Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ 

Александр ТУБЕЛЬСКИЙ

«Человек свободный работает в свободной школе: опыт, условия, проблемы»

Московский Дом учителя. 30 августа. Малый зал 13.45 – 15.15

Александр Наумович Тубельский к проблеме свободного человека в свободной школе подошел «авторитарно». Никого ни о чем не спросил – просто включил телевизор и показал фильм, снятый в школе самоопределения, о том, что можно сделать для воплощения в жизнь идей манифеста. Фильм называется «Правила игры». Сначала мы увидели чудесные детские лица, услышали искренние и решительные заявления старшеклассников о личной независимости, о той самой внутренней свободе, которую они уже умеют отличать от вседозволенности. В школе многое для этого делается: доброжелательные и уважительные отношения между взрослыми и детьми, демократическое управление (выборы, совет школы, конституция, общие сборы…). «Мной нельзя управлять, я сам устанавливаю правила», – говорит семнадцатилетний Слава. Свободным становится не только внеурочное пространство, но и учебное. Преподавание ведется с учетом интересов детей и в тех формах, которые наиболее естественны для ребенка. И все это в атмосфере творчества и доверия... Идеал достигнут? Авторы фильма и его герои не убеждены в этом. Дети уверены: они знают, что такое быть свободным. Но так ли это? Оказывается, ими легко можно манипулировать, именно потому, что им не приходит в голову задать, например, простой вопрос: «Зачем я это делаю?»
Создатели фильма ставят несложный эксперимент, и его результат беспокоит зрителя, уже настроившегося на идиллический лад. Учитель в классе просит выполнить заведомо бессмысленное задание: поставить в каждой клеточке в тетради по точке. Учитель абсолютно серьезен. Ребята послушно делают то, что им велели. Съемки проходят сначала во 2 классе. Малыши хихикают, переглядываются, но точки ставят. Только когда вместо любимой учительницы к доске выходит чужая тетя (режиссер фильма), звучит робкий долгожданный вопрос: «Зачем мы это делаем? А?». Может, детям еще надо повзрослеть, может, они слишком доверяют нам, учителям? Ладно, перенесем эксперимент в 10 класс. Взрослые люди. Уж они-то не поддадутся на провокацию. Ничего подобного! Сидят, милые, и с самыми серьезными лицами рисуют точки, еще и пересчитывают: велели сделать 64. Как же так? Неужели не понимают абсурдности происходящего? Ведь они так активны на общих сборах, привыкли выбирать, отстаивать свою позицию... Одна из зрительниц произносит: «Вопрос “зачем?” нехарактерен для детского возраста». Интересно, а учителями можно манипулировать? И свободны ли мы сами? Именно о том, как стать свободными, говорили собравшиеся. Да, говорили все, потому что Тубельский речей не произносил, а дал возможность высказаться каждому, кто хотел поделиться сомнениями, поспорить.

Александр Наумович Тубельский– Вот Симон Львович пишет, что свобода начинается с детства. Но ведь учитель – уже взрослый, сформировавшийся человек. Он уже несвободен.
– А что делать с несвободным? Оставить преподавать или уволить?
– Как сложно выразить себя свободному человеку в недемократической среде!
– Ну что вы все: «свобода, свобода». Давайте лучше поговорим, зачем она нужна.

Вопросы следуют один за другим. Они вроде бы не очень связаны друг с другом. И все же про одно: что уж говорить о свободе, когда нет их, свободных людей. И вдруг – как живая вода – вопрос, поставленный конкретно.

– А возможно ли учителю стать свободным?
А.Тубельский. Чтобы учитель был свободен, он должен прежде всего освободиться от страха. Но как это сделать реально?
Однажды по радио я услышал, как один человек сказал, что ничего не боится в своей профессии (не в жизни – в жизни мы многого боимся), потому что много знает и умеет. Люди, которые захотят отнять его свободу, вынуждены будут остановиться перед этим знанием. Однако нельзя считать знание, мастерство единственным условием освобождения от страха. Не все люди герои, готовые к изнурительной борьбе за независимость. В школе должна быть создана особая атмосфера, чтобы учителя могли спокойно и свободно работать. Как вы думаете, что надо сделать директору школы, чтобы освободить учителя от страха?
– Учителю надо доверять.
– Надо сделать его социально защищенным! Да-да, не смейтесь, я опять о зарплате.
– Нужна команда единомышленников, коллектив.
– А почему, собственно, директор что-то должен дать учителю? Хочешь быть свободным – будь! Вот Прометей принес людям огонь, а они не захотели взять. Важно, что ты сам делаешь.
– Свободный человек должен уметь подчиняться. Это еще Платон писал.
А.Тубельский. Это все правильно. А все же чего боитесь вы сами?
– Когда я была начинающей учительницей, боялась оценки со стороны. Что про меня подумают? А сейчас я уже директор и боюсь, что не всегда понимаю, что происходит в моей школе. Ведь я за нее отвечаю.
– Боюсь этой обезличенной системы.
– Я многого боюсь – ведь с детьми всякое может случиться.
– А для меня страх – двигатель прогресса. Боюсь проверки – значит, что-то делаю, стараюсь.
А.Тубельский. Конечно, свобода не избавит от разных тревог, неизбежных в нашей профессии. Свобода не избавит от ответственности перед собственной совестью, хотя многие предпочитают снять с себя ответственность, довериться стандартам – так спокойнее.
– А мои учителя не хотят свободы. Я прошу: ну поспорьте со мной, а они не хотят.
– Дело не в свободе. Главное – любовь. Если любишь, интуиция подскажет, глаза детей. А если нет любви, ничего не поможет – ни методика, ни свобода.
А.Тубельский. Конечно, все зависит от учителя. Но все же есть условия благоприятные для раскрытия его потенциала, а есть неблагоприятные. Сегодня, например, они мешают свободе. Можно возразить, что далеко не все учителя способны на творчество, на высокий уровень мастерства. Их нужно сначала подготовить к свободе. Это старый спор. История знает примеры того, как порабощенные страны получали свободу внезапно (Африка) и после соответствующей подготовки (Индия). В школе невозможно творить под строгим контролем. Учитель просто никогда и не задаст себе вопрос: «Зачем я это делаю?», если его работа будет строго регламентирована стандартами, программами, поурочными планами. Необходимо убрать формальности! Учителя пишут планы формально – давайте отменим. Аттестация школ в настоящее время превратилась в бюрократическую игру – давайте отменим такую аттестацию. Бюрократические игры вообще нельзя допускать по отношению к детям и к учителям.
В этом году я участвовал в издании книги, посвященной моему другу Олегу Газману, книга называется «Неклассическое воспитание». Там много размышлений о свободном воспитании, о борьбе за свободу.
Когда-то Сима Соловейчик писал, что цель воспитания – вырастить внутренне свободного человека. Я думаю, сегодня это единственная цель образования. Все остальное («Евгений Онегин», Французская революция) – лишь материал, на котором можно или нельзя это сделать. На все, что происходит в школе, надо смотреть только с точки зрения того, насколько это освобождает ребенка, превращает школу в место для детей. Или для чиновников? Это, вероятно, главный выбор, который делает учитель. Он работает для детей или для начальства. И здесь, к сожалению, нет середины.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru