ЮБИЛЕЙНЫЕ VI
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ
«Свобода смысла»
Московский Дом учителя. 31 августа.
Малый зал 12.45 – 14.15
Людмила Долгова, директор томской школы
“Эврика-развитие”. В девяносто четвертом году,
когда был опубликован манифест “Человек
свободный”, я его не прочла, но сам этот год в
жизни нашей школы очень важный. Летом мы
участвовали в фестивале “Авторская школа” в
Сочи, где наши молодые педагоги заявили в
качестве проекта педагогику свободных классов
Толстого. Мы тогда и не представляли, насколько
рискуем, выдвигая в качестве главного понятие
“свобода”, которое толковать можно как угодно.
Сейчас уже не ведутся такие яростные споры о том,
насколько возможна свобода в обучении. Теперь
нас интересуют конкретные ходы – в каких
обстоятельствах и как возникает свобода в школе?
Как вы думаете, по своему опыту, в чем за это время
вы или ваши ученики стали более свободными?
В зале
оживление – каждый стремится сказать свое слово,
хочет быть услышанным, вопрос задевает за живое.
– Главное, что мы теперь можем давать
вариативные точки зрения на разные события,
особенно когда это касается проблем современной
отечественной истории. Когда учились мы,
максимум, на который могли рассчитывать, – точка
зрения учителя, несхожая с точкой зрения
учебника. А наши ученики пытаются декларировать
именно свою позицию, пусть пока по-детски
наивную, но свою.
– Свобода – слово слишком объемное. Возможно,
становится более понятно, когда рядом возникают
другие, без которых свобода не живет, – любовь,
поддержка, самостоятельность. Все возможно
сделать в воспитании, если жить в любви и правде,
если главный педагогический закон – открытость
школы, самостоятельность ученика, поддержка
учителя. Надо только определить (хотя бы для
себя), что такое подлинная любовь к ребенку, в чем
правда и как распорядиться даром свободы. А это
самое трудное. И еще, мне кажется, важно помнить:
там, где страх, нет настоящей свободы. Этот страх
может быть разного рода – не только страх
ребенка перед грозным учителем, но и страх
учителя перед детской свободой. Если разговор
происходит в категориях подавления,
посягательства – какая же это свобода? Страха не
должно быть ни у кого в школе. Бесстрашный
учитель, бесстрашный ребенок – здорово!
– А у меня, напротив, появилось за это время
устойчивое чувство внутренней несвободы, потому
что пришли в школу другие дети, в социокультурной
ситуации произошли изменения. Если я раньше шла
на урок с уверенностью, зная, чему и зачем учить
детей, то сейчас все время мучаюсь вопросом:
“Надо ли детям то, что я им предлагаю? Хотят они
этого или не хотят? Не сломаю ли я своим
просветительским энтузиазмом ребенка?”
Наглотавшись свободы, я стала внутренне более
собранной, ответственной за то, что говорю, за то,
какую деятельность предлагаю ученикам, боясь,
чтобы свобода не превратилась в анархию.
Людмила Долгова. Чтобы выяснить, как
возникает в школе свобода, давайте начнем с
малого, с самого простого. Известно, что если
школа встречает ребенка так, что сразу возникает
ситуация доверия к тому, что здесь будет
происходить, потому что мнение ребенка, его
прошлое, его нешкольная жизнь признаются
важными, то возникает совершенно определенный
тип отношения к образованию – открытый,
радостный. Но тогда законный вопрос: почему так
быстро возникает недоверие? Когда мы об этом
думали, опираясь на опыт Толстого, обнаружили для
себя интересную вещь – когда ребенок
погружается в учебный процесс, он входит в мир не
натуральный, природный, ему понятный, а в
абстрактный мир культуры, где существуют тексты,
слова, знаки, которые появились задолго до него и
даже задолго до учительницы, которая теперь его
учит. И момент их совместного входа в культуру
очень важен. Либо это будет навязанная роль
потребителя культуры – все читают, и ты читай,
все пишут, и ты пиши, либо учитель должен сделать
нечто, в результате чего в ребенке проснется
жажда срочно научиться делать что-то. Мы
представляли себе свободу учения так: каждый
человек своим способом, своим пониманием и своим
темпом входит в новый для него мир культуры, неся
с собой багаж своей предыдущей жизни. А чаще
происходит наоборот – мы сразу передаем
маленькому ученику некоторый набор абстрактных
знаков, понятий и ждем, что он их сразу присвоит,
будет ими пользоваться. Но максимум, что в этой
ситуации может сделать ребенок, – запомнить,
заучить. И когда он попадает в нестандартные
обстоятельства, он не знает, как поступать,
владея тем багажом, который у него есть.
Определенным выходом из этой ситуации явного
страха, дезориентации и несвободы нам
представляется право на свободу смысла, право
ученика увязывать знаки, события и явления с
собственным личным опытом через построение
индивидуальных смысловых связей, право на
собственное понимание, даже на собственную
систему знаков, понятий и смыслов. Это нам
представляется еще одним очень важным аспектом
свободы в педагогике.
– Но такой подход все равно предполагает
ограничение свободы: учитель заранее знает
культурные нормы и просто другим способом
подводит к ним ребенка. Вот если бы учитель думал
о том, что культурные нормы – тоже субъективная,
изменяющаяся категория…
И вдруг обсуждение принимает неожиданный
поворот.
– Вот Соловейчик говорил: “Образование без
принуждения возможно”. А я скажу так:
“Педагогика сотрудничества без принуждения
невозможна!” Парадокс? Для моего пятилетнего
внука прыгать, качаться, драться – главное в
жизни. А вовсе не то, что бабушка ему предлагает:
читать, писать, придумывать что-то. Но постепенно
он настолько этим увлекается, что сам хочет
выпускать “книжки” для мамы, газеты и прочее.
Однако сначала ребенок должен сделать над собой
усилие, а это уже принуждение – он делает то, чего
ему сейчас совсем не хочется. Зато перед ним
раскрываются другие горизонты, он сам становится
иным.
– Может быть, свобода – это возможность
научиться в школе самостроительству,
самовоспитанию. Но возникает вопрос, как и когда
это делать: то ли через традиционные учебные
предметы, с их помощью, то ли уйти от предметности
в сферу реальной жизни?
Людмила Долгова. Действительно, есть
такая странная традиция – разводить житейские,
психологические нужды ребенка и освоение им
основ наук. Считается, что это надо делать как-то
отдельно. Но в том-то и суть, чтобы
самостроительство человека происходило не
помимо учения, а во время него.
Татьяна Ковалева, руководитель Центра
образовательных технологий. Действительно,
мы сколько угодно можем говорить о необходимости
выхода в реальную жизнь, но тогда мы перестаем
быть учителями. Ведь учитель – это тот, кто
общается с учеником через учебный предмет. А
иначе мы занимаем позицию психолога,
поддерживающего ребенка, тьютора, помогающего
ему выстраивать индивидуальную образовательную
траекторию, кого угодно другого, но только не
учителя!
Людмила Долгова. Именно это мы и
пытаемся делать в своей школе – оставаться
учителями, преподающими предмет, но при этом
помогать выращивать собственное понимание мира,
предлагая детям разные виды деятельности,
побуждающие их к собственным активным действиям,
размышлениям о себе. Толстой говорил: “Если
учить свободно, с опорой на опыт и смыслы
человека, то он воспитается сам собой”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|