Василий КОЛЬЧЕНКО
Нью-Йорк
11 СЕНТЯБРЯ. АМЕРИКА
Год спустя...
Не хочется об этом вспоминать. Но и
забыть нельзя: события прошлого сентября в
Нью-Йорке не требуют напоминания, они остались в
памяти миллионов людей. Как же отметить первую
годовщину трагедии? Минуты молчания, вечные
огни...
Но в школе трудно ограничиться минутой молчания.
За ней невольно следует откровенный разговор –
на то это и школа. О чем говорить с детьми? Какие
уроки извлечь?
В городе Нормал, штат Иллинойс, 150
старшеклассников в течение пяти дней обсуждали
суть сентябрьских событий, их этический и
философский смысл, реакцию на них разных людей и
перемены в мире. Они отвечали, например, на
вопрос: в чем разница между борцом за свободу и
террористом-камикадзе? Такой краткий спецкурс
для старшеклассников разработали в Браунском
университете. Его использовали сотни школ по
всей Америке. Курс включает знакомство с
первичными историческими документами, изучение
конкретных политических и религиозных
конфликтов, а также создание ситуаций морального
и политического выбора.
Прошедшим летом в университете Северной
Каролины три с половиной тысячи первокурсников
читали и обсуждали комментированные выдержки из
Корана, стремясь лучше понять ислам. Этот план
немедленно вызвал возражения части студентов и
их родителей.
На университетскую администрацию тут же подали в
суд. Число студентов-мусульман здесь меньше
одного процента, но обязательное чтение Корана
выглядит как пропаганда религии, а в
государственном или нерелигиозном частном
университете это запрещено законом.
Администрация быстро нашла выход из положения.
Первокурсник может отказаться от чтения
священной книги, но тогда он должен написать
эссе, объясняющее свое решение.
Стремление обсуждать, изучать, возражать,
спорить, докапываться до истины – по сути своей
здоровое стремление. Говорят, в споре рождается
истина. Еще точнее сказать – без спора она не
рождается.
Поэтому по-своему правы были и те, кто предлагал
Коран для изучения, и те, кто против этого
возражал. Их спор сыграл полезную роль, утверждая
и религиозную толерантность, и свободу выбора.
По крайней мере двадцать американских
университетов решили отменить одиннадцатого
сентября занятия, заменив их мемориальными
службами и лекциями. Мой университет,
находящийся в двух шагах от «нулевой земли» в
Манхэттене, принял компромиссное решение:
утренние занятия отменили, а вечерние оставили.
Но в большинстве вузов и школ этот день прошел по
обычному расписанию.
В канун годовщины многие американские педагоги
обратились за советом в Нью-Йоркское управление
образования. Как ее будут отмечать миллион с
лишним нью-йоркских школьников? Оказывается, в
школах города решили не акцентировать особое
внимание на этом событии.
По совету детских психологов разговор с детьми
состоялся, но длинных дискуссий затевать не
стали. Среди учеников есть ребята, которые узнали
о сентябрьской беде не с экранов телевизоров, а
пережили ее как личное горе, потрясение. Для них
переживать ее повторно было бы слишком
болезненно.
Щадящая педагогика победила патриотический
пафос. А может, это и есть высший патриотизм –
подумать о детях, позаботиться о душевном
спокойствии ребенка? В этом случае скупость слов
скрывает щедрость чувства. Достойный урок для
памятного дня.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|