, актером, спортсменом, но он
никогда не узнает высшей математики,
планиметрии... Если он захочет, то сможет
продолжить свое образование после школы – с
помощью репетиторов, экстерном или
самостоятельно...
А мы беремся дать всем высочайший уровень знаний,
а это непосильная задача.
Ольга ДАШКОВСКАЯ, Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|