Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
 

Педагогический кинозал

В эти дни чтений, кажется, сам воздух Дома учителя на Кузнецком мосту был какой-то особенной педагогической плотности. Еще бы, ведь обсуждались не только практические проблемы – как и чему учить детей, – но сами основания педагогики, смысл учительского труда. Педагогика сотрудничества, человек свободный, ребенок, личность – слова летали по коридорам, порождая споры и долгие монологи. К вечеру все так уставали, что сил уже ни на что не хватало. А в программе сказано: “В Большом зале – демонстрация лучшего педагогического фильма последнего десятилетия”. Как не пойти? И зал полон.

Несколько лет назад в нашей газете появилась полоса со странным названием – “Зрительный класс”. Мы печатали материалы о том, какую замечательную роль может сыграть кино, со вкусом и смыслом выбранное, в образовании ребенка. Прикидывали, как с помощью кинематографа изучать науки и искусства, как растить человека, тонко и глубоко чувствующего. А на чтениях столкнулись с новой насущной необходимостью – устроить подобный зрительный класс для взрослых, где бы мы поучились внимательнее смотреть на наших детей и, возможно, поверили бы наконец в невероятную силу любви к ребенку, которая дарит ему собственное достоинство и внутреннюю свободу. Именно эту роль учителей выполнял все два дня Большой зал, где мы смотрели английский фильм “Билли Элиот” (2000 г.) и итальянский “Жизнь прекрасна” (1997 г.)
Билли Элиот – сын шахтера, внук шахтера, потомственный боксер – живет в маленьком городке с отцом, бабушкой и братом. Жажда социальной справедливости, культ силы и мужественности особенно важны для отца и Тони – старшего брата. Они и Билли хотят видеть таким же – крепким, здоровым парнем. Дедовские боксерские перчатки должны научить его жизни, он должен уметь драться, чтобы жить. А мальчик мечтает о другом, о чем мальчикам его круга мечтать не положено: его влечет в мир музыки, танца. Случайно увидев репетицию танцевальной школы, он становится ее учеником. С тех пор его жизнь делится на две равные половины – средняя школа, которая ничего для него не значит, и балет. За право танцевать приходится сражаться, а это очень нелегко в одиннадцать лет. Но этот осознанный собственный выбор делает Билли свободным и сильным, ему наплевать на насмешки друзей и гнев отца. Начало фильма обыкновенно – традиционный конфликт поколений, ювелирная операторская работа со светом в придачу. Но фильм не зря назван лучшей педагогической картиной десятилетия. Это не только портрет освобождающегося, становящегося на собственные ноги ребенка, это портрет учителя, который помогает ему это сделать. Портрет взрослого, который постепенно, не без помощи самого ребенка, осознает свою особую взрослую миссию в этом мире. Учительница танцев отдает Билли все свое время, учит его бесплатно, чувствуя: в балете заключен для него весь смысл бытия. Она говорит мальчику: “Отстаивай себя! Делай себя!” Она принимает его целиком, таким, какой он есть, – неуклюжим, ершистым, искренним. Но не спасает его от неприятностей, а помогает проходить сквозь них, заражая верой в свои силы. Наверное, это и есть кредо всякого хорошего учителя – я всегда с тобой, но не вместо тебя.
Мы с трепетом следили за историей этого ученичества, узнавая часто самих себя и своих учеников. И улыбались, когда Билли, победивший свой страх и скованность, смог танцевать по-настоящему. Как он летел по улице своего сонного городка, как сияли его глаза! Как мы сами словно приподымались на своих креслах! И подумалось: “Надо постараться не забывать это особенное, самое красивое состояние человека, когда он сам (или с нашей помощью) добился чего хотел, раскрылся, поднялся над собой, прежним”. В этой радости победы черпает человек силы для достойной свободной жизни. Именно она помогла в общем-то еще маленькому мальчику отстоять свой выбор перед строгим отцом, сделать его союзником, помощником в осуществлении мечты, именно она повернула их впервые лицом друг к другу, сделала их по-настоящему отцом и сыном.
Фильм “Жизнь прекрасна” – история совсем о другом. О том, как трагедия, хаос, абсурд незаметно поселяются внутри мирной привычной жизни, как долго и старательно мы их не замечаем, давая пустить корни, и каких трудов стоит потом не потерять в этом хаосе свою личность. Не важно, в каком обличье этот хаос предстает перед нами – в нацистской, коммунистической или иной разрушительной идее. Важно, что мы сами своим попустительством и жаждой спокойствия даем ему укрепиться. Так произошло с чудаком и весельчаком Гвидо, итальянским евреем, и его сыном Джошуа, родившимся в тридцать девятом году. Фильм слишком похож на сказку, потому что в жизни так не бывает – мало кто выживал в страшных нацистских лагерях смерти. А мальчик спасся, не успев, может быть, даже понять глубины того ужаса, в котором он оказался. Потому что отец заслонил его, пятилетнего, своей любовью. Он умел разговаривать с мальчиком на понятном ему языке доверия, принятия, сопереживания. Он обратил их ужасное существование в лагерном бараке в длинную, не совсем понятную маленькому Джошуа игру с загадочными призами, до последней секунды своей жизни защищая его от обступавшего абсурда, сохраняя вокруг него устойчивый мир, стоящий на любви, как на камне. Так, должно быть, делал Корчак, когда его Дом сирот оказался в варшавском гетто. Так делали многие взрослые, имевшие особенный дар – быть человеком в самых нечеловеческих обстоятельствах, чувствовать жизнь ребенка, удерживать ее тоненькую ниточку, готовую оборваться от ужаса и отчаяния. Это и есть, вероятно, самая подлинная педагогика, самая высокая степень внутренней свободы. Жизнь прекрасна. Любовь сильнее смерти и разрушения. Немножко похоже на прописи. Но это правда. Может быть, поэтому многие в зале плакали.
Свет, аплодисменты. Обсуждения не получилось – невозможно говорить, хочется унести эти фильмы с собой, в себе безо всяких слов. Это был отнюдь не премьерный показ, но в каком-то смысле для многих из нас эти фильмы стали настоящим, ошеломляющим событием. Как хорошо, что мы посмотрели эти ленты накануне нового учебного года! Возможно, кто-то из нас решится, не откладывая, довериться внутреннему голосу и пойти за ребенком и рядом с ним, не навязывая ему своих представлений, а помогая обрести свои, поддерживая в трудные времена, помогая ему стать и быть тем, кем он хочет, спасать и защищать радостью и надеждой.

