СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Слово в защиту хакера,
или Штрихи к портрету компьютерного поколения
Наши ученики все больше времени
проводят в Интернете, в их лексиконе появляются
новые словечки, и мы начинаем задумываться: а как
это повлияет на характер, интересы, интеллект? Не
попадут ли дети в психологическую зависимость от
общения в чате и от виртуальных игровых миров? Не
станут ли хакерами? Ведь об этих опасностях мы
слышим со всех сторон. Попытаемся разобраться.
Компьютеры и информационные системы оказывают
влияние на психические процессы и изменяют не
только отдельные действия, но и человеческую
деятельность в целом. Современные специалисты по
информатике готовы отвечать за психологические
последствия применения своих программных
продуктов и даже создают профессиональные
комитеты и общества для решения подобных
вопросов.
Чтобы разобраться, как Интернет в
действительности влияет на личность, ученые
выделяют три основных вида деятельности
пользователей: познавательную, игровую и
коммуникативную. Изменения личности (интересы,
характер, поведение) рассматриваются для каждого
вида деятельности отдельно. Этот подход,
казалось бы, предлагает простую логику
наблюдений и анализа, хотя не так все просто...
Крайнюю увлеченность познанием в сфере
программирования и телекоммуникаций
исследователи предлагают называть хакерством.
Хакерство – бродячий сюжет современных СМИ, и
мнений о хакерах существует множество. Примерами
могут служить мстительный составитель
компьютерных вирусов, жулик-потрошитель
охранных систем, благородный Робин Гуд,
возвращающий скрытую информацию нуждающимся в
ней людям. Поскольку во всех случаях речь идет о
натурах незаурядных и во многом таинственных, в
подростковой среде сложилось представление о
хакерстве как о привлекательном и модном стиле
поведения. Настоящие компьютерные маги, как их
часто называют, по-прежнему верны правилу, что
нелегальный хакерский поступок должен быть
совершен изящно, просто, но требовать огромных
знаний и высокого мастерства. Но сейчас хакерами
себя часто именуют новички со сравнительно
низкой квалификацией, освоившие пару
специальных пособий по хакингу.
В подростковой среде хакер – новый герой, и
учителям приходится сталкиваться со щегольством
жаргонных словечек, за которым не стоит
настоящая культура и психология хакера. Чем
можно на это возразить? Только историей
хакерства!
Одним из первых заговорил о хакерах Дж.
Вейценбаум и назвал их одержимыми
программистами, которых отличают высокий
профессионализм, стремление овладевать знаниями
и неослабевающий интерес к своей работе. Они
пишут программы, потому что им нравится процесс
работы с компьютером и возможность сотворить
свой собственный мир. Нередко можно услышать
мнение, что все наиболее удачные и полезные идеи
в области программного обеспечения были
предложены и безукоризненно реализованы именно
хакерами.
Позитивный образ хакера – это образ увлеченного
и бескорыстного интеллектуала, решающего
трудные, творческие задачи программирования. Это
хакер-энтузиаст, специалист, профессионал.
Негативный образ – преступник, взломщик, вор,
часто компенсирующий недостаток общения и
самоуважения в реальной жизни.
Получается, пристрастие к познанию неоднозначно
связано с особенностями эмоционального и
социального развития. Но проблема-то эта старая!
(“Совместимы ли гений и злодейство?”) А сухой
остаток нашего исследования в том, что
личностное развитие подростка, увлекающегося
программированием, может пойти разными путями.
Тезис об асоциальности хакеров нельзя принимать
на веру, так же как и тезис об их феноменальных
интеллектуальных способностях: многие хакеры
добиваются успеха прежде всего упорным трудом.
Игра и ребенка, и взрослого признается крайне
важным моментом развития как отдельного
человека, так и сообществ. Игры в Интернете очень
разнообразны. Например, игры с одним противником
– программой или человеком. На некоторых игровых
серверах каждый игрок имеет свой рейтинг. Это
позволяет всегда выбрать соперника по силам. В
других играх одновременно участвуют множество
игроков, которые соперничают или, наоборот,
помогают друг другу. Особенно популярны в
последнее время групповые ролевые игры, где
игроки участвуют в сказочных, фантастических
событиях.
Мнение о том, что заядлые игроки уходят от
проблем реального мира, часто оказывается
необоснованным. Наоборот, дети, играющие в
компьютерные игры, более социально адаптированы,
чем их сверстники, равнодушные к таким играм.
Кроме того, большинство подростков предпочитают
играть в компании, а не в одиночку.
Если ваш ребенок или ученик увлекся играми
настолько, что посвящает им целые дни и ночи, не
пугайтесь. Наблюдения показывают, что обычно это
увлечение длится несколько недель, а затем дети
возвращаются к привычным занятиям и прежним
увлечениям.
В игре, где сюжет не предписан заранее, игроки
получают дополнительный опыт переживания и
принятия решений, который обогащает их жизнь.
Некоторые ученые считают, что компьютерная игра
развивает образ собственного “я” как активного,
действующего начала. Другие сомневаются, что
опыт, полученный в компьютерной игре,
переносится в остальные жизненные ситуации.
Выбирая персонаж, ребенок ищет похожего на себя
или, наоборот, контрастного героя. Герой
становится воплощением стремлений, желаний.
И опять получается, что нельзя однозначно
оценить влияние компьютерных увлечений на
личность. Кому-то игра пойдет на пользу, поможет
преодолеть комплексы и вернуться в обычную жизнь
с более позитивным самоощущением. Для кого-то
станет ничего не значащим эпизодом. Для кого-то –
всем миром.
Разбор возможных последствий интенсивного
общения в чате при помощи электронной почты и
других служб связи мы оставляем вам для
самостоятельной работы. Главное – избежать
черно-белого взгляда и увидеть веер
возможностей. А на вопрос “что с этим делать?”
все равно каждому отвечать самому.
По материалам Интернета
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|