РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Илья Эренбург. Портреты русских
поэтов
– СПб.: Наука, 2002. – (Серия «Литературные
памятники»)
Идейная и эстетическая
эволюция Эренбурга тоже весьма впечатляюща. Из
антисоветчиков – в певцы сталинского режима, а
затем – в либералы-шестидесятники; из декадентов
– в соцреалисты… Его книга «Портреты русских
поэтов», вышедшая в Берлине в 1923-м, многие
десятилетия не переиздавалась полностью.
Составившие ее эссе писались в петлюровском
Киеве и врангелевском Крыму. Собственно
«Портреты...» – это 14 эссе о поэтах-современниках,
изящные миниатюры, импрессионистские эскизы в
манере французского критика Реми де Гурмона,
чрезвычайно модного в российских модернистских
кругах. Каждый эскиз завершает подборка
стихотворений, наиболее показательных, по мнению
Эренбурга, для каждого поэта. В этих эссе –
практически весь цвет Серебряного века –
Ахматова, Блок, Андрей Белый, Мандельштам,
Сологуб, Цветаева… Вошли в книгу также другие
статьи Эренбурга о поэзии и «около поэзии»,
включая киевские фельетоны 1918–1919 годов, а также
правоверно-советские предисловия и выступления
послевоенных лет.
Илья Григорьевич в своей книге не столько критик,
сколько писатель. «Портреты…» субъективны,
капризны; строгие рецензенты 20-х годов находили в
них немало «отсебятины». В отличие от
объективиста Святополк-Мирского выбор поэтов у
Эренбурга весьма пристрастный: кого люблю, о том
пишу. Здесь есть, к примеру, Балтрушайтис, но нет
Гумилева, есть Маяковский, но нет Хлебникова,
есть Ахматова, но нет Зинаиды Гиппиус. Попадаются
иногда и явные (умышленные?) неточности, дань
эссеистической прихотливости. Если Святополк-Мирский
в своих статьях подспудно отстаивает русско-евразийскую
мессианскую идею, то Эренбург в «Портретах
русских поэтов» не выдвигает никаких
внелитературных концепций и, как истинный
гражданин мира, смакует звучные иностранные
имена (в основном, конечно, французские).
Лаконичные этюды Эренбурга имеют еще и
несомненную мемуарную ценность. Для эссеиста
важна внешность поэта («На пустынном лице
Балтрушайтиса особенно значителен рот, горько
сжатый рот, как будто невидимый перст, тяжелый и
роковой, лежит на нем»), его манера речи («Говорить
с Пастернаком трудно. Его речь – сочетание
косноязычия, отчаянных потуг вытянуть из нутра
необходимое слово и бурного водопада
неожиданных сравнений, сложных ассоциаций»), его
поведение на эстраде («Голос у Маяковского
необычайной силы. Он умеет слова произносить так,
что они падают, как камни, пущенные из пращи. Его
речь монументальна»). А чего стоит короткий штрих
о Брюсове: «Хозяин сухой, деловитый, о чем ни
заговорит, сейчас библиографию приведет».
Несомненно, Валерий Яковлевич порадовался бы
нынешнему изданию статей Эренбурга в
«Литпамятниках»: библиография и научный аппарат
здесь – отменные.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|