ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН
Сентябрь месяц. Эксперимент по ЕГЭ
позади. Можно подвести некоторые итоги.
Что хорошо? Отсутствовала утечка информации о
содержании тестов до экзамена. В целом
качественно составленные тесты и оценка по
100-балльной шкале обеспечили достаточно тонкую
дифференциацию результатов. Такой
дифференциации экзамен в обычной форме, конечно,
не дает.
Но в проведении ЕГЭ в этом году были и недостатки.
Мы остановимся на самых важных моментах.
А.КАЛАМ,
преподаватель математики
г. Новошахтинск, Ростовская область
Тестирование: возможна ли золотая
середина?
Каждый из нас в той или иной форме
сталкивается с тестированием. Что же это такое?
Для чего оно нужно? Кого же тестируют? Что
тестируют? Когда оно появилось?
В этой статье мы попытаемся ответить на эти и
многие другие вопросы, связанные с образованием.
1. Российская динамика
С 1995 г. всем желающим с полным средним
образованием и выпускникам школ предоставили
возможность участвовать в централизованном
государственном общероссийском тестировании
(ЦТ) по основным школьным предметам. Успешное
участие в ЦТ позволяет абитуриентам получить
сертификат государственного образца, который
засчитывается в качестве результатов
вступительных экзаменов по соответствующим
предметам во многих вузах России. В 2000 г. через ЦТ
прошли свыше 750 тыс. человек в 71 регионе РФ: 500 тыс.
школьников сдали абитуриентское тестирование, 250
тыс. – аттестационное (результаты могут быть
засчитаны только в качестве выпускных
экзаменов). 318 вузов России – преимущественно
технические – решили принимать по результатам
ЦТ (всего по стране около 700 вузов с филиалами); 65
тыс. абитуриентов (13%), сдавших абитуриентское
тестирование, были приняты в вузы по результатам
ЦТ на дневную форму обучения.
В 2001 году было введено экспериментальное
тестирование для выпускников
общеобразовательных учреждений в виде единого
государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ совмещает
как выпускные экзамены в школе, так и
вступительные экзамены в вуз. Летом 2001 года в
пяти регионах страны – Республиках Чувашия,
Марий Эл, Якутия, Самарской и Ростовской областях
– состоялся первый этап эксперимента по
введению ЕГЭ. Экзамены проводились в два тура:
первый – 4–20 июня для выпускников школ 2001 года,
второй (для абитуриентов вузов) – 17–20 июля для
выпускников школ прошлых лет, выпускников
техникумов и профучилищ. Действительно
полноценным может считаться эксперимент в двух
Республиках – Чувашии и Марий Эл. Только там
экзамен по одному предмету – математике –
охватывал всех выпускников 2001 года. В остальных
регионах в ЕГЭ участвовали только желающие. С
результатами ЕГЭ 1-го тура по России можно
ознакомиться в следующей таблице:
В этом году в эксперименте по ЕГЭ
участвуют все общеобразовательные учреждения
Ростовской области; в прошлом году – около 10 школ
из четырех районов.
Почему вдруг в России государство так активно
взялось за новую методику оценивания знаний
выпускников школ, лицеев, гимназий и т.п., а также
абитуриентов в виде разных форм тестирования?
Что это – долгосрочная политика в области
контроля за образованием или очередная кампания?
Возьмет ли на себя ЕГЭ как основную функцию
контроль или подменит собой образование?
2. Общие принципы тестирования
Педагогический тест (или тест учебных
достижений) – это стандартизированная
процедура, совокупность методик для получения
количественных характеристик достигнутого
уровня знаний, умений и навыков испытуемого.
Тест в современном понимании этого слова должен
охватывать все элементы содержания образования,
все необходимые ученику умения. Поэтому тест
должен включать задания различных типов:
закрытые (например, с выбором ответа), открытые
(со свободно конструируемым ответом – например,
эссе, изложение с элементами сочинения),
практические (например, по физике или химии),
аудирование (по иностранному языку). Главное
– проверка выполнения этого теста должна быть
стандартизирована так, чтобы максимально
отмести все случайные факторы, то есть проверку
сделать независимой и объективной.
