СИТУАЦИЯ
Налогоплательщик, лишенный дохода
Кажется, именно так выглядит школа
Государство все чаще говорит школе:
зарабатывай деньги, не надейся на бюджетное
финансирование. Однако условий для того, чтобы
организациям было выгодно оказывать помощь
образованию, а школам – получать дополнительные
доходы, практически не создано.
Красный свет для спонсоров
О необходимости установления налоговых
льгот для организаций, инвестирующих средства в
образование, в последние годы регулярно
говорится на многочисленных «круглых столах», а
также на парламентских слушаниях по экономике
образования. Однако до сих пор таких льгот не
установлено.
Как нам сообщили в Комитете по бюджету и налогам
Государственной думы, ни одного законопроекта по
этому вопросу на рассмотрение не представлено.
А вот до первого января 2001 года, до введения в
действие Налогового кодекса такая льгота
существовала. Она была установлена Федеральным
законом «О налоге на прибыль предприятий и
организаций» № 2621-1 от 01.01.1996 года. Правда,
использовать ее было совсем невыгодно. Дело в
том, что после передачи части прибыли в
образовательное учреждение и отчисления налога
с оставшейся суммы денег у фирмы оказалось
(естественно!) меньше, чем если бы налог брали со
100% прибыли. В общем, что так, что эдак – очереди в
школьные меценаты не наблюдается.
Налоговые льготы, или...
Ни в чем себе не отказывайте
Согласно Налоговому кодексу и
инструкции Министерства налогов и сборов
сегодня общеобразовательные школы при получении
дополнительных доходов пользуются рядом льгот.
Во-первых, они освобождены от уплаты налога на
добавленную стоимость (НДС – 20%), а также от
налога с продаж при условии, что заработанные ими
средства инвестируются в образовательный
процесс в данном образовательном учреждении. А
вот налог на прибыль (24%) школы платят регулярно.
Ложка льгот в бочке налогов
В настоящее время на рассмотрении
Комитета по образованию и науке Государственной
думы находятся три законопроекта, призванные
хотя бы немного облегчить налоговое бремя
системы образования.
В первую очередь это законопроект о внесении
дополнения в ст. 251 второй части Налогового
кодекса. Он предполагает исключение из налоговой
базы спонсорских средств и прибылей от платной
образовательной деятельности, направляемых на
нужды образовательного учреждения (включая
оплату труда).
Еще одним законопроектом – «О внесении
изменений и дополнений в 264-ю статью НК РФ» –
предлагается не взимать налог на прибыль с
доходов, направленных на приобретение основных
средств для образовательных учреждений. Это
позволит упрочить их материально-техническую
базу.
И наконец, законопроект, вносящий изменения и
дополнения в ст. 164 второй части НК, призван
косвенно облегчить положение образования и
науки. Согласно ему ставку НДС по реализации
компьютерных, аудио- и видеоматериалов учебного
и научного назначения предлагается установить в
размере 10% вместо действующей 20-процентной.
Однако и эти небольшие льготы могут быть не
введены в действие – пока это только проекты.
Образовательные учреждения, и прежде всего
общеобразовательная школа, признаваемая сегодня
организацией, оставаясь по существу учреждением
с очень низким уровнем финансирования, вынуждена
платить налоги, зарабатывая средства,
реинвестируемые в образовательный процесс. Эта
нелепая ситуация полностью противоречит
заявленным государством приоритетам в области
образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|