“Билли Элиот”

Лена. Пущино. “Билли Элиот” – фильм про нас, про нашу на первый взгляд серую, мрачную жизнь. Но и в ней есть место любви, музыке и танцу. То есть свободе. Потому что именно в танце герой парит над каменной мостовой. Именно танец освобождает, пусть на краткий миг, его учительницу, да и всех жителей поселка. Свобода возможна. Она рядом. Нужно только начать танцевать.

Наташа. Москва. Фильм показался мне несколько простоватым. Уж слишком все хорошо кончается. Впрочем, если человек чего-то сильно хочет, то, наверное, желание должно осуществиться. И при этом важно, чтобы рядом был не только тот, кто поддержит, но и тот, кто станет запрещать, мешать. (Только не ломать!) Именно в противодействии, отстаивании права на свое “хочу” и выясняется, истинное ли это желание или случайный каприз.

Дарья. Москва. Меня поразило, как органично соединяются музыка Чайковского и картинки американской жизни. Видно, лебеди во всем мире умирают от нелюбви. В любви секрет жизни. И свободы, и счастья, и всего остальногo.

Ирина. Москва. Этот фильм стоит смотреть с ребятами, в нем большой заряд доброты. Ведь герой не разозлился на свою семью, соседей, педагогов, не обвинил их в собственных трудностях, а нашел в себе силы объяснить, рассказать о своих чувствах. Он открылся миру и получил не нокаут, как на ринге, а поддержку. Потому и смог взлететь. Жизнь не ринг, здесь не нужно ставить глухой защиты. Я поговорила бы об этом в классе.

Ольга Калмановская. Москва. Наш мир, и внешний, и внутренний, складывается из взаимодействия противоположных начал – созидающего и разрушающего, пассивного и активного, традиционного и нового, но главное, как говорит преподаватель балета в фильме, “держать баланс”, а для этого нужно “найти на стене свою точку и ее держать”. Этому учится Билли Элиот, выбрав вместо бокса, традиционного для всех мальчишек поселка, никому не понятный балет. Этому и я сама постоянно учусь в жизни. Танец для героя – язык общения с миром. Слова потеряли всякий смысл и обретут его только тогда, когда начнется движение друг к другу, к взаимопониманию. Танцуя, Элиот пробуждает застывший в безысходности шахтерский поселок. Музыка и танец преображают мир, он становится красивым, гармоничным и осмысленным. Но чтобы твой способ взаимодействия с миром стал основой твоей личности, его необходимо осознавать, отстаивать и совершенствовать. Поэтому для меня очень важен вопрос ребенка к окружающим его людям: “Что я упустил?”, “Чем плох балет?”.
Мы все – зеркало друг друга. Конфликт в городе, в семье – и танец не складывается. Только во взаимодействии он может родиться и стать шагом в будущее для всех жителей поселка.
Этот фильм мне близок по ценностям, которые он утверждает. Судьба человека – строка стихотворения, которое пишет все человечество. Как человеку, занимающемуся искусством, мне хочется верить, что искусство, особенно невербальное, позволит сохранить целостность и осмысленность в мире, сохранить человека. Как педагогу мне важно, что самоопределение ребенка и взрослого – это взаимное движение друг к другу.

“Жизнь прекрасна”

Катя. Москва. Смотришь фильм, и становится как-то неловко. У нас, в общем, жизнь действительно прекрасна, а мы так часто ноем, говорим детям про трудности, про то, как страшно жить. Не ломаем ли мы этим детскую душу? Не подрываем ли их веру в осмысленность человеческого существования? Мне захотелось проследить, каково соотношение светлого и мрачного в моих разговорах с детьми. Кстати, и самой не мешает чаще улыбаться.

Ирина. Москва. Страх. О нем мы много говорили в эти дни. От страха перед внешним миром, от неверия в себя человек теряет свободу. В фильме у героев отняла свободу гигантская непобедимая махина – огромная тоталитарная империя. Отняла свободу, но не мужество и не ту самую внутреннюю непокорность, о которой писал Соловейчик в манифесте. Внутренняя свобода не спасает человека от насилия, от смерти, но позволяет остаться человеком, который знает, зачем живет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru