ЮБИЛЕЙНЫЕ VI
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ
«Человек свободный работает в
свободной школе: опыт, условия, проблемы»
Московский Дом учителя. 30 августа.
Малый зал 13.45 – 15.15
Александр Наумович Тубельский к
проблеме свободного человека в свободной школе
подошел «авторитарно». Никого ни о чем не спросил
– просто включил телевизор и показал фильм,
снятый в школе самоопределения, о том, что можно
сделать для воплощения в жизнь идей манифеста.
Фильм называется «Правила игры». Сначала мы
увидели чудесные детские лица, услышали
искренние и решительные заявления
старшеклассников о личной независимости, о той
самой внутренней свободе, которую они уже умеют
отличать от вседозволенности. В школе многое для
этого делается: доброжелательные и уважительные
отношения между взрослыми и детьми,
демократическое управление (выборы, совет школы,
конституция, общие сборы…). «Мной нельзя
управлять, я сам устанавливаю правила», –
говорит семнадцатилетний Слава. Свободным
становится не только внеурочное пространство, но
и учебное. Преподавание ведется с учетом
интересов детей и в тех формах, которые наиболее
естественны для ребенка. И все это в атмосфере
творчества и доверия... Идеал достигнут? Авторы
фильма и его герои не убеждены в этом. Дети
уверены: они знают, что такое быть свободным. Но
так ли это? Оказывается, ими легко можно
манипулировать, именно потому, что им не приходит
в голову задать, например, простой вопрос: «Зачем
я это делаю?»
Создатели фильма ставят несложный эксперимент, и
его результат беспокоит зрителя, уже
настроившегося на идиллический лад. Учитель в
классе просит выполнить заведомо бессмысленное
задание: поставить в каждой клеточке в тетради по
точке. Учитель абсолютно серьезен. Ребята
послушно делают то, что им велели. Съемки
проходят сначала во 2 классе. Малыши хихикают,
переглядываются, но точки ставят. Только когда
вместо любимой учительницы к доске выходит чужая
тетя (режиссер фильма), звучит робкий
долгожданный вопрос: «Зачем мы это делаем? А?».
Может, детям еще надо повзрослеть, может, они
слишком доверяют нам, учителям? Ладно, перенесем
эксперимент в 10 класс. Взрослые люди. Уж они-то не
поддадутся на провокацию. Ничего подобного!
Сидят, милые, и с самыми серьезными лицами рисуют
точки, еще и пересчитывают: велели сделать 64. Как
же так? Неужели не понимают абсурдности
происходящего? Ведь они так активны на общих
сборах, привыкли выбирать, отстаивать свою
позицию... Одна из зрительниц произносит: «Вопрос
“зачем?” нехарактерен для детского возраста».
Интересно, а учителями можно манипулировать? И
свободны ли мы сами? Именно о том, как стать
свободными, говорили собравшиеся. Да, говорили
все, потому что Тубельский речей не произносил, а
дал возможность высказаться каждому, кто хотел
поделиться сомнениями, поспорить.
– Вот Симон Львович пишет, что свобода
начинается с детства. Но ведь учитель – уже
взрослый, сформировавшийся человек. Он уже
несвободен.
– А что делать с несвободным? Оставить
преподавать или уволить?
– Как сложно выразить себя свободному человеку в
недемократической среде!
– Ну что вы все: «свобода, свобода». Давайте лучше
поговорим, зачем она нужна.
Вопросы следуют один за другим. Они вроде бы не
очень связаны друг с другом. И все же про одно: что
уж говорить о свободе, когда нет их, свободных
людей. И вдруг – как живая вода – вопрос,
поставленный конкретно.
– А возможно ли учителю стать свободным?
А.Тубельский. Чтобы учитель был
свободен, он должен прежде всего освободиться от
страха. Но как это сделать реально?
Однажды по радио я услышал, как один человек
сказал, что ничего не боится в своей профессии (не
в жизни – в жизни мы многого боимся), потому что
много знает и умеет. Люди, которые захотят отнять
его свободу, вынуждены будут остановиться перед
этим знанием. Однако нельзя считать знание,
мастерство единственным условием освобождения
от страха. Не все люди герои, готовые к
изнурительной борьбе за независимость. В школе
должна быть создана особая атмосфера, чтобы
учителя могли спокойно и свободно работать. Как
вы думаете, что надо сделать директору школы,
чтобы освободить учителя от страха?
– Учителю надо доверять.
– Надо сделать его социально защищенным! Да-да,
не смейтесь, я опять о зарплате.
– Нужна команда единомышленников, коллектив.
– А почему, собственно, директор что-то должен
дать учителю? Хочешь быть свободным – будь! Вот
Прометей принес людям огонь, а они не захотели
взять. Важно, что ты сам делаешь.
– Свободный человек должен уметь подчиняться.
Это еще Платон писал.
А.Тубельский. Это все правильно. А все же
чего боитесь вы сами?
– Когда я была начинающей учительницей, боялась
оценки со стороны. Что про меня подумают? А сейчас
я уже директор и боюсь, что не всегда понимаю, что
происходит в моей школе. Ведь я за нее отвечаю.
– Боюсь этой обезличенной системы.
– Я многого боюсь – ведь с детьми всякое может
случиться.
– А для меня страх – двигатель прогресса. Боюсь
проверки – значит, что-то делаю, стараюсь.
А.Тубельский. Конечно, свобода не
избавит от разных тревог, неизбежных в нашей
профессии. Свобода не избавит от ответственности
перед собственной совестью, хотя многие
предпочитают снять с себя ответственность,
довериться стандартам – так спокойнее.
– А мои учителя не хотят свободы. Я прошу: ну
поспорьте со мной, а они не хотят.
– Дело не в свободе. Главное – любовь. Если
любишь, интуиция подскажет, глаза детей. А если
нет любви, ничего не поможет – ни методика, ни
свобода.
А.Тубельский. Конечно, все зависит от
учителя. Но все же есть условия благоприятные для
раскрытия его потенциала, а есть неблагоприятные.
Сегодня, например, они мешают свободе. Можно
возразить, что далеко не все учителя способны на
творчество, на высокий уровень мастерства. Их
нужно сначала подготовить к свободе. Это старый
спор. История знает примеры того, как
порабощенные страны получали свободу внезапно (Африка)
и после соответствующей подготовки (Индия). В
школе невозможно творить под строгим контролем.
Учитель просто никогда и не задаст себе вопрос:
«Зачем я это делаю?», если его работа будет строго
регламентирована стандартами, программами,
поурочными планами. Необходимо убрать
формальности! Учителя пишут планы формально –
давайте отменим. Аттестация школ в настоящее
время превратилась в бюрократическую игру –
давайте отменим такую аттестацию.
Бюрократические игры вообще нельзя допускать по
отношению к детям и к учителям.
В этом году я участвовал в издании книги,
посвященной моему другу Олегу Газману, книга
называется «Неклассическое воспитание». Там
много размышлений о свободном воспитании, о
борьбе за свободу.
Когда-то Сима Соловейчик писал, что цель
воспитания – вырастить внутренне свободного
человека. Я думаю, сегодня это единственная цель
образования. Все остальное («Евгений Онегин»,
Французская революция) – лишь материал, на
котором можно или нельзя это сделать. На все, что
происходит в школе, надо смотреть только с точки
зрения того, насколько это освобождает ребенка,
превращает школу в место для детей. Или для
чиновников? Это, вероятно, главный выбор, который
делает учитель. Он работает для детей или для
начальства. И здесь, к сожалению, нет середины.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|