ЮБИЛЕЙНЫЕ VI
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ОТ УЧЕНИКА К ЛИЧНОСТИ
«Семья в современном обществе»
Московский Дом учителя. 30 августа.
Голубая гостиная 13.45 – 15.15
Главная
болезнь века – одиночество. А одинокого человека
легко сломать и подчинить.
Как извлечь жемчужное зерно из всего, что нас
окружает, чтобы подготовить детей, которые идут в
этот мир? Что может сделать семья – эта слабая,
незащищенная ячейка общества?
А может она очень многое, потому что
воспроизводит и пестует в своих недрах любовь и
взаимопонимание, которые являются опорой
человеческой жизни.
В народе давно уже знали, а теперь и наукой это
доказано, что долгожданный, любимый ребенок
вырастет добрым и счастливым человеком. И
наоборот, те, кто вырастает из нежеланных,
нелюбимых детей, впоследствии жестоко мстят
окружающим за свое обездоленное детство.
Неумение держать обратную связь с детьми и
отслеживать результаты своего воспитания –
главное бедствие современных семей.
Прислушиваться к детям надо с самого их рождения.
Наблюдать, переживать вместе с ребенком,
интересоваться его внутренним миром. Мои
родители работали с утра до ночи, но мы с братом
всегда чувствовали их постоянный интерес к нашей
жизни, к нашим переживаниям.
Сейчас появилось очень много родителей, которые
увлекаются очень разным развитием своих детей:
мол, чем раньше, тем лучше, только бы не упустить
время. Да, чем раньше, тем лучше, да, нельзя
упускать время, но важно понимать, чему и как
учить. И главное – во имя чего.
В нашей семье раннее развитие никогда не было
самоцелью, хотя интеллектуально наши дети
обгоняли сверстников. Но не потому, что мы
следовали каким-то методикам или собственным
амбициям, – мы всегда ставили во главу угла
интересы и увлечения ребенка, лишь создавая
возможности для развития природных способностей.
На одном из родительских собраний я высказала
крамольную мысль: все родители озабочены
подготовкой детей к школе, а меня всегда
раздражало слово “дошкольник”. Как будто мы
ведем человека не в жизнь, а в школу.
Ведь не случайно в старину воспитывали и обучали
детей именно в семьях – в общей работе, в общей
жизни, в общих традициях. Умственное, физическое
и эстетическое воспитание составляли единый
комплекс.
Даже простые крестьяне знали, что парня до 17 лет
из семьи отпускать нельзя. И спорили со Львом
Толстым, не желая отдавать детей в школу. На
уровне интуиции они понимали: пошлешь в школу –
оторвешь от жизни.
Так вот, в нашей семье мы готовили ребят к
неподчинению школе.
Много было ошибок, и сейчас ребята предъявляют
претензии по этому поводу. Насладившись до школы
активным образом жизни, физическими
упражнениями, они восприняли школу как тюрьму. И
только творческое начало, заложенное в них с
детства, помогало им преодолевать школьную
рутину. Им было интересно понимать, а не
запоминать. Они никогда не стремились иметь
отличные отметки по всем предметам, а мы,
родители, со своей стороны им такой мысли не
внушали, поскольку понимали: требуя от ребенка
высокой успеваемости, мы усредняем личность
ребенка. А если он с малых лет ощущает себя
личностью, он не потерпит несправедливости по
отношению к себе и к окружающим.
Если ребенок жалуется, что ему плохо в школе,
нельзя вставать на позицию школы и обвинять
ребенка. При этом не следует впадать в другую
крайность: мол, все плохие, а он один хороший.
Но в любом случае свое отношение к конфликтной
ситуации надо строить на полном доверии к
ребенку, а для того чтобы доверять, надо его очень
хорошо знать.
Где граница между свободой и долгом? Три ключевых
слова воспитания: можно, надо и нельзя.
Если свобода не сочетается с великой
ответственностью за свои поступки, то она
перерастает во вседозволенность.
Самодисциплина – это спасение от очень многих
бед в жизни.
И без чувства долга нельзя построить семью.
Тот, кто это осознал с детства на примере
собственной большой и дружной семьи, тот
воспринимает брак не как кандалы или обузу, а как
насущную потребность.
Пушкин, которого многие считали легкомысленным
человеком, в одном из своих писем жене писал, что
зависимость от жизни семейственной делает нас
более нравственными, а зависимость от нужды или
от честолюбия – унижает.
Впрочем, до осознания этой истины каждый должен
дорасти сам, пройдя свою школу жизни.
Это искреннее и острое выступление никого не
оставило равнодушным. Конечно, один из главных
вопросов был связан с противостоянием семьи и
школы: если школа давит на личность ребенка, если
обучение оторвано от жизни, то образовательное
учреждение, следуя этой логике, приносит только
вред?
“Школа – порождение нынешнего общества, и не
пройти ее тоже опасно, – считает Л.Никитина. –
Школу надо менять, хотя это процесс длительный. В
то же время нельзя передать, передоверить,
перепоручить ребенка школе со всеми ее правилами,
устоями, отметками. Связь между родителями и
детьми важнее любых таблиц и учебников, а
семейное воспитание гораздо эффективнее
школьного. Недавно слышала выступление одного
известного бизнесмена, который решил отдать
своего сына в деревенскую школу. Там больше
свободы, а значит, у отца будет больше
возможностей воспитывать сына в соответствии с
собственным пониманием. То есть я не против школы,
я против того, чтобы школа раскалывала семью,
вторгаясь в отношения между родителями и детьми,
заставляя детей жить по своим канонам”.
Слушателей также интересовало, что, по мнению Л.Никитиной,
является наиболее важным в семейном воспитании,
на что следует обратить особое внимание.
“В современной семье страшно не хватает
трудового воспитания, – убеждена Лена
Алексеевна. – Чем угодно развлекаем детей, куда
угодно с ними ходим и ездим, обеспечиваем
спорткомплексами, музыкальными центрами, а
трудиться не учим, забывая о том, что везет тому,
кто везет. А если труд соединяется с творчеством,
тогда можно считать, что человек состоялся. Тогда
он станет самостоятельной личностью и никакими
ухищрениями его с пути истинного не собьешь. И
жизнь после него станет лучше, чем до него”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|