РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
У меня все мое, а у ребенка – общее?
Нужно ли учить делиться через “не
хочу”
– Прикольная у тебя девочка. – Мы с
мамой Сашкиного приятеля стоим рядом с качелями
и болтаем о том о сем, не спуская глаз с малышни.
Уже полдень, сильно припекает, и хочется выпить
горячего кофе с ледяной водой.
– Ну, знаешь, – продолжает она, – бывают дети
скучные, пресные, как... Как манная каша.
В это время моя Санька уже сползает с качелей, и
по ее напряженному лицу понимаю, что назревает
конфликт. Ну точно! Рванула спасать свой
велосипед. Его как раз оккупировал гражданин
полутора лет в кепке. Сейчас подбежит и строго
скажет: “Это мой велосипед. Слезай”. На этом
сантименты и закончатся. Ну а дальше детской
душой овладеет первобытная стихия. Санька обычно
топает ногами и верещит: “Аддай-адай-ада...” Не
помогло? Берет велосипед за раму и стряхивает
оккупанта через руль.
Хлопотливая мама гражданина в кепке
подхватывает своего карапуза и приговаривает
так тихо, чтобы весь двор слышал: “Вот, сынок,
какие родители жмоты, такие и дети... Ты таким
никогда не будь...” Та-ак. Это уже в мой огород.
И ладненько. Подождем – увидим. Через два-три
месяца в этом карапузе тоже проснется чувство
собственности – “дорастет”. Что тогда? Сценарий
известен. Обычно такие скорые на приговор мамаши
действуют так. Насильно, продираясь сквозь крик,
отчаяние и слезы своего ребенка, наказывая его
окриками, шлепками и отчуждением, приучают
“делиться”. Отдавать свои игрушки по первому
требованию соседского мальчишки. Ведь не дай бог
тот водиться не будет! Пройдет год. Стараясь
угодить матери, подавляя слезы и желание
оставить свое при себе, малыш будет по первому
требованию отдавать любимую лопатку
ненавистному Васе. Мучаясь и не понимая почему.
Мои мысли прерывает карапузова мама, не считая
конфликт исчерпанным:
– Подумаешь, испортился бы ее велосипед...
Делиться же-шь надо!
Подхожу к ней ближе.
– Послушайте, это ведь ваша “пятерка” у
подъезда стоит? Дайте мне ключи. Я покатаюсь и
отдам...
Смотрит на меня бешеными глазами, как ледяной
водой окатывает.
– Что вы смотрите на меня, как на сумасшедшую,
ведь делиться же-шь надо! – говорю.
...Присаживаюсь на скамейку рядом с качелями.
Сашка занялась каким-то жучком и не требует моего
участия в накрывании его формочкой. Гошина мама
жалуется:
– Мой тоже собственником стал. В его альбоме
телефонный номер записала – другой бумаги под
рукой не было, так развыступался...
И тут вступили “скрипки”. На скамейке рядом
сидели три старушки. Заволновались, запричитали.
– Так ваши дети ни с кем дружить не будут. Ой, да
подумаешь – совок. В этом возрасте все общее.
Да нет, не все. С утра Сашке объясняла, что
нехорошо детей с качелей сгонять.
– Качели, – говорю, – общие. Лесенка – общая,
песочница – общая.
Сашка перебивает:
– А бабушка Люда – общая?
– Нет, – говорю, – бабушка Люда только твоя.
– Да, – загалдели бабульки. – Все сейчас модных
книжек начитались, воспитывают по-американски, а
потом тебе твой же ребенок денег на хлеб не даст.
Важный аргумент. Книжек, каюсь, не читала, кроме
Спока, никаких. Там про жадность, кажется, ничего
не было. И про старость пока не думала, уж во
всяком случае в связи с деньгами на хлеб, которые
мне Сашка не даст.
С маленьким ребенком трудно жить будущим, живешь
настоящим. А в настоящем я вижу большое горе моей
девочки, когда у нее отбирают любимую вещь.
Перед моими глазами прошли месяцы мучений одной
маленькой девочки, Сашкиной подружки, которая
старше ее на полгода. В ней чувство собственности
проснулось раньше и с утроенной силой. И
закончилось все чуть ли не нервным срывом. Вот
как это было.
Мы познакомились, когда Василисе было полтора
года. Задумчивое личико, огромные карие глаза и
несовместимые с их серьезностью бесшабашные
кудряшки. Первые слова, первые куличики из песка
и... первая обида на отца. Играя в мяч с ней, он
предложил включить в игру другого малыша. “Нет,
не дам мяч!” Но малыш так просил, что отец, улучив
момент, когда Василиса отвернулась, кинул мяч и
ему. Расплакалась... Незаметный в череде быстро
сменяющихся событий эпизод. Теперь я уверена –
Василиса его запомнила.
С тех пор мы пережили вместе многое. Зимние вьюги,
осеннюю слякоть с бесконечной темнотой за
окнами, занудные насморки с лихорадочными
поисками хорошего врача и столь же бесплодные
поиски подходящего детского сада...
И серьезные обиды, когда ясные глаза вдруг
туманятся недоумением: “Почему мама отдала мой
совок постороннему?” А мама Вера просто не
обратила внимания на свое движение. Она держала
совок в руке, с кем-то разговаривала, Василиса
стояла далеко... В это время подошел какой-то
малыш, попросил совок и – Вера дала. Вдруг с
другого конца площадки раздались рыдания.
Василиса все видела.
Ну правда, кому придет в голову в такой ситуации
прерывать интересный разговор, тащиться через
всю площадку к своему ребенку и спрашивать:
“Можно ли дать совок тому мальчику?”
А дальше случилось вот что. Вера стала строго
отслеживать ситуацию и при малейшем проявлении
Василисиной жадности, а иначе говоря – при
малейшем пробуждении чувства собственности
заставляла ее делиться или просто не обращать
внимания на то, что кто-то из детей взял ее вещь.
Каждый раз прогулка заканчивалась бурными
слезами и скандалом.
Через три дня, выйдя с Сашкой гулять, я увидела во
дворе Василису, которая сидела рядом с мамой на
лавочке, придвинув к себе поближе велосипед,
крепко обхватив и прижав к себе игрушки. Она не
хотела идти в песочницу – там играли
потенциальные похитители формочек – и боялась
отойти, оставить свой велосипед. “Иди поиграй, я
посторожу, так и быть, твои вещи”, – предложила
Вера и в ответ получила мрачный, исподлобья,
взгляд.
Как потом выяснилось, она уже не доверяла свои
вещи маме, отцу, начала обходить стороной все
дворы, в которых играли дети.
Результат получился обратный! Разумное чувство
собственности превратилось в болезнь. Конечно,
девчонку можно было сломать. Еще немного слез,
скандалов – и Вера сделала бы из нее
коллективистку. Но ведь это был бы уже другой
ребенок. Вера вовремя спохватилась.
Наступило лето, мы разъехались по дачам. А осенью
опять встретились во дворе. И Василиса на Сашкин
вопрос: “Можно мне твою лопатку?” – вдруг
отвечает: “Да, можно...” – и протягивает.
– Вера, поздравляю. Что ты с ней сделала?
– Да ничего особенного. Сначала ходила с ней,
отбирала у других ее игрушки, сама у нее
спрашивала, можно ли мне взять что-то из ее вещей.
Доверие к себе восстанавливала. Потом научила
меняться: берешь чужую игрушку – взамен предложи
свою. Заметила: Василиса дает игрушку, только
если просящий вызывает у нее симпатию.
Пока Вера рассказывала, Василиса болталась на
качелях. Вдруг к ее велосипеду приблизился
незнакомый мальчик. Василисино лицо исказилось в
преддверии плача. И тут... Сколько буду жить, не
забуду этой сцены. Маленький детеныш собрал волю
в кулак. Она сдержала слезы, сцепила губки в
тонкую нить, слезла с качелей и побежала спасать
свое добро... И только когда она, не добежав пяти
шагов, вдруг не выдержала, остановилась и
разрыдалась, я поняла, чего стоил ей этот пробег,
чего стоит ей вообще заново учиться обращаться
со своим чувством собственности, так неосторожно
попранным родителями несколько месяцев назад.
Три часа мы с Сашкой отгуляли, пора домой. Сашка
всем говорит “пока-пока” и машет рукой
черно-землистого цвета. На щеках – песочные
разводы, на коленке – дыра. Утром не было!
Сколько же ошибок мы, молодые родители, делаем,
прежде чем находим компромисс с собственным
ребенком. Я помню свою растерянность и
возмущение, когда Сашка в полтора года
отказалась надевать предложенные красные
колготы и сквозь ее вопли и протесты я наконец
поняла, что она хочет синие. Каждым поступком
впоследствии она доказывала мне, что тоже
человек, со своими желаниями и вкусами.
Сейчас я уверена: Сашка права, отстаивая свою
собственность. Она поступает так же, как и
взрослые, – дает свои вещи только тем, кому
доверяет. Да, поначалу она пыталась это делать
моими руками: “Ты поди, поди, отбери у него...”
Пришлось объяснить ей, что свои вещи она в
состоянии защитить сама. А заодно наглядно
доказать, что на похитителя ее слезы нагонят
только тоску, в крайнем случае дрожь, но
выпустить заветное ведро не заставят. К тому же
похититель не всегда знает, чью именно вещь он
ухватил. Об этом ему нужно деликатно сказать, не
подтверждая свои слова тумаками.
Сложнее всего каждый день снова и снова
объяснять Сашке, что вопросы собственности в
цивилизованном обществе решаются мирным путем.
Но что делать? Именно мирным переговорам
научиться труднее всего.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|