Тесты объективно определяют уровень
усвоенного содержания учебного материала.
Казалось бы, это должно стимулировать учителей к
более глубокому изложению методически четко
разработанного учебного материала, а также к
более высоким требованиям контроля за усвоением
и изучением материала учащимися. В свою очередь
учеников – к более прилежному и добросовестному
отношению. Лучшего и желать нельзя, даже
невозможно, но как говорят: «Практика – критерий
истины» и «Все познается в сравнении». Так
применим эти два метода к исследованию
тестирования.
3. Методы тестирования и методы
контрольных точек
Вначале попытаемся определить место
тестирования в процессе образования. По всем
признакам тестирование является одним из
методов контрольной точки (КТ). КТ – это
проверка знаний посредством ответов на уроке,
контрольной и самостоятельной работ, диктантов,
коллоквиума, зачета и экзамена и т.п. как в устной,
так и в письменной форме.
КТ является одним из необходимых элементов
образования, исполняющая не только
контролирующую функцию, но и развивающую. Эта
особенность КТ ярко проявляется при устной
форме. Устный ответ учащегося является
основной формой, воспитывающей и раскрывающей
его качества перед всей аудиторией и перед
педагогом-профессионалом. При этом необходимо
умение излагать свои мысли, рассуждать, замечать
и реагировать на любые проявления аудитории,
отстаивать свою точку зрения, признавать и уметь
преодолевать замечания – в общем, творчески
взаимодействовать с коллективом, с
педагогом-профессионалом.
«Если ЕГЭ ввести сейчас, совершенно понятно,
что больше всего пострадают сельские дети. Для
них он обернется обманом и разочарованием.
Одаренных, но недостаточно много знающих детей
лишат шанса доказать на устном экзамене свое
право и способность учиться в вузе. Когда-то для
меня самого, сельского выпускника, приехавшего
из дальнего аула поступать в университет, устный
экзамен стал решающим. Теперь я, зав. кафедрой
геофизики Кабардино-Балкарского университета, с
благодарностью вспоминаю преподавателя, который
тогда на экзамене оценил мои способности» –
таково мнение заместителя председателя Комитета
Госдумы РФ по образованию и науке М.Залиханова.
По своему замыслу ЕГЭ претендует на то, чтобы
вобрать в себя все виды метода контрольной точки.
Только непонятно, как с помощью тестирования
можно оценить те качества, которые мы описали
выше. Проблемы такого рода глубоко исследованы в
книге «Педагогическое тестирование: проблемы,
заблуждения, перспективы» известного
английского психолога Джона Равена. Как
показывает опыт, государственное тестирование
вбирает в себя отнюдь не все функции КТ.
Последнее просто игнорируется, на что указывает
Дж. Равен в своей книге.
4. Идолы и жертвоприношения
Тестирование в некоторых странах
превратилось в идола, так как от показателей
тестирования зависит социально-экономический
статус педагогов и учащихся. В качестве примера
приведу выдержку из книги Дж. Равена:
«…некоторые школьники, пользуясь существующей
системой (тестирования в Англии. – Авт.) и льстиво
заискивая перед учителями, заранее готовили и
репетировали правильные ответы для экзамена.
Интересно, однако, что хотя многие дети считают,
что и они «могли бы» или «должны были бы» так
поступать, чтобы успевать, большинство из них все
же отказываются от такого поведения, считая его
безнравственным. Наше исследование, проведенное
среди взрослых, показывает, что слишком многие из
тех, кто так поступает, занимают затем
влиятельное положение в обществе <…>. Чтобы
изменить существующий порядок вещей, необходимо
разработать комплекс методов оценивания, однако
их было бы трудно внедрить в практику не только
потому, что они сильно отличались бы от
применяемых сегодня, но также потому, что они
представляли бы особую опасность для
людей, ориентированных на личную власть и
собственное продвижение». Отсюда автор
делает вывод, что современное тестирование в
Англии выполняет разлагающую функцию в сфере
нравственности и функцию самозащиты бюрократии.
Аналогичное положение с тестированием в США, где
без тестов и «шагу не шагни». Посредством
тестирования по результатам исследований TIMSS к
концу XX в. ученики восьмых классов США «достигли»
нулевого уровня в области математических
рассуждений. Таков же приблизительно
математический уровень подготовки учителей
начальных классов США: свыше 90% сочли верным
утверждение, что с увеличением периметра
прямоугольника увеличивается его площадь;
только один учитель смог построить контрпример
(по данным из книги Липинга Ма). Далее, более 99%
учителей математики в США не смогли объяснить,
что прямоугольный треугольник с гипотенузой 8 ед.
и высотой на гипотенузу, равной 5 ед., не
существует. Вопрос определения площади такого
треугольника входил в один важный тест в течение
нескольких лет, и при этом никто, включая
составителей теста, долгое время этого не
замечал. Недавно конгресс США пытался запретить
калифорнийским учителям учить школьников делить
111 на 3 без компьютера. Если бы это было лет пять
назад, то запретил бы.
5. Оценивать образовательные системы, а
не людей
Посредством ЕГЭ не оздоровишь систему
образования. На первоначальном этапе он даст
положительный эффект, пока народ не
приспособится. Так как мы в начале пути и пока в
состоянии влиять на процесс распространения
тестирования, то нашей основной задачей
является максимально возможно оградить
образование от тестирования и добиваться, чтобы
основной функцией тестирования стало
определение таких характеристик, как качество,
уровень, тенденции образования и показатели
эффективности его управления, степени
организации, реального финансирования.
Структура, осуществляющая такое тестирование,
должна быть чисто государственной и независимой
от системы образования. При таких
условиях не только необходимо оставить право
учителю принимать выпускной экзамен у своего
ученика, но это нужно сделать его обязанностью,
ибо кто может более реально оценить ученика, чем
сам учитель. Также и преподавателя вуза нет
необходимости отстранять от вступительных
экзаменов. Наоборот, вступительные экзамены
в обязательном порядке должен принимать
преподаватель у своих будущих студентов. Ведь
преподаватель кровно заинтересован в наборе
качественно подготовленных студентов, а не в
исполнении чьей-то воли. При этом экзамен любого
вида станет по форме и по содержанию именно
экзаменом, а не чем-то другим.
6. Английские выводы: тесты – для
руководителей; программы – для детей и учителей
В своей книге Равен предлагает
радикальный отказ от традиционных процедур
тестирования учащихся и оценивания
образовательных программ. По Равену, главный
результат образования – компетентность, то
есть специфическая способность, необходимая
для эффективного выполнения конкретного
действия в конкретной предметной области, а
также понимание ответственности за свои
действия. Кроме того, Равен говорит о высших
компетентностях, которые вне зависимости от
того, в какой конкретной сфере они проявляются,
предполагают наличие у человека культуры
мышления, научно-исследовательских качеств,
высокого уровня инициативы, способности
организовать других людей для достижения
поставленной цели, готовность оценивать и
анализировать социальные последствия своих
действий. Природа компетентности такова, что она
может проявляться только в органическом
единстве с ценностями человека, т.е. при условии
глубокой личностной заинтересованности в данном
виде деятельности – будь то выращивание
декоративных цветов в огороде или исследование
строго определенной темы в науке.
Достижения современной педагогики позволяют
развивать и воспитывать высшую компетентность у
учащихся, вследствие чего необходимо создать
принципиально новые методы оценивания учащихся
и образовательных программ. Такие, чтобы
первые позволяли отобрать людей с высокой
компетентностью на влиятельные посты в обществе,
а вторые – учебные программы, которые будут
развивать и воспитывать эту самую
компетентность.
В каком же качестве выступит тестирование в
России? В качестве пророка и мученика
нарождающегося нового или в качестве последнего
бойца, умирающего гладиатора отживающего
старого?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|