КРУГ ВОПРОС
Комплекс одаренности
В Федерации Интернет-образования
состоялся круглый стол «Раннее развитие: за и
против». В его работе приняли участие
специалисты в области педагогики и детской
психологии.
Разговор затронул сразу несколько
проблем: диагностику одаренности, вопрос
различения одаренности и опережающего развития.
Однако главная дилемма, которую решали участники
«круглого стола»: возможно ли искусственное
развитие способностей ребенка? В качестве
аргументов одни приводили доводы Жана Пиаже,
утверждавшего, что воспитатель должен следовать
за естественным развитием ребенка.
Другие апеллировали ко Льву Выготскому,
предлагая тезис «обучение опережает развитие»,
подразумевающий вторжение воспитателя в ход
развития личности ребенка. Но при этом важно,
считает Виктория Юркевич, заведующая
лабораторией проблем развития одаренности МПГУ,
влияя на развитие детей, помнить о том, насколько
велика воспитательная роль невербального
общения – педагоги же, как правило, стараются все
объяснить именно словами.
Раннее организованное развитие, происходящее в
детском саду, считают психологи, вредит детям,
упрощая их представление о мире и ограничивая их
творческие способности.
Юлия Бабаева, доцент МГУ, предложила обсудить
проблему корреляции раннего развития и наличия
творческих способностей (одаренности). «Что мы
подразумеваем, когда говорим обычно об одаренном
ребенке? Быстрое овладение речью, чтением,
музыкой, шахматами, но ведь этим не исчерпывается
одаренность», – с этим мнением согласились все
специалисты, принимавшие участие в работе
«круглого стола». Сегодня психологи наравне с
художественной и интеллектуальной одаренностью
говорят о технической, эмоциональной, социальной
и даже нравственной одаренности. По
исследованиям психологов, этот вид одаренности,
как способности создавать нравственную систему
и следовать ей, сегодня чрезвычайно редок (исследования
разных типов одаренности проводились комитетом
при Совете Европы «Евроталант» и выявили
соответствие высоких интеллектуальных
способностей детей слабой нравственной позиции).
Получается, по словам психологов, что
искусственное раннее развитие часто вредит
ребенку, а порой даже травмирует, например,
формируя в нем комплекс совершенного человека.
Чаще всего с годами дети-вундеркинды перестают
удивлять окружающих своими способностями, и у
них возникает комплекс ненужности,
неполноценности.
Воспитание с помощью любых стереотипов личности,
будь то стереотип «отличника» или «чудо-ребенка»,
приводит к тяжелым последствиям, считает Евгения
Кузнецова, директор школы для одаренных детей.
Дискутируя на тему раннего обучения чтению и
языкам, ученые сошлись во мнении, что такое
обучение возможно и в возрасте полутора лет,
однако, прежде чем предложить ребенку
деятельность, необходимо убедиться в том, что он
к ней готов. Главное, чтобы в любой деятельности у
ребенка не возникало разочарования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|