ДОМАШНИЙ АРХИВ
ИСТОРИЯ ОСЕНИ
Исполнилось 110 лет со дня рождения
Константина Георгиевича Паустовского.
И уже более трех десятилетий миновало с того дня,
когда, говоря строкою Маргариты Алигер: “На
высоком окском косогоре отпевала Паустовского
Россия”. Шло время, каждая следующая эпоха
отменяла предыдущую, топя в прошлом ее цели,
интересы и настроения, предавая забвению многие
громкие имена, – Паустовский оставался. Книги
его читаются и перечитываются, иногда вызывая
споры, но гораздо чаще сближая, помогая близким
по духу людям находить друг друга в разобщенном
мире.
И по-прежнему притягивает сама личность “поэта,
распятого на кресте прозы”, по определению
Пришвина, а невыдуманные, неисповедимые страницы
его судьбы, вдруг открывшись, волнуют не меньше,
чем неожиданно найденные страницы текстов…
Сейчас стоит туманная, рыжая осень.
В лесах горечь и тишина.
Я много брожу по реке и лесам,
думаю о всяческих событиях…
Константин Паустовский
Такого светящегося дня больше не
будет никогда…
Воспоминания к неопубликованным
письмам
Мы
договорились встретиться в Русском музее, в
вестибюле. Я очень старалась не опоздать, но
какие-то непредвиденные домашние дела, как назло,
задерживали меня… От Невского, вдоль всей улицы
Бродского и до самого входа в Русский музей, я
бежала бегом и по времени не опоздала, но
Константин Георгиевич уже прохаживался в
назначенном месте, у большой лестницы справа.
Поздоровавшись, он сказал, что нарочно пришел
пораньше, потому что ему очень хотелось
подождать меня, даже если я и не опоздаю…
Наверху было довольно много народу, а Константин
Георгиевич хотел обязательно меня куда-нибудь
усадить, чтобы я отдохнула от своей “пробежки”,
мы спустились вниз, где тогда были картины
Куинджи, Маковского, Венецианова. Он показал мне
портрет “Девочки под зонтом” Марии Башкирцевой
и спросил, читала ли я ее “Дневник”, посоветовал
непременно разыскать и прочесть. Мы долго сидели
на красном бархатном диване с высокой спинкой
перед картиной “Жнецы”, но говорили не об этой
картине, а обо всем, что хотелось сказать друг
другу, – и о пустяках, и об очень важном, пока
дежурная служительница не сделала нам замечание:
“В музей приходят картины смотреть, а не
разговаривать”.
Мы извинились и тихонько ушли. В зале Шишкина
было тихо, просторно, а служительница дремала…
Постепенно перешли в зал Куинджи, его живописью
Константин Георгиевич восхищался, как и
живописью Поленова. Никакие веяния моды не
влияли и не могли повлиять на его восприятие
искусства. Он не ругал “леваков” в живописи и не
отвергал “консерваторов”. Почти в каждом
художнике находил он что-то прекрасное,
неповторимое. Глубокие познания в искусстве,
большая культура сочетались в нем с детской
непосредственностью восприятия, способностью
удивляться новому.
…Мы обошли почти весь музей и ушли только тогда,
когда посетителей уже попросили к выходу.
Простились, уговорившись на следующий день
встретиться в Эрмитаже, на площадке Иорданской
лестницы.
В Эрмитаж я опять пришла второй… Почему-то я
пошла не направо по маршу Иорданской лестницы,
как ходят все нормальные люди, а налево. Подняв
голову, я увидела, что Константин Георгиевич
стоит на верхней площадке, облокотившись на
балюстраду, и смотрит вниз. Увидев меня, он быстро
и легко стал спускаться мне навстречу…
В это мгновение я вдруг почувствовала такое
счастье, такую легкость и радость, какие,
вероятно, за все существование Зимнего дворца и
этой роскошной лестницы не испытывал никто из
поднимавшихся по ее ступеням.
Мы пошли по всем залам подряд, говоря обо всем
сразу, как будто долго-долго не виделись.
В одном из дальних залов были выставлены в то
время слепки Пергамского алтаря. Великолепные
слепки в натуральную величину, тонированные под
старый, местами обгоревший камень, подсвеченный
макет самого здания Пергамского алтаря, много
удобных банкеток и очень милая служительница,
которая, видимо, соскучилась в полном
одиночестве и очень обрадовалась нашему
появлению. Константин Георгиевич был поражен
великолепием деталей алтаря и тем мастерством, с
которым были сделаны с него слепки, рассматривал
их то в очках, то совсем близко, сняв очки,
дотрагивался рукой и говорил, что только на ощупь
узнаешь, что это слепки, а не подлинный камень.
Мы сидели в этом необыкновенном зале, и тут
получился как-то сам собой долгий и серьезный
разговор. Мы уже не говорили о пустяках. В этом
нашем “пергамском” разговоре было то, о чем мы с
ним оба все это время думали, но молчали… И весь
этот эрмитажный день, начиная с лестницы, стал
самым счастливым и сверкающим в моей жизни, почти
неправдоподобным чудом. Все сбылось и свершилось,
рядом был человек, который понимал меня не только
с полуслова, но понимал меня лучше и вернее, чем я
сама.
И в Пергамском зале мы просидели до закрытия
Эрмитажа, а потом медленно, тем же длинным и
запутанным путем пошли к выходу. Тогда мы еще не
знали, что такого светящегося дня, никем и ничем
не омраченного, больше не будет никогда…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|