Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2002

Третья тетрадь. Детный мир

КРУГ ВОПРОС

Наталия ИШТРИКОВА

Комплекс одаренности

В Федерации Интернет-образования состоялся круглый стол «Раннее развитие: за и против».  В его работе приняли участие специалисты в области педагогики и детской психологии.

Разговор затронул сразу несколько проблем: диагностику одаренности, вопрос различения одаренности и опережающего развития. Однако главная дилемма, которую решали участники «круглого стола»: возможно ли искусственное развитие способностей ребенка? В качестве аргументов одни приводили доводы Жана Пиаже, утверждавшего, что воспитатель должен следовать за естественным развитием ребенка.
Другие апеллировали ко Льву Выготскому, предлагая тезис «обучение опережает развитие», подразумевающий вторжение воспитателя в ход развития личности ребенка. Но при этом важно, считает Виктория Юркевич, заведующая лабораторией проблем развития одаренности МПГУ, влияя на развитие детей, помнить о том, насколько велика воспитательная роль невербального общения – педагоги же, как правило, стараются все объяснить именно словами.
Раннее организованное развитие, происходящее в детском саду, считают психологи, вредит детям, упрощая их представление о мире и ограничивая их творческие способности.
Юлия Бабаева, доцент МГУ, предложила обсудить проблему корреляции раннего развития и наличия творческих способностей (одаренности). «Что мы подразумеваем, когда говорим обычно об одаренном ребенке? Быстрое овладение речью, чтением, музыкой, шахматами, но ведь этим не исчерпывается одаренность», – с этим мнением согласились все специалисты, принимавшие участие в работе «круглого стола». Сегодня психологи наравне с художественной и интеллектуальной одаренностью говорят о технической, эмоциональной, социальной и даже нравственной одаренности. По исследованиям психологов, этот вид одаренности, как способности создавать нравственную систему и следовать ей, сегодня чрезвычайно редок (исследования разных типов одаренности проводились комитетом при Совете Европы «Евроталант» и выявили соответствие высоких интеллектуальных способностей детей слабой нравственной позиции). Получается, по словам психологов, что искусственное раннее развитие часто вредит ребенку, а порой даже травмирует, например, формируя в нем комплекс совершенного человека. Чаще всего с годами дети-вундеркинды перестают удивлять окружающих своими способностями, и у них возникает комплекс ненужности, неполноценности.
Воспитание с помощью любых стереотипов личности, будь то стереотип «отличника» или «чудо-ребенка», приводит к тяжелым последствиям, считает Евгения Кузнецова, директор школы для одаренных детей.
Дискутируя на тему раннего обучения чтению и языкам, ученые сошлись во мнении, что такое обучение возможно и в возрасте полутора лет, однако, прежде чем предложить ребенку деятельность, необходимо убедиться в том, что он к ней готов. Главное, чтобы в любой деятельности у ребенка не возникало разочарования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru