Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Евгения СОКОЛОВА

Terra incognita в море информации

Как школьники используют Интернет

Сегодня Интернет привлекает молодежь подчас больше, чем индустрия развлечений и общение на досуге. У него нет национальных и государственных границ, он служит средством взаимосвязи и взаимопонимания разных народов и культур. Можно предположить, что Интернет помогает социализации наших учеников и, возможно, формирует особую молодежную субкультуру.
Научные исследования влияний Интернета на молодежь в нашей стране и за рубежом только начинаются.
Пока они ведутся прежде всего психологами. Социологических же исследований по использованию Интернета мало. Вот одно из них – “Информационная культура молодежи”, которое провела в этом году лаборатория социологических исследований в образовании Центра развития образования города Самары. Социологи изучали использование Интернета самарскими школьниками, выявляя уровни их информационной культуры.

Судьба каждого человека все больше зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в повседневной жизни: в труде, учебе, на досуге, в быту. Поэтому возрастает значимость информационной культуры и человеку требуются навыки взаимодействия с информационной средой, умение использовать ее возможности.
Целью исследования самарских социологов стало изучение уровня информационной культуры школьников.
Ученые попытались построить типологию подростков по уровню их информационной культуры.
Информационная культура понималась исследователями как культура поиска информации, ее создание, переработка, хранение и потребление. Социологам также было интересно посмотреть, как школьники осознают свое место в информационном пространстве, как они диагностируют себя в качестве создателя и потребителя информации.
В исследовании принимали участие школьники Самары и Тольятти. Все они имеют доступ к Интернету в школе или дома. Всего было опрошено 145 человек.

Социологический портрет посетителя класса открытого доступа в Интернет

В класс открытого доступа в Интернет приходят из ближайших 44 школ города Самары в основном мальчики – около 70 процентов. Среди девочек Интернет пользуется явно меньшей популярностью – 30 процентов. Средний возраст посетителей – пятнадцать с половиной лет. До 15 лет только 19,2 процента школьников занимаются в классе, а самому маленькому посетителю – 10 лет.
Все респонденты достаточно рано познакомились с компьютером, в среднем когда им было десять с половиной лет. Но Интернет вошел в их жизнь сравнительно недавно, примерно сорок процентов опрошенных познакомились с ним полтора года назад, семнадцать процентов начали свои путешествия во Всемирной паутине менее полугода назад.
В ходе исследования выяснилось, что существует большой разрыв между доступом к компьютеру и Интернету. Так, у 72 процентов школьников есть домашний компьютер, а подключен он к Интернету только у 29 процентов.
В самарских школах только 12,5 процента школьников имеют возможность пользоваться Интернетом в своих школах, в основном желающие прибегают к услугам класса открытого доступа в Интернет, который создан в городе специально для школьников. Социологи считают, что для социализации подростков необходимо создать в городе несколько подобных классов.

Как сами школьники оценивают роль Интернета в своей жизни

Большинство опрошенных школьников – 69 процентов – рассматривают Интернет как источник информации, которым удобно иногда пользоваться. 19,3 процента подростков считают Интернет такой же важной сферой жизни, как школа и друзья, без него жизнь стала бы для них неинтересной. Лишь очень немногие школьники – 7,6 процента – считают Интернет средством развлечения, демонстрируют непонимание возможностей, которые дает всемирная Сеть. Таким образом, для большинства школьников Интернет – это средство получения необходимой им информации, а показатель интернет-зависимости для самарских школьников весьма невелик, хотя и эта цифра не может не настораживать.

Доверяют ли школьники информации, размещенной в Интернете?

Треть опрошенных учеников считают, что интернет-информация абсолютно достоверна. Большинство респондентов – 55,9 процента – полагают, что во Всемирной паутине больше правдивой, чем непроверенной информации. И только 4,8 процента уверены, что в ней много недостоверной информации.

Положительные и отрицательные стороны Интернета глазами школьников

Большинство подростков уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. При этом 66,2 процента уверены, что в нем огромное количество полезной, нужной для учебы информации. Только пять процентов подростков сомневаются в полезности Интернета для своего образования.
Достоинствами Интернета подростки считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию (71,5 процента опрошенных). Что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, считают 43,8 процента. На то, что сеть расширяет их круг общения, указали 35,4 процента школьников. И 28,5 процента подростков считают, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше.
Какие отрицательные стороны использования Интернета видят подростки? Мнения ребят разделились. 31 процент считают, что в использовании Интернета вообще нет никаких отрицательных сторон. 29,2 процента уверены, что Интернет отвлекает их от учебы в школе и 28,5 процента полагают, что он занимает слишком много их свободного времени.
Таким образом, результаты исследования показывают, что школьники достаточно адекватно воспринимают возможности Интернета как источника информации в первую очередь.

Основные формы деятельности школьников в Интернете

Основная форма деятельности школьников в Интернете – познавательная, поиск самой разнообразной информации. Ею заняты 74,5 процента опрошенных. Причем самой востребованной на сегодняшний день стала информация на тему “Развлечения, юмор”, на втором месте – информация о компьютерах, вычислительной технике, самом Интернете, наконец, на третьем месте по востребованности – информация о музыке и спорте.
Вторая основная форма деятельности школьников в Интернете – это коммуникативная деятельность, общение. 36,6 процента ребят указали в анкетах, что они с помощью сети общаются с разными интересными для них людьми.

Уровень интернет-грамотности школьников

Для того чтобы общаться и искать необходимую информацию в Интернете, школьнику нужны определенные специальные знания. Самарские социологи выделили три уровня интернет-грамотности ребят, условно назвав их низкий, средний и высокий.
Как показал опрос, большинство школьников обладают высоким уровнем интернет-грамотности – 76,6 процента. Примерно каждый пятый опрошенный принадлежал к среднему уровню и лишь 5,5 процента школьников показали низкий уровень интернет-грамотности.
Социологам было интересно выяснить, к какой категории пользователей Интернета относят себя сами школьники. И вот что они получили. Большинство ребят (47 процентов) считают себя любителями работать в Интернете, а каждый третий считает себя только начинающим осваивать всемирную Сеть. Любопытно, что только 17,9 процента подростков назвали себя продвинутыми пользователями.
Таким образом, самооценка ребят оказалась строже, чем результаты предложенного теста. Причем, чем выше уровень интернет-грамотности по тесту, тем ниже сам школьник оценивает свои возможности и менее других склонен называть себя продвинутым пользователем.
Обратясь к отдельным навыкам деятельности школьников в Интернете, социологи выяснили, что лучше всего ребята умеют искать, отбирать и оценивать информацию. Хуже – обобщать и сортировать. Только 56,3 процентов школьников могут назвать конкретные поисковые системы, которыми они пользуются в Интернете. Составить же правильный запрос в поисковую систему в состоянии только 19 процентов школьников.

Общение в Интернете

Коммуникативная деятельность во всемирной Сети популярна среди школьников. Две трети ребят обзавелись своими электронными ящиками. Но наиболее предпочтительная форма общения для них – чат (58,5 процента). Подростки говорят, что такое общение привлекает их своей анонимностью, безопасностью и быстротой передачи информации. Большинство из них (62,4 процента) при общении в Интернете представляются вымышленным именем или псевдонимом.

Самарские социологи приходят к выводам, что в подростковой среде идет процесс формирования информационной культуры. Этот новый тип культуры незнаком пока педагогам и психологам. Подростки, посещающие Интернет, начинают все меньше и меньше пользоваться другими источниками информации. При этом школьники, как правило, верят в безграничность возможностей Всемирной паутины и доверяют информации, содержащейся в ней. Отыскав в сети нужную информацию, они пока еще плохо умеют с ней работать.
Интернет для общения или для игры
подросткам нужен гораздо реже, чем предполагали социологи. Так что говорить об уходе подростка от реальных социальных контактов в некий виртуальный мир нет никаких оснований. Лишь небольшая часть школьников
участвует постоянно в каких-либо интернет-сообществах, для большинства же общение в сети – это скорее эпизодическое развлечение. Кроме всего сказанного, исследование самарских социологов показало необходимость формирования у школьников культуры поведения в Интернете и устойчивого неприятия к любым формам девиантного поведения во всемирной Сети.

Доверие к источникам информации

Доверие к источникам информации

1. Телевидение
2. Радио
3. Пресса (газеты, журналы)
4. Книги
5. Интернет
6. Реальное общение с друзьями
7. Затрудняюсь ответить

Для чего школьнику нужен Интернет

Для чего школьнику нужен Интернет

1. Читать интересную мне информацию
2. Находить и скачивать нужную информацию
3. Общаться с разными людьми (чат, ICQ)
4. Просто “бродить” по Интернету в поисках
чего-нибудь интересного
5. Отправлять и получать письма
6. Участвовать в обсуждении различных тем
(в конференциях)
7. Пользоваться услугами Интернет-рассылок
8. Играть в сетевые игры
9. Другое

Где школьники пользуются...

Где школьники пользуются...

1. В специальных классах открытого доступа
2. В школе
3. В компьютерном клубе, кружке
4. Дома у друзей, знакомых
5. На работе у родителей, знакомых
6. Дома
7. Другое

По материалам сайта www.edc.samara.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru