Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ОТ УЧЕНИКА К ЛИЧНОСТИ 

Василий КОЛЬЧЕНКО

«Личностная педагогика в США»

Московский Дом учителя. 31 августа. Голубая гостиная 11.00 – 12.30

Василий Кольченко, давний друг и автор нашей газеты, уже много лет работает в Америке. Он специально прилетел в Москву на четыре дня, чтобы принять участие в Соловейчиковских чтениях, рассказать о своем опыте, об экспериментах зарубежных педагогов. Но было видно, насколько важно для него живое общение с российскими учителями, их вопросы, мнения. Америка во многом похожа на Россию, и мы вместе ищем пути к развитию личности ученика. Дети везде остаются детьми, и нам важно не только сравнить системы (хотя любопытно, как там у них), но и разобраться в том, что такое детство, что такое школа.

Василий КОЛЬЧЕНКОПеречитывая манифест «От ученика к личности», можно заметить, что многое из того, к чему призывал в нем Симон Львович Соловейчик, уже давно стало нормой в западной школе. Дело не только в том, что там ребенка меньше обижают и больше уважают, но и в том, что ему дают больше самостоятельности, больше выбора, к его мнению прислушиваются.
И это не просто добрая традиция, нет, вся структура школы поддерживает такую систему отношений. Старшеклассники выбирают для себя предметы. Малыши выбирают для себя учебные проекты, которые они выполняют самостоятельно или в группах. Оживленная дискуссия на уроке, становление мнений, аргументированный спор – традиционная форма учебной работы, использование которой поощряется начальством и ставится учителям в пример.
С другой стороны, и в западной школе не все ладно. И на Западе разговоры о школьной реформе не сходят с газетных страниц. Это значит, что воспитание личности совсем не такое простое дело. Даже там, где к этому стремятся на протяжении десятилетий и столетий, есть серьезные проблемы.
Во-первых, личность воспитывается личностью. Значит, школе нужны личности. Во-вторых, личность воспитывается отношением. Значит, само устройство школы должно вызывать к жизни такие отношения.
Где же школе взять ярких учителей? В Америке много говорят о необходимости поднять учительскую зарплату и укрепить престиж педагогической профессии, чтобы привлечь в школу самых талантливых людей. Об этом же говорят и в России, хотя уровень учительской зарплаты здесь совсем другой. Такое совпадение доказывает, с одной стороны, что зарплату действительно поднимать надо и бороться за это надо. С другой – выходит, что, сколько зарплату ни поднимай, все равно будет мало.
Тем временем стоит оглянуться на людей, которые уже выбрали учительскую профессию. Если к педагогам относиться как к личностям, они таковыми и будут.
Ведь верим же мы, что каждый ученик – или почти каждый – может хорошо учиться. Без этой оптимистической гипотезы трудно работать в школе, трудно заходить в класс. Точно так же можно верить, что каждый учитель – или почти каждый – может хорошо учить и воспитывать.
Чем сейчас увлечена педагогическая общественность в США? Решением именно этой задачи: как создать устойчивые отношения личностной педагогики в учебной жизни. Они должны включать отношения общества к педагогам, педагогов к самим себе и к детям, детей к самим себе и учебе и так далее. Делается это разными способами, и я для начала лишь назову их, а потом постараюсь объяснить, как некоторые из них работают.
Один вариант: в здании большой школы создаются несколько маленьких тематических школ с семейной атмосферой. Другой – домашнее образование (home schooling): ребенок учится дома, но родители получают разнообразную педагогическую поддержку. Третий – учеба с помощью Интернета, так называемое дистанционное образование (distance learning). Четвертый – чартерные школы (charter schools): небольшие, относительно независимые экспериментальные школы. Пятый – учебные сообщества (learning communities): учителя разных предметов объединяются в команду, чтобы вместе с группой детей проработать одну большую комплексную тему. Шестой – школьные ваучеры (school vouchers): родители получают ваучер, позволяющий им выбрать для своего ребенка любую школу, иногда и частную. Седьмой – учебные портфели (teaching portfolios): каждый учитель создает свой педагогический и методический «портфель». Восьмой – учебные стили (learning styles): этот подход помогает учитывать индивидуальные учебные стили детей и учителей.
После небольшого обзорного выступления посыпались вопросы.
– Поддерживает ли государство домашнее образование? Помогает ли материально, ведь родители, обучающие своих детей самостоятельно, платят налоги и, следовательно, имеют право на эту помощь.
Кольченко. С одной стороны, домашняя школа – угроза для традиционной, ведь так можно и вовсе отменить классно-урочную систему. Джерри Минц так и предсказывает. Однако у домашних школ много проблем и их число растет медленнее, чем хотелось бы энтузиастам. Родителям не хватает времени, терпения, квалификации, наконец. Детям часто не хватает общения. Поэтому государство, помогая, не пропагандирует. Такая форма обучения, видимо, хороша для “нестандартных” детей, испытывающих серьезные трудности в массовой школе.
– Расскажите поподробнее про американские учебные сообщества. Это что-то вроде наших межпредметных связей?
Кольченко. Пожалуй, но не совсем. В Америке учителя-энтузиасты по собственному желанию объединяются в группы для изучения одной темы с разных точек зрения. При этом ученики работают более активно и творчески исследуют проблему, ведь ответ не написан в учебнике. Активно включаются в проектную деятельность, получают возможность выйти в большой мир, за стены школы. Учителям тоже интересно выйти за рамки своего предмета. Вот, скажем, тема “Россия как западная страна”. Изучается русская культура, сравнительная история России и стран Европы, на социологии обсуждают пути развития западных цивилизаций и России. Защищают проекты, делают доклады. А в один из дней едут в музей с произведениями русских мастеров, затем заходят в церковь, идут в русский ресторан, смотрят русский фильм, а завершает “русский день” концерт русской музыки.
– А что такое “учебный портфель”? Это похоже на нашу подготовку документов к аттестации?
Кольченко. Собрать все, что имеешь, всегда полезно. Но в Америке это дело добровольное, не для проверки, а для тех, кому надо. Кроме того, есть разработанная технология. Сначала надо коротко изложить свое педагогическое кредо. В любой форме, хоть статью пиши, хоть стихи. Это формулирование личных заповедей: что я делаю и к чему стремлюсь. Затем следует описание любимых способов работы. Затем – оценка со стороны. Это опросы детей, их творческие работы, отзывы коллег и родителей. В конце – задачи на будущее. Если есть обзор прошлого и настоящего, то легче поставить конкретные задачи на будущее.
– А носят ли американские школьники форму?
Кольченко. Последнее время все чаще. Исследования показали, что дети в форме учатся лучше. Форма – это символ коллектива, его чести. Вспомним Макаренко. Но дети должны сами разработать форму, сами решить, нужна ли она им.
– Какую роль играют общественные организации в американском образовании.
Кольченко. Огромную!! Это и очень активный учительский профсоюз, и множество разнообразных педагогических организаций, фондов, ассоциаций. (Кстати, обращаться туда можно и нам.) Во многих школах работают родительские советы, оказывающие реальную помощь учителям в организации детской жизни.
Конечно, за короткое время встречи невозможно все выяснить. Более подробную информацию от Василия Кольченко можно получить на страницах нашей полосы «Образовательный меридиан», где регулярно печатаются его статьи. А также мы можем обратиться к услугам электронной почты и отправить свой отклик, вопрос, предложить тему для обсуждения. Адрес – vkolchenko@pace.edu .


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru