Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Все о городе Вологда

Вологда вызывает в нашей памяти две темы. Первая – деревянное зодчество. Это из книжек. И вторая – масло. Это со времен Советского Союза,   когда самым популярным маслом было вологодское. Реальный город лишь отчасти соответствует подобным ожиданиям. Да, деревянное зодчество есть. Да, его много и, безусловно, оно стоит того, чтобы ехать в Вологду.
Но все же речь идет не о какой-то идиллической деревне “с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб”. Сегодняшняя Вологда пусть и не самый крупный, но областной центр со всеми плюсами и минусами, присущими этому жанру. То есть, с одной стороны, здесь есть вокзал, аэропорт, гостиницы, библиотеки и музеи. А с другой – памятники революции, асфальтовые площади для митингов и бестолковые постройки брежневской эпохи.
С маслом еще проще. Да, конечно, оно продается (упакованное в сувенирные бочонки и рассчитанное большей частью на приезжих), да, его можно купить вместо сувенира (разумеется, если не нужно долго ехать в поезде), но не ради масла же сюда и вправду ездят.
Нет, у Вологды иная самобытность. Вот, например, один сюжет. Вхожу я в книжный магазин. Проход в букинистический отдел заставлен столом с трафареткой “закрыто” и стулом. Я подхожу к продавщице, спрашиваю:
– Отдел и впрямь закрыт? Надолго ли?
– Ну что вы? – смущается вдруг продавщица. –
Да пройдите, конечно.
Стул отодвигается. Я шарю по полкам, и еще какой-то покупатель, вдохновившийся моим примером, присоединяется ко мне.
– Вы что, не видите? Написано – «закрыто»! – строго прогоняет его та же продавщица.
– А это? – кивает покупатель на меня.
– А это – так.
Подобный метод фейс-контроля, кроме Вологды, я не встречал нигде.

Книги

З.С.Кочина.  Вологодские воеводы. XVII век Вологда, 2000

«Валуев Григорий Леонтьевич. Воевода в Вологде в 1615 году. Валуевы – древний боярский род. Один из предков Григория Валуева Василий Окатьевич был боярином великого князя Семена Гордого (1341–1353 гг.). Тимофей Васильевич, носивший прозвище “Валуй”, был участником Куликовской битвы в 1380 году. Валуй командовал одним из Московских полков на Куликовом поле и погиб в сражении с татарами.
От Тимофея Валуя пошла фамилия Валуевы.
Григорий Валуев вошел в русскую историю как участник заговора против Лже-
дмитрия I. Когда заговорщики во главе с Василием Шуйским ворвались в Кремль, все бросились искать самозванца. Вот как описывает момент убийства Лжедмитрия I историк С. М. Соловьев: “Выскочил из толпы сын боярский Григорий Валуев и выстрелил в Дмитрия, сказавши: Что толковать с еретиком: вот я его благословлю, польского свистуна…”
Во время правления Василия Ивановича Шуйского Валуев был на его стороне, командовал полком».
Это довольно любопытное повествование о вологодских воеводах. Читая его, понимаешь, что в семнадцатом столетии Вологда отнюдь не была захолустной провинцией. По крайней мере воеводствовали там люди, отнюдь не безызвестные в русской истории.

Вологда. Краеведческий альманах. Выпуск 3 Вологда: “Легия”, 2000

«5 марта 1914 года состоялась лекция Сологуба в Вологде, о чем свидетельствуют объявления в газете... Анонс выступления дан в газете “Эхо”: “Сегодня в зале Страхового общества лекция известного писателя-беллетриста Сологуба на тему “Искусство наших дней”. Подробности в программе. Билеты продаются в кассах Страхового общества”. Газета уточняла, что автор “проливает свет на свое личное творчество, занимающее видное место в современных художественных исканиях”…»
Лекция Сологуба прошла с большим успехом, об этом Федор Кузьмич сообщает в письме к А. Чеботаревской: «Встречали и провожали очень приветливо. Вообще было очень приятно. Зал хороший, читать удобно…”. “Биржевые ведомости” за 1915 год отмечали, что “большой успех встретил Сологуба в Ярославле, Вологде, Туле”».
Третий том вологодского краеведческого альманаха составляет 824 страницы. До этого были еще два, чуть менее объемные. Разделы сборника традиционны – “Археология”, “Религия и церковь”, “Этнография. Демография”, “Литературная жизнь”. Тексты же самые разнообразные – как по тематике, так и по качеству.

Мнения

“Считаю себя обязанным отметить то впечатление, которое произвела на меня Вологда при первом на нее взгляде. Большой город со множеством церквей и деревянных домов, с грязными улицами и площадями, река в нем с нетекущею водою, а приток ее Золотуха с поросшими бурьяном берегами и грязным ложем, с специфическим болотным ароматом, при слабом движении людей на улицах – все это, вместе взятое, не производило на свежего человека бодрящего впечатления. Даже невысокие храмы Божьи с большими непозолоченными главами казались как будто к земле придавленными. Исключение в лучшую сторону составлял тогда грандиозный Софийский собор, большие главы которого, видимо, не подавляют его, а составляют величественное украшение. А главы эти так велики, что, по вычислению покойного Николая Ивановича Суворова, в срединной из них можно спокойно поворотиться на тройке лошадей с экипажем”.
Алексей Попов, священник, середина XIX века

“Пролетка петербургского типа, но без верха прыгала по длинной широкой улице с мостовой из крупного булыжника. Улица, как бульвар, была обсажена березами с белыми стволами. Длинной чередой тянулись деревянные дома, некоторые вновь построенные и украшенные резьбой, а два-три из них даже с зеркальными стеклами. Чувствовался достаток владельцев, домовитость, видно было, что все это строилось для себя, а не для сдачи внаем. Дома чередовались с садиками, но опять-таки засаженными исключительно березами. Редко где выглядывали из-за массивного тесового забора тополь или рябина. Виднелась вывеска агента страхового общества, вывеска конторщика транспортных кладей… Вологда… имеет много садов, бульваров и утопает в зелени. Насаждения эти состоят только из берез, и поэтому Вологду можно назвать березовым городом. Здесь не вымерзают, как я узнал, и другие породы деревьев, но у вологжан уж такая страсть к березам. Повсюду виднеются белые стволы. Бульвар березовый, сады березовые, около церквей в оградах березы. В городе по улицам, по площадям, по пустырям ведутся новые насаждения, и они состоят из березок. Загородное гулянье, состоящее из клуба местного пожарного общества, находится в березовой роще”.

Николай Лейкин, писатель, конец XIX века

“Город предлагал многочисленные прогулки вдоль пересекавшей его красивой извилистой реки, притока Двины. Ее сжатые берега были украшены 67 церквами с медными куполами в форме луковиц, расцвеченными синевой, зеленью, серебром и золотом. Эти колокольни, раскрашенные крыши, дымники в изящных узорах, усеивая массивы зелени, напоминали силуэты пагод и придавали сильно выраженный восточный характер этому пейзажу края Европы”.

Жозеф Нуланс, посол Франции в советской России, 1918 год

Летопись

1147 – первое упоминание о Вологде
1371 – рядом с городом основан Спасо-Прилуцкий монастырь.
1492 – образована Вологодская епархия.
1588 – освящен главный храм города – Софийский собор.
1730 – в городе открывается духовная семинария.
1796 – образована Вологодская губерния.
1838 – вышел первый номер газеты “Вологодские губернские ведомости”.
1865 – на реке Вологде замечен первый пароход.
1872 – начало железнодорожного сообщения с Ярославлем.
1885 – в Вологде открывается первый (и один из первых в России) музей.
1898 – начало железнодорожного сообщения с Архангельском.
1906 – начало железнодорожного сообщения с Санкт-Петербургом.
1937 – образована Вологодская область.
1963 – начало телевещания в городе.
1996 – окончено строительство троллейбусного завода.

Музеи

“Вологда на рубеже XIX – XX веков”
Советский проспект, 16

Приведенное выше название музея – всего лишь сокращенный вариант. Полный выглядит более смачно: “Страницы истории Вологды конца XIX – начала XX веков с экспозицией квартиры доходного дома купца А. П. Самарина и сменными выставками”. А до недавних пор он был Музеем Марии Ильиничны Ульяновой.
Перелицовка музей прошла безболезненно. Комнату, где проживала ссыльная мятежница, практически не изменили. Те же кресло-качалка, стол с белой скатертью, зелено-
трубый патефон, шахматы (намек на интеллектуальность постоялицы) и журнал “Дамские рукоделья” (дескать, ничто человеческое нам не чуждо) сохранили. Зато акцент после переименования автоматически сменился. Если пятнадцать лет назад нам было важно, что вот в этой комнате с таким вот патефоном и буфетом проживала пламенная деятельница, то в наши дни на первый план вдруг выплыл неизвестный ранее купец А. П. Самарин, который так уютно обставлял для постояльцев комнаты, даже о патефоне позаботился.
Экспозиция сменилась в других залах – вместо набившей оскомину революционной тематики здесь разместились те самые сменные выставки. Сменяются они не часто, но большой беды в том нет – выставки явно вызывают интерес.
Одна из них называется “Фото на память”. Как нетрудно догадаться, ее тема – история фотографии в Вологде. При этом слово «фотография» здесь понимается двояко – как предмет и как явление. То есть наряду с очаровательными городскими видами, семейными портретами и прочими произведениями ранней светописи здесь отражена еще и жизнь местных подвижников-фотографов.
Вторая экспозиция – “Старая школа”. Она менее интересна, чем первая, хотя бы потому, что ничего принципиально нового не открывает. Письменный стол, парту, классную доску и счеты мы более или менее себе представляем. Интерес способен вызвать разве что “буквопечатающий аппарат с гиревым приводом”, но очевидна и его случайность в школьной экспозиции.
Третья выставка – “У самовара”. Традиционные предметы, относящиеся к русскому чаепитию, – самовары, всевозможная посуда (главенствует в этом разделе чашка с надписью “Довольно и одной” вместимостью примерно два литра), дореволюционная упаковка. Довольно редкое собрание дореволюционной выпечки (конечно, муляжи и новоделы, но сотрудники музея утверждают, что присутствуют в коллекции и подлинные экспонаты) – баран, рыбка, утеночек, белочка, змейка с глазками-изюминками.
– Ой, какое чудо, – восторгаются туристы. – Вот бы сейчас все это съесть.
В отличие от революционной агитации простые человеческие вещи оскомину пока что не набили.
Кстати, в комплексе с музеем расположен один из лучших книжных магазинов Вологды.

Музей дипломатического корпуса “Салон на Дворянской”
Улица Герцена, 35

На первый взгляд название музея кажется абсурдным. Ну почему музей дипломатического корпуса находится именно здесь, а не в Москве или в Санкт-Петербурге? Однако же музей находится на своем месте. Дело в том, что в 1918 году, когда никто толком не понимал, что же у нас тут происходит, именно Вологда стала дипломатической столицей государства. Основой было то, что европейцы боялись слишком крутых перемен, проходивших в столицах. Здесь же они разместились с относительным комфортом и в относительной безопасности.
В доме на Дворянской (ныне Герцена) расположилось посольство Америки. Один из участников событий, американский историк Джордж Кеннан, о них вспоминал: “Поленья уютно потрескивали в больших кирпичных печах. Снаружи доносились протяжные звуки колоколов отдаленных церквей и скрип санных полозьев на заснеженных улицах. Штат, расквартированный по городу в разных местах, собирался днем, работал в маленькой канцелярии и разделял трапезу посла. Вечера занимали карточная игра, еда и обмен анекдотами. Каждую субботу во второй половине дня посол устраивал прием для общества, столь высокого, сколь город мог произвести”.
Затем сюда приехал Радек (представитель Великобритании Роберт Брюс Локкарт поразился его внешности – по словам англичанина, нечто среднее между профессором и бандитом) и стал настоятельно требовать, чтобы послы перебрались в Москву. Но они предпочли вообще покинуть новое загадочное государство.
Именно событиям 1918 года и посвящены витрины этого музея. К сожалению, они заполнены по большей части документами и фотографиями. Но встречаются и экспонаты – свидетели “красивого” дипломатического быта. Такие, например, как пепельница из хорошего железнодорожного вагона, велосипедные очки (напоминающие те, с которыми сегодня принято ходить в бассейн), а также дореволюционная карта европейской России. С Польшей, Финляндией, Курляндией, но без Калининградской области.
КСТАТИ, сам дом был построен в 1868 году для купца с колоритной фамилией – господина Пузан-Пузыревского.

Интернет

http://www.vologda.ru/vologda
«Среди наиболее известных представителей вологодских дворян в конце прошлого века фамилия Верещагины особо выделялась. Один из них, художник Василий Васильевич, стал известным баталистом, объездил весь мир и имел мастерскую в Париже. Другой, Николай Васильевич, закончив в 26 лет курс в Морском кадетском корпусе, вышел в отставку и поселился в родовом имении в Череповецком уезде Новгородской губернии.
“Вводя в должности кандидата мирового посредника, я занимался хозяйством и был удивлен небольшим, сравнительно, развитием скотоводства в имении, где поливные покосы по реке Шексне тянулись 18 с лишком верст, – пишет Верещагин. – Я немедленно стал отыскивать место, где бы можно было научиться сыроварению. Но тщетно обращался с просьбой ко многим сыроварам швейцарцам. “Научи Вас, русских, – отвечали они мне, – что же нам, швейцарцам, останется делать в России?”
Взяв взаймы у брата 2 тысячи рублей, Николай Верещагин отправился сам на учебу в страну горных альпийских курортов и банкиров. А помимо увлечения сыроварением Николай Васильевич присмотрелся там же и к маслоделию.
В 1870 году на Всемирной выставке по молочному хозяйству в Париже внимание Верещагина привлекло масло, обладавшее ярко выраженным вкусом и ароматом, сходным с ореховым. Этот вкус придавали молоку, а затем и маслу некоторые виды трав, произраставших во французской провинции Нормандия. Оттуда оно было и привезено на выставку. Верещагин решил, что оригинальное по аромату масло можно получать и в России, хотя травостой пастбищ под Череповцом и на берегах Шексны был иным по ботаническому составу. И кто мог знать – хуже ли нормандского вкус вологодского кипрея, зверобоя или сотен других благоухающих луговых растений?»
Городской сайт Вологды – один из лучших в России. Во-первых, потому, что он красиво и толково сделан. Во-вторых, в официальном информационном блоке присутствуют не только сведения об областной администрации, налоговой полиции и прочих подобных структурах, но еще и информация о музеях, гостиницах и ресторанах. И в-третьих, исторический раздел не ограничивается сжатыми биографическими данными города Вологды.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru