ТО-ТО И ОНО
Белорусский переход
Наши соседи вводят двенадцатилетку.
Велик соблазн стать цивилизованным
государством...
С 1 сентября этого года Беларусь вслед
за Украиной перешла на 12-летний срок обучения в
школе. Нововведение повергло в шок многих
родителей, которые теперь обязаны отдавать детей
учиться с шести лет. Показательно, что в период
парламентских слушаний представители
Министерства образования Беларуси утверждали,
что поступление в школу с шести лет будет делом
сугубо добровольным. Теперь же оказалось, что
воспользоваться этим правом практически
невозможно.
Какая знакомая ситуация. Способы продвижения
чиновничьих новаций так однообразны: сначала
пообещать, что сугубо добровольное, а потом...
Нас тоже долгие годы уверяют, что переход на
двенадцатилетнее обучение в России жизненно
необходим. И доводы приводят те же самые: мол,
весь цивилизованный мир давно учит своих
ребятишек двенадцать лет. Но так ли это?
Кто сказал, что весь цивилизованный мир
учится именно двенадцать лет? Действительно, в
большинстве стран дети впервые отправляются в
школу, когда им исполняется шесть лет, но системы
образования в разных странах построены совсем не
по принципу: отсиди положенное – и в жизнь!
Если говорить об общем, обязательном для всех
образовании (после которого дети получают
сертификат, необходимый для дальнейшей карьеры
– для поступления на работу, получения профессии
или для продолжения учебы), то оно отнюдь не во
всех развитых странах длится именно двенадцать
лет.
Например, в Англии обязательным является
одиннадцатилетнее образование, в Японии –
девятилетнее, в Дании – десятилетнее.
Когда же молодые люди старше шестнадцати лет
изъявляют желание учиться дальше, то поступают в
образовательные учреждения особого типа. Во
многих странах их называют школами для взрослых
(Дания, Япония). Они служат в первую очередь для
тех, кто желает получить профессиональное
образование или квалификацию. Причем там
занимаются не только подростки, но и взрослые
люди, желающие, например, сменить профессию.
Эта программа под названием «Life Long Learning»
(«Обучение в течение всей жизни») наиболее
развита в Дании, чей опыт перенимают и другие
страны, анализируя именно особенности такого
обучения, а не его протяженность.
Похожая схема образовательной системы была в
Советском Союзе: восьмилетняя школа,
десятилетняя школа, система среднего
специального и профессионально-технического
образования.
Откуда же к нам пришла идея о двенадцатилетней
общеобразовательной школе? Может быть, из
Америки, где схема обучения детей такова: 1–6
классы – начальная школа (elementary school); 7–9 классы –
средняя или промежуточная школа (middle or
intermediate);10–12 классы – старшая школа (high school).
Но каковы бы ни были сроки обучения, они не
снимают проблем, перед которыми стоит
современная школа. А проблематика
образовательных систем разных стран примерно
одинакова: все больше детей вообще отказываются
идти в школу; компьютерные игры гораздо больше
привлекают тинейджеров, чем чтение
художественной литературы; калькуляторы сделали
ненужным обучение счету...
За последние годы процент американских детей,
перешедших на домашнее обучение, увеличился в
несколько раз. Сегодня и у нас наблюдается та же
тенденция. Может быть, это и к лучшему? Вслед за
Украиной и Белоруссией, уже перешедшими на
двенадцатилетнюю схему образования, будем
продолжать эксперимент и в России. И в конце
концов школа как институт постепенно вовсе
отомрет. Тогда придется придумывать нечто
совершенно новое. Но разве нельзя заняться этим
уже сейчас?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|