ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН
Сентябрь месяц. Эксперимент по ЕГЭ
позади. Можно подвести некоторые итоги.
Что хорошо? Отсутствовала утечка информации о
содержании тестов до экзамена. В целом
качественно составленные тесты и оценка по
100-балльной шкале обеспечили достаточно тонкую
дифференциацию результатов. Такой
дифференциации экзамен в обычной форме, конечно,
не дает.
Но в проведении ЕГЭ в этом году были и недостатки.
Мы остановимся на самых важных моментах.
ЕГЭ как система безуспешных оценок
Этим летом после проведения ЕГЭ в
Ростовской области мы опросили нескольких
экспертов, связанных с разными сторонами
организации и проведения экзамена по математике.
Что хорошего говорят о нем ростовчане?
Школьники, решая в процессе подготовки к ЕГЭ
новые и интересные задания, многому научились.
Выпускники, соотнося свои баллы с требованиями
вузов, получили возможность не выезжая
определить вуз, поступить в который для них будет
реальнее.
Родители будущих первоклассников, прочтя в
газете результаты ЕГЭ по школам своего района,
по-новому смогли взглянуть на выбор места учебы
для подрастающего чада.
Управленцам стала яснее видна картина качества
преподавания в школах. Теперь можно ближе
подобраться к причинам высокого и низкого
результатов. Пригородная малоизвестная школа
занимает в областном рейтинге третье место из
тысячи, а всем известная, поглотившая множество
грантов гимназия вдруг оказывается в самом
хвосте. Лучшие результаты показывают прежде
всего школы, прямо ориентирующие выпускников на
конкретный вуз, худшие... впрочем, здесь как раз
нет однозначного решения.
Но что при этом означают многочисленные двойки и
тройки, полученные ребятами за ЕГЭ? Задания
тестов не вполне соответствуют школьной
программе? Или тестирование организовано
неправильно? Или мы плохо учим детей?
Все это в разной степени верно.
Вот некоторые реплики экспертов:
– Задания во всех группах оказались несколько
единообразными, было предложено мало вариантов.
Вариантов надо бы в три раза больше. Но это
дополнительная работа, дополнительные расходы.
– Задания таковы, что дети не могут показать
уровень своих действительных знаний. Задачи на
анализ (группа “В”) нехарактерны для школьной
программы, рассчитанной на запоминание.
– Многие учителя оказались не готовы оценивать
решения заданий группы “С”. Причина: они просто
плохо подготовлены. В сельской местности
математику может вести вовсе не математик,
потому что математика взять негде. В педвузах
преподавательский состав часто слабее, чем в
школе, соответственно страдает подготовка
будущих учителей.
– Не все ребята оказались в равных условиях. С
одними дважды проводили тренировочное
тестирование (в школах Таганрога, результаты
которого первые в области), а другие (в основном
из отдаленных районов) и не представляли, с
какими заданиями они столкнутся. Сборники,
содержащие подобные задания, еще не изданы.
– Другой род неравенства связан с психологией:
задания ЕГЭ рассчитаны на время, но не все дети
могут быстро работать просто по природным своим
свойствам.
– Не предусмотрена возможность пересдачи ЕГЭ,
хотя причины неудачи могут быть вполне
объективны: плохое самочувствие, дефекты
организации тестирования. Следует разрешить
одно-двукратную пересдачу ЕГЭ тем ученикам, кто
не доволен результатом. Например, 1 июля и 15–20
июля, во время вступительных экзаменов.
– Если мы признаем ЕГЭ в качестве формы итоговой
аттестации, то он должен заменить другие ее виды.
Мы вынуждены отойти от абсолютного ценза
аттестата, от весомости медали. На “пять” при
ЕГЭ учиться невозможно: все предметы, по которым
проводят ЕГЭ, не сдать на “пять” – это слишком
большая нагрузка на ученика. Но привычки, но
социальные стереотипы, но гордость? Куда мы,
родители и дети, денем их, признав себя
неуспешными?
Что будет со школой дальше? Тут приходится
изрядно пофантазировать. Хорошо бы, например,
изменить обязательную часть образовательной
программы, так называемый инвариант. Включить в
него только те предметы, что действительно
необходимы всем: математику, русский язык,
трудовое воспитание, физическую культуру,
историю Родины. Нынешний всеобъемлющий
инвариант – всего лишь способ контроля
государства над школами, способ влияния, которым
оно прикрывает свою бедность, материальную и
нравственную.
Управленцы в результате ЕГЭ получили информацию,
позволяющую делать выводы, следовательно,
принимать управленческие решения.
Кто и как воспользуется этой информацией? Или мы
ее подправим, как в детстве дневник?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|