Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА 

Марк КУКУШКИН

Следующий шаг – диалог школы с обществом и государством

Марк Кукушкин, ведущий «круглого стола», размышляет о том, что он услышал в эти два дня:
– Как работать в духе педагогики сотрудничества сегодня? Каким может быть следующий шаг педагогического сообщества? Эти вопросы больше всего волновали участников нашего «круглого стола».
Педагоги видят в тексте манифеста два пласта. Первый пласт – это методики, технологии. Второй пласт – педагогическая философия, размышления.
Сочетание педагогической философии и педагогический эмпирики – трудный вариант. Если педагогическая философия сейчас продолжает оставаться актуальной, то какой должна быть педагогическая методика сегодняшнего дня – малые группы, виртуальная школа? Идет поиск технологий, которые бы соответствовали современному сознанию человека и состоянию общества.
На нашем «круглом столе» прозвучал крик души из сельской школы, значит, педагогика сотрудничества не так легко реализуется в регионах. Как мы оживленно включились, стали советовать, помогать – значит, проблема болезненна, и она объединяет нас всех.
Но с другой стороны, «круглый стол» показал, что сама возможность сотрудничества учителей друг с другом не всегда актуальна. Сотрудничество как навык, как профессиональная и просто человеческая способность для многих есть зона развития. Но в ситуации запала мы не слышим друг друга, не можем сотрудничать, потому что все силы уходят на борьбу, самоутверждение.
Сегодня уже мало говорить о педагогике сотрудничества только в рамках учитель – ученик. Важно говорить, что делать учителю, учительскому сообществу в диалоге с родителями, обществом, государством.
Манифест «Педагогика сотрудничества» был написан как философия и технология одновременно. Думаю, в следующем манифесте, если он появится, тоже должна быть технологичность. Например, какой может быть технология взаимодействия учителя и государства? Учителя и родителя? Следующие горизонты сотрудничества – это социальные горизонты сотрудничества. И они более сложные: это построение сообществ родителей и учителей, учеников – учителей – родителей и представителей власти. И, думаю, только в таких сообществах будет жить педагогика сотрудничества в последующие десять лет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru