ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Президент, оказывается, так и знал...
...что ни правительство, ни регионы не
выплатят учителям все долги в назначенный срок
На днях Президент Российской Федерации
Владимир Путин сделал заявление,
характеризующее эффективность образовательной
политики правительства и региональных властей.
Это заявление, с нашей точки зрения,
свидетельствует о том, что ни высшая власть в
государстве, ни региональная, ни исполнительная
в лице правительства не в состоянии не только
исправить плачевное положение учителей и школ,
но и хоть как-то на все это повлиять. В то же время
и общество постепенно лишается и без того слабых
возможностей контролировать ситуацию в
образовании. Чем беднее школа, тем тотальнее
становится государственный контроль чиновников
и тем меньше полномочия граждан.
Многомесячная колоссальная работа
правительства была направлена на то, чтобы
Президент России в первый учебный день,
встречаясь с учениками и учителями, а также их
родителями, мог ответственно заявить, уверенно
глядя в телекамеру:
– Мы полностью рассчитались с долгами перед
учителями, мы выплатили все до копейки и
сибирякам, и приморцам, никому ничего не должны!
Но, судя по всему, президент так сказать не мог.
Может быть, поэтому и пришлось уехать из Москвы,
чтобы круг телекамер и вообще журналистов был не
так широк и можно было дозировать информацию и
редактировать сообщения о президентском начале
учебного года. О том, что булочки в сельской
школьной столовой вкусные, а уроки экологии и
походы школьников проходят на самом высоком
уровне. Но все-таки леса в Подмосковье горят, да
еще как; поэтому президент наказал детям беречь
лес. На будущее. И компьютеры в Кострове есть, так
что не зря деньги на информатизацию расходуются.
В общем, полный ажур, и дети такие милые, и
губернатор, и министр, и вся свита в полном
умилении.
Но как ни старались свита и постановщики визита,
вопрос о зарплате возник, даже несмотря на успехи
костровских учителей в экологическом воспитании
страдающих от лесных пожарищ школьников.
Что же мы услышали?
Что президент, оказывается, так и знал, что ни
правительство, ни регионы не выплатят долги
полностью.
Так и знал.
Так и знал?
То есть президент понимает, что ни министры, ни
губернаторы не могут преодолеть ту порочную
экономику школы, которая приводит к невыплатам
заработной платы и в целом к школьной нищете.
Но страшная тайна состоит в том, что, когда и
месяц назад, и две недели назад президент собирал
своих министров и заместителей председателя
правительства и требовал от них погашения
задолженностей, а они ему все это обещали, не
только В.Путин не верил, что они сдержат слово. Не
только В.Путин знал, что долги останутся...
Кроме него еще миллионы учителей и просто
граждан были уверены, что весь этот спектакль
ничем не кончится. Было бы странно, если бы в
течение многих лет не платили, а тут к 1 сентября
как по мановению волшебной палочки разом все
решилось.
33 года лежал Илья Муромец на печи – и вдруг
вскочил добрым молодцем и всех врагов победил.
Не вскочил.
Не победил.
Но самое интересное: оказывается, наперед все
знали, что не победит.
Оказывается, президент нарочно так им строго
наказывал ликвидировать долги, чтобы те, как
сказал В.Путин, зашевелились.
Чтобы Илья Муромец хотя бы вскочил с печи – пусть
и не стал бы победителем всех темных сил, но с
печи бы слез.
Разочаровавшись в своих подчиненных или еще раз
убедившись в их способностях, президент В.Путин
объединил всех в очередную комиссию по проблемам
образования, чтобы поставить всех шевелящихся на
учет.
...Недавно в одной уважаемой газете появилось
интервью руководителя московского образования Л.Кезиной
с заголовком “Образование – прерогатива
государства”. А вслед за этим спикер Госдумы
Геннадий Селезнев заявил, что государство должно
полностью контролировать все учебники и
программы.
И есть еще много свидетельств тому, что на теме
“Образование” будет отрабатываться усиление
влияния государства во всех сферах жизни граждан.
Чем больше государства, тем больше у нас будет
благополучия, тем лучше мы будем жить и тем
счастливее будут наши дети! – примерно так будет
выглядеть формула тотального огосударствления
российской жизни.
Когда об этом говорят чиновники высокого ранга,
это вполне объяснимо. Они ведь и есть государство.
И одного из лидеров левой оппозиции тоже легко
понять: только государство может, по мнению
оппозиции, справедливо распределить все
жизненные ресурсы, в том числе и на образование.
Чуть менее логичным выглядит стремление
либералов из, казалось бы, вполне современной
партии “Яблоко” провести закон о
государственных стандартах, в которых
фиксируется жесткая схема тотального
государственного контроля и отсутствие
финансовых обязательств государства перед
гражданами в области образования.
Граждане, таким образом, вытесняются из области
образования, общественные институты, могущие
влиять на школу, автоматически лишаются даже тех
минимальных возможностей, которые у них были по
Закону “Об образовании”.
Без серьезных прерогатив общественные
образовательные объединения привлекут лишь
вольных домохозяек и неуравновешенных
маргиналов, от которых общественно-педагогическое
движение и так серьезно пострадало в начале 90-х
годов. Горланы-активисты уводили общественное
движение в тупиковое противостояние с
бюрократией, вместо того чтобы развивать
учительскую и родительскую активность и
создавать эффективные механизмы гражданского
управления образованием.
Но путь таким активистам открывает власть, лишая
гражданские организации реальных возможностей
управлять образованием. Государство может
развивать партнерство с гражданами, вести
переговоры о бюджете школ и прочих тратах,
согласовывать программы и делегировать право
оценивать качество образования, наконец,
разделять ответственность за кадровую политику.
Например, администрация города может
согласовывать с попечительским советом (или
советом школы) бюджет и образовательную
программу учебного заведения, выбирать
директора, утверждать органы общественного
управления школой.
Это и есть образовательная политика воспитания
граждан через ответственность в области
образования. Включая, кстати сказать, учебники,
например, по истории или литературе. Не
заседанием правительства, а решением учителя. А
если родители не согласны, вопрос выносится на
совет школы. При чем здесь правительство?
Но вместо того чтобы делегировать гражданским
институтам полномочия по управлению школой и
привлекать туда серьезных, влиятельных,
ответственных людей, успешных в бизнесе,
политике, науке или искусстве, государство
умощняет свои полномочия, как бы давая понять
ответственным гражданам: вам здесь места нет, это
наша прерогатива, мы все решим и за все ответим.
Не решат и не ответят.
И ситуация с выплатой долгов учителям – самый
убедительный аргумент.
Эксплуатируя традиционный российский
патернализм, власть хочет проверить на
образовании, работает ли еще механизм тотального
контроля и карательного управления, замещающий
финансовую поддержку и ресурсное обеспечение.
Плодоносит ли еще чрево, способное вынашивать
диктатуру и тоталитарное государство?
Спросите себя сами, не ждите ответа от
зашевелившихся членов правительственной
комиссии по проблемам образования. Они уже
заглянули в конец учебника и подсмотрели ответ. И
хотя год издания этого учебника слишком давний,
зато стоит гриф “Рекомендовано”.
Или это только кажется, что ситуация в
образовании становится бесконтрольной?
А на самом деле ее вполне сознательно доводят до
точки кипения, после чего и учителя, и все
граждане потребуют от государства жесткого и
тотального управления школой, которое и так уже
почти наступило.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|