ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Возвращение по вертикали
Централизация управления лишает школу
поддержки местного сообщества
Чем дальше уезжаешь из Москвы в глубь
страны, тем отчетливее видно, как ужесточение
вертикали власти приводит к разрушению основы
гражданского общества – местного
самоуправления. И это в свою очередь приводит к
потере школой основного источника благополучия
и развития – поддержки местного сообщества.
Школа становится все дальше от граждан, учителя
лишаются местных надбавок. В этом году на ремонт
школ муниципальные власти потратили вдвое
меньше средств, чем раньше. При этом перевод
выплаты учительской зарплаты на региональный
уровень приведет прежде всего к уменьшению
налоговой базы муниципалитетов. Мэр Усть-Илимска
Виктор Дорошок считает, что в России разрушается
и без того тонкий слой муниципальной власти. Это
мнение мэр высказал во время эвриканской сессии
в Усть-Илимске.
Эвриканские сессии проходят в Усть-Илимске два
раза в год – весной и осенью. Управленцы, учителя
и ученые, а в Усть-Илимске несколько филиалов
вузов, собираются для аналитической работы, для
рефлексии собственной деятельности, для диалога
с властью, для обсуждения учительских и детских
проектов, для того, чтобы соотнести свою работу с
тем, что происходит в системе образования страны
и в экономике города. В этот раз устьилимцы
решили моделировать сетевое взаимодействие:
пригласили лидеров ФЭПов из Улан-Удэ и вместе с
ними экспертировали свои проекты.
Когда проанализировали общую образовательную
ситуацию, выяснилось, что официальная
образовательная политика на федеральном уровне
выглядит далеко не инновационно. Наоборот: и
общеполитические действия власти, и
образовательная политика ощущаются в регионах
как политика приведения всех школ к единому
стандарту, унификации содержания образования,
уничтожения вариативности и многообразия.
Знаковым словом, которое олицетворяет эту
политику, стало слово «вертикаль».
…Есть все-таки что-то нездоровое в стремлении
российской образовательной бюрократии к
укреплению жесткой вертикали в распределении
школьных финансов и усилении
контрольно-карательной инспекции.
Не успел начаться учебный год, а вокруг только и
слышно: «Надо усилить вертикаль, регионы
становятся главными управляющими субъектами
школы, необходимо усилить эффективность
управления, ужесточить контроль, тщательно
отслеживать результаты работы учителя…».
Еще чуть-чуть, и введут штрафы учителям за низкую
успеваемость и слабое усвоение учениками
материала.
Начальник Усть-Илимского городского управления
образования Лариса Лысак считает, что для
продвинутых городов, а таких в России немало,
передача всех полномочий управления школой в
регион ударит и по материальному положению школ,
и по зарплате учителей. Но главное – местное
сообщество станет непричастным к школе, к
учителю, на расстоянии все школы станут
одинаковыми, а в своем городе каждая школа имеет
свое лицо и свою программу.
А правительство находится в плену у абстрактной
схемы: государство концентрирует все деньги в
центре и передает их в регионы, которые затем
напрямую финансируют школу.
При этом все мэры автоматически зачисляются в
список вредителей, неспособных к управлению
образованием, и основные полномочия у них
необходимо отобрать и передать в региональные
администрации.
Многие считают, что развал местного
самоуправления резко снизит (и уже снижает)
авторитет президента В.Путина. То, что учителя
перестают свято и слепо верить в покровительство
президента, можно считать фактом. Нелепая
история с повышением заработной платы, которая
привела на деле к понижению реальных доходов
учителей; усиление бюрократического давления на
школу вместо реальных усилий по улучшению
условий работы; летние совещания президента с
верхушкой правительства по поводу возвращения
долгов учителям и полный провал этих усилий –
все это повлияло на снижение авторитета В.Путина
среди учителей.
Год назад было объявлено о возвращении
государства в образование. У доведенных до
отчаяния учителей это вызвало бурный восторг и
ожидание изменений самой роли государства в
образовании. Но изменение роли и вытеснение
местного сообщества – это все-таки не одно и то
же.
При этом важным становится ценность тех
инициатив, которые появляются на местах. Сама
активность школ и местного сообщества
становится помехой властной вертикали в
образовании. Например, сообщество усть-илимских
учителей считает неприемлемым переход школы на
обучение детей с 6 лет. Приводилась масса
аргументов и данных: у шестилеток резко
обостряются заболевания и возникает
колоссальное напряжение, чтобы удержать
внимание на уроке или сделать домашнее задание.
Большинство работников дошкольных учреждений и
директоров школ встревожены силовым
продвижением обучения с 6 лет. Многие называют
это «шестилетней войной», но чем дальше от школ и
от местного сообщества отодвигается уровень
управления школой, тем меньше внимания будет
обращать власть на общественное мнение.
Такая же проблема с инновационным образованием,
ценность которого сейчас уже становится более
значима на местном уровне, чем на региональном и
федеральном. Чем дальше от школы уровень
управления, тем менее значимыми видятся
инновационные проекты.
Можно привести массу примеров того, что удаление
от школы, от муниципалитета образовательной
власти и разрушение самого муниципалитета идут
полным ходом.
В Усть-Илимске нашли один способ защиты –
усилить общественное управление образованием.
Мэр Виктор Дорошок и начальник управления Лариса
Лысак решились на фантастический проект –
создать Союз попечителей города и через два года
поделить с этим союзом учредительство
образовательных учреждений. Не всех – только
тех, которые сами изъявят желание. Развитие
института общественных управляющих видится на
местном уровне одним из важных способов
преодоления давления вертикали и отчуждения
школ от управления образованием.
Тогда и проблематика сегодняшней школы –
«шестилетняя война», двенадцатилетка, зарплаты
учителей, бюджеты школ и многое другое – станет
предметом гражданского, а не только
вертикального управления.
Иначе – беда.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|