Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2002

Первая тетрадь. Политика образования


СИТУАЦИЯ 

Наталия ИШТРИКОВА

Налогоплательщик, лишенный дохода

Кажется, именно так выглядит школа

Государство все чаще говорит школе: зарабатывай деньги, не надейся на бюджетное финансирование. Однако условий для того, чтобы организациям было выгодно оказывать помощь образованию, а школам – получать дополнительные доходы, практически не создано.

Красный свет для спонсоров

О необходимости установления налоговых льгот для организаций, инвестирующих средства в образование, в последние годы регулярно говорится на многочисленных «круглых столах», а также на парламентских слушаниях по экономике образования. Однако до сих пор таких льгот не установлено.
Как нам сообщили в Комитете по бюджету и налогам Государственной думы, ни одного законопроекта по этому вопросу на рассмотрение не представлено.
А вот до первого января 2001 года, до введения в действие Налогового кодекса такая льгота существовала. Она была установлена Федеральным законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций» № 2621-1 от 01.01.1996 года. Правда, использовать ее было совсем невыгодно. Дело в том, что после передачи части прибыли в образовательное учреждение и отчисления налога с оставшейся суммы денег у фирмы оказалось (естественно!) меньше, чем если бы налог брали со 100% прибыли. В общем, что так, что эдак – очереди в школьные меценаты не наблюдается.

Налоговые льготы, или...
Ни в чем себе не отказывайте

Согласно Налоговому кодексу и инструкции Министерства налогов и сборов сегодня общеобразовательные школы при получении дополнительных доходов пользуются рядом льгот. Во-первых, они освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС – 20%), а также от налога с продаж при условии, что заработанные ими средства инвестируются в образовательный процесс в данном образовательном учреждении. А вот налог на прибыль (24%) школы платят регулярно.

Ложка льгот в бочке налогов

В настоящее время на рассмотрении Комитета по образованию и науке Государственной думы находятся три законопроекта, призванные хотя бы немного облегчить налоговое бремя системы образования.
В первую очередь это законопроект о внесении дополнения в ст. 251 второй части Налогового кодекса. Он предполагает исключение из налоговой базы спонсорских средств и прибылей от платной образовательной деятельности, направляемых на нужды образовательного учреждения (включая оплату труда).
Еще одним законопроектом – «О внесении изменений и дополнений в 264-ю статью НК РФ» – предлагается не взимать налог на прибыль с доходов, направленных на приобретение основных средств для образовательных учреждений. Это позволит упрочить их материально-техническую базу.
И наконец, законопроект, вносящий изменения и дополнения в ст. 164 второй части НК, призван косвенно облегчить положение образования и науки. Согласно ему ставку НДС по реализации компьютерных, аудио- и видеоматериалов учебного и научного назначения предлагается установить в размере 10% вместо действующей 20-процентной.
Однако и эти небольшие льготы могут быть не введены в действие – пока это только проекты.
Образовательные учреждения, и прежде всего общеобразовательная школа, признаваемая сегодня организацией, оставаясь по существу учреждением с очень низким уровнем финансирования, вынуждена платить налоги, зарабатывая средства, реинвестируемые в образовательный процесс. Эта нелепая ситуация полностью противоречит заявленным государством приоритетам в области образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru