СИТУАЦИЯ
Первыми жертвами образовательного
стандарта становятся учебники?
На пресс-конференции «Проблемы
учебного книгоиздания в условиях модернизации
российского образования» обсуждались горячие
вопросы: несостоявшийся конкурс учебников по
истории и образовательный стандарт.
Новейшая история России не удалась
Ожидалось, что к концу апреля этого года появится
информация о результатах конкурса на лучший
учебник по новейшей истории. Точнее, на девять
учебников: по три на каждый класс – с девятого по
одиннадцатый. В конкурсе приняли участие многие
издательства и соответственно коллективы ученых,
такие, как Институт всеобщей истории РАН,
издательства «Дрофа», «Просвещение», «Русское
слово». Однако конкурс не завершен до сих пор.
Организаторы конкурса объясняют происходящее
тем, что представленные рукописи не всегда
соответствовали требованиям конкурса. Тогда как,
по словам одного из авторов представленных
текстов, завкафедрой МПУ Александра Данилова,
концептуальные и содержательные требования к
учебникам, по сути, не были четко сформулированы
и времени на то, чтобы представить конкурсный
материал, было невероятно мало.
Кто и отчего решил, что вариантов учебников
должно быть именно три, для авторов-историков
неясно. Ведь речь шла не о финансировании издания
учебника, а только о получении министерского
грифа. Подобное ограничение, по их мнению,
означает открытую борьбу с вариативностью в
преподавании.
Новый стандарт образования не
позволит разрабатывать учебники
Обсудив драматическую ситуацию с учебниками по
истории, издатели дружно принялись критиковать
готовящийся к принятию в Госдуме законопроект «О
стандарте общего среднего образования». По
мнению главного редактора издательства
Маргариты Леонтьевой, одним из недостатков новых
стандартов является то, что современные подходы
к образованию и технологии, в том числе
информационные, в законопроекте абсолютно не
учитываются. Как заметил Александр Кондаков,
даже если перехода на двенадцатилетку не
случится, предложенный стандарт уже не может
соответствовать современной российской школе.
Еще одна важная проблема – несоответствие
законопроекта и действующих документов
Министерства образования, которые касаются
количества часов для старшей школы.
Например, сегодня разрабатывается стандарт по
базовому уровню по физике для старшей школы на 140
часов. Соответствующие стандарту учебники будут
также написаны из расчета 140 часов. А Базовый
учебный план предписывает учителю реализовать
этот стандарт за 70 часов.
«Если Министерство образования немедленно не
согласует свои документы, то задачу перехода к
профильной школе в 2004 году вряд ли можно будет
осуществить», – считает Маргарита Леонтьева.
Кроме того, по мнению руководства издательства
«Просвещение», приняв законопроект о стандартах
в существующей редакции, разгрузить содержание
образования явно не удастся – а это было одной из
серьезнейших целей Министерства образования в
последние годы. Поэтому текст законопроекта
перед его рассмотрением Думой в третьем чтении
должен пройти широкое обсуждение общественности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|