Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

Александр АДАМСКИЙ

Власть просвещения

Влиятельные политические партии определяют свои ориентиры в области образования. А влиятельные деятели образования набирают вес в большой политике

Владимир Филиппов вошел в двадцатку влиятельных политиков России

Многие аналитики называют бурный старт осеннего политического сезона началом предвыборной борьбы – в 2003 году в России парламентские выборы. После летней спячки резко обострилось соперничество за влияние на общественное мнение. При этом вдруг вышли наружу экономические, военные, сельскохозяйственные, экологические и транспортные проблемы. А тема школы, средней и высшей, на этом фоне не только не затерялась, но и вышла в лидеры.
Образование постепенно начинает занимать на политической карте России все больше места. Пока неизвестно, хорошо это или плохо, но политический вес темы образования увеличивается.
Например, по оценке журнала «Власть», министр образования Владимир Филиппов занимает в сентябре 20-е место в списке самых влиятельных политиков, чиновников и бизнесменов России. Для оценки этого факта достаточно сказать, что 19-е место занимает Ахмат Кадыров, а 21-е – Виктор Христенко. За пределами первой двадцатки остались Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Михаил Горбачев, Александр Волошин и даже Алексий II. Августовский рейтинг В.Филиппова, по оценке того же журнала «Власть», 132.
Конечно, вполне можно сказать, что такой взлет – результат августовского политического затишья и, наоборот, активной работы именно в августе президентских и правительственных структур по подготовке к учебному году. Но попадание в двадцатку лидеров общественного мнения не происходит только по этим причинам, тем более что особых катаклизмов в образовании в этот период не было.
Интересно, что среди пяти номинаций этого исследования прессы (упоминаемость, заголовки, цитируемость, деньги и «рядом с Путиным») самый высокий результат министра образования – в номинации «цитируемость», он занимает 5-е (!) место. По оценке «Власти», вклад руководителя образовательного ведомства в российскую политику сравним с ролью А.Вишнякова в выборных боях, Д.Рогозина в калининградском конфликте, со взлетом А.Гордеева в борьбе за урожай и участием министра обороны С.Иванова в спорах между Россией и Грузией и в ситуации вокруг Ирака.
Пожалуй, впервые проблематика образования взлетела до уровня наиболее значимых политических процессов в российском обществе.
Наш прогноз состоит в том, что в ближайшие два-три месяца в связи с прохождением ряда законопроектов в Думе, бурными парламентскими слушаниями, с традиционными для осени выступлениями профсоюзов и вообще обострением напряженности в социальной сфере эта ситуация сохранится. Нашим читателям излишне напоминать, что задолженность по заработной плате учителям сохраняется до сих пор, а впереди – огромные затраты на подготовку к зиме. Косвенно о тяжелой обстановке в социальной сфере свидетельствует и то, что вице-премьер В.Матвиенко, занимавшая в рейтинге «Власти» 5-е место в июле, по августовским исследованиям, находится лишь на 37-м месте. То есть она не стала источником новостей, ее не цитирует пресса, фамилия вице-премьера редко упоминается рядом с фамилией президента. Налицо потеря влияния высокопоставленного чиновника на политическую ситуацию. С нашей точки зрения, все это может стать причиной сохранения повышенного интереса к теме «образование» и дальнейшего усиления влиятельности министра В.Филиппова.
Насколько это может улучшить положение дел в образовании, зависит от того, в какой капитал будет конвертирована влиятельность министра образования. На наш взгляд, это вряд ли может быть собственно политический капитал, а вот продвижение идей модернизации “на волне успеха” вполне вероятно.
Но поскольку в основе модернизации кроме ЕГЭ лежит все-таки административная логика – 12-летка, стандарт, централизация, инспекции, отчетности, проверки и контроль, то усиление политических позиций министра может привести к бюрократизации системы. Другая возможность – проведение модернизации экономики школы: финансовая самостоятельность, нормативное финансирование, эффективные маршруты финансовых потоков в образовании, либерализация хозяйственной деятельности школы, упрощенная отчетность, усиление привлекательности попечительства, поощрение спонсорства и многое другое.
В частности, политическое влияние министра может сыграть свою роль в ходе работы комиссии Д.Козака, в тех предложениях к изменению законодательства и межбюджетных отношений, которые могут сильно повлиять на благополучие школы.
В общем – не было ни гроша, да вдруг алтын: руководитель образовательного ведомства накопил политический капитал, которого не было ни у одного из предшественников. Можно сказать по-другому: образовательная политика начинает занимать такую высоту, на какой она никогда не стояла и стоять не могла в тоталитарном обществе.

Партийная педагогика и арифметика

…А параллельно с тем, как образование укореняется в политическом поле, крупные партии начинают лихорадочно собирать данные о том, в каком направлении им действовать в образовании, чтобы и дров не наломать и электорат приобрести.
У коммунистов в этом смысле нет проблем: их позиция известна и пользуется устойчивой поддержкой более трети всех избирателей. Всем должно быть хорошо: и бесплатное образование, и сохранение лучших достижений советской школы. Коммунисты в этом смысле придерживаются уникальной стратегии, которую можно интерпретировать так: высокая зарплата учителей должна быть обеспечена бесплатностью образования. Как это соединить, не знает никто – но звучит привлекательно.
Полная путаница на правом фланге. Оказавшись тягачом законопроекта о государственном стандарте, в котором вместо стандарта на условия школьной жизни объявляется стандарт на требования к ученику, «Яблоко» должно выбирать: либо иметь в активе проведенный законопроект, который невозможно связать с либеральной позицией партии, либо внести поправку – объявить стандартом сам финансовый норматив, но при этом лишиться удачно проведенного законопроекта, потому что правительство не пропустит закон, в котором будут четко прописаны обязательства власти по отношению к школе. СПС в последнее время особых инициатив в образовании не объявляет и идет в фарватере «Яблока», а других правых сил у нас пока и нет.
«Единая Россия» как раз на днях, 11 сентября, собрала экспертов и представителей образовательного сообщества для консультации и провела первичную экспертизу своих позиций. По всему видно, что партия власти только начинает определяться в сложной проблематике образовательной политики, и говорить о каких-то позициях этой партии еще рано.
А вот лидеру нового объединения левых – Геннадию Селезневу тематика образования более знакома. Напомним, что одно время он был главным редактором «Учительской газеты». Г.Селезнев собирается с визитом в Российскую академию образования, скорее всего разговор тоже пойдет о том, в какой форме и на каких основаниях может строиться его партийная линия в образовании.
Таким образом, мы видим, что образование идет в политику, а политика идет в образование. В связи с этим позвольте вспомнить один старый педагогический анекдот.
Учитель диктует классу задачу:
– Из пункта А в пункт Б вышел поезд. Из пункта Б в пункт А по той же полосе вышел другой поезд. И они не встретились. Почему?
Класс молчит. Учитель:
– Не судьба.
Чем же закончится сближение образования и политики? Встретятся? Как вы думаете?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru