ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Триста лет перемен
Иногда мнится, что Петербург – очень
древний город, гораздо древнее и Москвы, и
Великого Новгорода. Возможно, оттого, что на его
улицах лежит молчаливая печать усталости от
истории, будто его гложут воспоминания, мучают
подзабытые или недописанные строки поэм, не
дошедших до адресата писем. Снова и снова
тревожный дух, или демон, или ангел, прячущийся в
болотной зыби и иле, опутавшем кронштадтские
каналы, просачивается на улицы и набережные,
заражая прохожих мутными вампирическими
сомнениями: а стоило ли? А могло ли быть иначе?
Прохожие по привычке списывают параноидальные
видения на сырость и гонят подальше от греха
городских призраков, которых, как порой чудится,
куда больше живых людей.
Триста лет назад, летом 1702 года, первый император
Российского государства прибыл с войсками на
тринадцати военных судах к беломорским островам,
к стенам Соловецкой крепости, где и разбил
военный лагерь. Несколько дней спустя эскадра
направилась к поморскому селу Нюхча – исходной
точке знаменитой “государевой дороги”, с
которой Петр I начал свой легендарный поход,
завершившийся победой русских войск на Неве и
выходом к Балтийскому морю. По “государевой
дороге” русские войска под предводительством
Петра I тянули два фрегата – “Святой дух” и
“Курьер”. Корабли должны были принимать участие
в осаде шведской крепости Нотебург (Орешек). Для
осуществления этой военно-транспортной
экспедиции по указу Петра I жители Карелии за два
месяца построили дорогу по берегу Онежского
озера. Укрепившись на невских берегах, государь
Петр I повелел начать строить новый город. В
дельте Невы, а именно – на Заячьем острове, в мае
1703 года застучали топоры. Впрочем, в августе,
когда произошло первое в истории города
наводнение, возникли и первые сомнения: «Этот
новомодный нерусский город Санкт-Питер-Бурх на
гиблом месте стоит», – удивлялись осеннему
половодью строители из центральной России.
«Петербургу быть пусту?» – шептались бояре, с
неохотцей брившие бороды. Но кому-то все-таки был
нужен этот западный ветер-чужак, через
разбитое-то окно. И закрутилась-пошла
свистопляска. Кончилась дремучая и дикая
Татария, началась имперская и великосветская
Россия. Вот и Петр, бьющий шведов, вот матушка
Екатерина, так и не отменившая крепостного права,
но возлюбившая Дидро, вот «Медный всадник»,
отлитый Морисом Фальконе вместе с помощником
мастером Емельяном Хайловым, вот Каменный
остров, где А.С. Пушкин начеркал: “Когда за
городом задумчив я хожу”, несмотря на то, что
нынче это в двух шагах от центра.
Первый трамвай, последний выстрел, жаркий
поцелуй, государственные перевороты, проклятия,
предательства, молитвы – Петербург нельзя
перепутать ни с Прагой, ни с Парижем, ни с
Берлином, ни с Римом, ни с Мадридом... Февральские
метели, белые июньские ночи, «Козлиная песнь»
Вагинова, «Кокаин» Агеева, «Распад Атома»
Иванова. Каждый раз по приезде в Петербург
хочется побыстрей выйти на Невский и убедиться,
все ли на месте: полуобрушенные фрески, пожухлая
лепнина, трещины на асфальте, целующиеся
подростки с сережками в носу, женщины в платьях
ретро, в перчатках по локоть, суровая меланхолия
набережных, живописная окись на памятниках…
проспекты остановившегося времени, город, где
время победило.
В прошлом году близ Русского музея, что
неподалеку от Музея санитарии, вновь открылось
знаменитое литературное кафе «Бродячая собака»,
то самое, где кутили Гумилев с Ахматовой, Кузьмин,
Брюсов да Иванов. Из-за близости музея, правда (а
где в Питере музей не по соседству?), в кафе теперь
полно иностранных туристов, для которых на
стенах повесили нечто наподобие Шишкина и
акварельные многотиражки набережных, и кажется
сразу, что все лучшее в этом городе уже написано,
осталась только нудная ностальгия. Но когда
начинается ливень, все полуподвальные помещения
щедро заливает водой, и иностранные туристы
выбегают вон на улицы, смешиваясь с суетой
прячущихся, мокнущих, бегущих под дождем. В
подворотнях слышна музыка, на лицах фармацевтов
и старожилов читается предвкушение катастрофы и
перемен – а значит, и надежды на новый поворот
истории, новое празднество, новые имена...
Говорят, в каждом русском городе найдется по
святому юродивому. В Москве были святые –
юродивые Варвара, Матрена, в Твери – Федька. Все
они пророчили горожанам спасение от мук
Апокалипсиса. В Петербурге в XVIII веке жила Ксения,
тоже причисленная к святым в конце двадцатого
века. Современники ее вспоминали, что и она
обещала горожанам спасение на Страшном cуде. А в
архивах сохранилась только одна фраза: «Вот ты
сидишь, чулки штопаешь, и не знаешь, что тебе Бог
послал!»
Фото А.ЯКОВЛЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|