Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
КРУГЛЫЙ СТОЛ 

Вячеслав БУКАТОВ

Школа в поисках взаимопонимания

Итоговый «круглый стол» в секции «От ученика к личности» под энергичным предводительством Вячеслава Букатова и в первый, и во второй день чтений проходил не совсем обычным или, вернее, совсем необычным образом.
Специалист по герменевтике и режиссуре урока, ведущий «круглого стола» вовлек участников в активное игровое взаимодействие, результатом которого стали отнюдь не игровые, а очень серьезные выводы, к которым пришли участники чтений при обсуждении проблемы становления личности ученика, а также идей, выраженных в манифестах «Человек свободный» и «Педагогика сотрудничества».
Убежденный, что движение способствует мышлению, режиссер «круглого стола» выстроил работу участников таким образом, что в процессе обмена мнениями им приходилось постоянно перемещаться по аудитории, создавать свои мини «круглые столы» и, выработав некую точку зрения или обсудив принципиальный вопрос, вновь сопоставлять и соединять свою позицию с позицией коллег.
В ходе напряженной, насыщенной, но при этом веселой
работы участники «круглого стола» пришли к выводу, что становление личности свободного ученика в рамках педагогики сотрудничества сегодня требует выдвижения на первый план трех постулатов:
1) свобода не может существовать без ответственности свободной личности ученика и педагога;
2) управлять свободой невозможно, но можно учиться управлять степенями свободы;
3) доверие – важнейшее условие роста свободной личности.
Какие же негативные тенденции и нерешенные проблемы препятствуют, по общему решению участников «круглого стола», продвижению школы в желанном направлении? Они тоже были в итоге острого спора сведены в триаду:
1) беда в том, что школа нередко выступает всего лишь «камерой хранения» для забытых семьей детей;
2) школа существует в обществе, а главной его болезнью стало сегодня одиночество и детей, и взрослых;
3) образовательные стандарты, суть которых каждый понимает по-своему, могут привести не к повышению, а к понижению уровня образования.
Участники «круглого стола» обсудили и предложили предварительные решения тех вопросов, которые для современного заинтересованного читателя манифеста кажутся наиболее сложными и требующими дальнейшего обсуждения.
Конечно, таких вопросов набралось немало, но все же самыми актуальными в результате согласования позиций были выбраны два:
Опасна ли свобода для ребенка?
В чем причина возникновения пропасти между учеником и учителем?
Поиски решения этих вопросов со всей настоятельностью показали необходимость вдумчивого обращения со словом. Не увязать в бесплодных пререканиях при нечетко определенной позиции, когда, по сути дела, неясно, о чем спор, ибо каждый понимает предмет спора по-своему, а ответственно определить свое понимание ключевых понятий – вот первейшая необходимость для всякого, кто пытается дать ответ на эти вопросы.
Если мы внятно поймем, что имеем в виду, говоря о свободе, становится очевидно, что свобода не опасна, а необходима ребенку, а опасны для него равнодушие, недостаток внимания и угнетающая любовь, которая при ближайшем рассмотрении оказывается эгоизмом любящего.
Возникновение пропасти между учителем и учеником – это реальность, на которую нельзя закрывать глаза, так как, увы, она многосторонне обоснована: во-первых, наши педагоги и ученики родились, по сути, в разных странах, во-вторых, ребенок живет здесь и сейчас, а взрослый живет перспективой, в-третьих и, наверное, главных, взрослые слишком быстро забывают свое детство. Только педагогика сотрудничества позволит преодолеть эту пропасть, так как требует от учителя той «детскости, тонкости чувств, воодушевления, без которых нельзя почувствовать ребенка, принять каждого мальчика, каждую девочку как личность».
Обновляться самим, сотрудничая с детьми и между собой, – эта заповедь педагогики сотрудничества в итоге двух дней обсуждения предстала самой главной.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru