РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Дмитрий Святополк-Мирский. Поэты и
Россия: Статьи. Рецензии. Портреты. Некрологи
– СПб.: Алетейя, 2002. – (Серия «Русское
зарубежье»)
Дмитрий Святополк-Мирский и
Илья Эренбург – практически ровесники, оба
писали о поэтах одного поколения и одной школы. В
начале 20-х оба – «красные» эмигранты: один
редактировал евразийский журнал, другой
печатался в сменовеховском. Обоих тянуло в
критическую эссеистику, только с разных сторон:
одного – из прозы, другого – из академического
литературоведения. Вышедшие в Петербурге две
новые книги – это, по сути, полные своды
«поэтической критики» Святополк-Мирского и
Эренбурга, тщательно откомментированные. В
сборниках – статьи разных лет, но ядро каждой из
книг – работы начала 20-х годов (в том числе и
совсем раритетные вещи).
Князь Святополк-Мирский, не случись революция,
мог бы стать в царской России генералом или
министром. Отец его возглавлял МВД, да и вообще
все предки ревностно служили престолу. Отпрыск
старинной фамилии, ведущей начало от Рюриковичей,
Дмитрий Петрович до революции получил
филологическое, а затем военное образование,
служил в царскосельской лейб-гвардии, воевал в
германскую и гражданскую. Затем, разочаровавшись
в Белом движении, уехал на Запад – в Прагу, затем
в Англию. И здесь случилась неожиданная
метаморфоза: храбрый деникинский кавалерист в
одночасье стал «левым» журналистом и
литературным критиком. Примкнул к евразийцам, а
позднее вступил и в компартию (британскую), чем
немало шокировал стариков-эмигрантов. П.Б.Струве
писал о Святополк-Мирском: «Этот неглупый и
небездарный человек, с недурным историко-филологическим
образованием, стал – на глазах всего честного
народа Зарубежья – объедаться большевицкой
гнилью и угощать ею других, приплясывая и
притопывая». Князя-коммуниста буквально
затравили на Западе, и он вернулся на Родину, где
стал образцовым советским критиком. Однако в
конце 30-х – арест за мифическую связь с
английской разведкой, лагерь на Колыме и смерть в
1939-м… В его нынешний сборник вошли в основном
работы эмигрантского периода, в том числе статьи
из британских журналов 1920–1922 годов (в переводе с
английского), совершенно неизвестные
российскому читателю. Впервые столь полно
публикуются и протоколы допросов критика в НКВД.
В лучших критических работах 20-х годов Святополк-Мирский
– чистый эстет, вне политики и литературной
«групповщины», лишь изредка прорываются у него
евразийские ноты: «Русские – единственная нация,
способная создать подлинно универсальную
цивилизацию, которая спаяла бы Восток и Запад,
как это было впервые осуществлено империей
Александра Великого» (статья «Литература в
России большевиков» из журнала «The London Mercury»).
Солидный филологический «багаж», глубина
анализа, претензии на объективизм, благородный
стиль, отточенные афоризмы, интерес к
религиозным истокам русского искусства, к
мистике, фольклору и допетровской старине – вот
основные черты этого критика. Он любит
систематизировать и теоретизировать, строит
концепции (например, об отношениях московской и
петербургской поэтических школ), составляет
представительные антологии русской поэзии,
создает фундаментальный труд об истории
отечественной литературы. Он русофил и англофил
одновременно, евразиец и западник в одном лице,
светлейший князь и советский патриот…
Уникальная фигура даже для сумасшедшего
послереволюционного времени.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|