ЮБИЛЕЙНЫЕ VI
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
Следующий шаг – диалог школы с
обществом и государством
Марк Кукушкин, ведущий «круглого стола»,
размышляет о том, что он услышал в эти два дня:
– Как работать в духе педагогики сотрудничества
сегодня? Каким может быть следующий шаг
педагогического сообщества? Эти вопросы больше
всего волновали участников нашего «круглого
стола».
Педагоги видят в тексте манифеста два пласта.
Первый пласт – это методики, технологии. Второй
пласт – педагогическая философия, размышления.
Сочетание педагогической философии и
педагогический эмпирики – трудный вариант. Если
педагогическая философия сейчас продолжает
оставаться актуальной, то какой должна быть
педагогическая методика сегодняшнего дня –
малые группы, виртуальная школа? Идет поиск
технологий, которые бы соответствовали
современному сознанию человека и состоянию
общества.
На нашем «круглом столе» прозвучал крик души из
сельской школы, значит, педагогика
сотрудничества не так легко реализуется в
регионах. Как мы оживленно включились, стали
советовать, помогать – значит, проблема
болезненна, и она объединяет нас всех.
Но с другой стороны, «круглый стол» показал, что
сама возможность сотрудничества учителей друг с
другом не всегда актуальна. Сотрудничество как
навык, как профессиональная и просто
человеческая способность для многих есть зона
развития. Но в ситуации запала мы не слышим друг
друга, не можем сотрудничать, потому что все силы
уходят на борьбу, самоутверждение.
Сегодня уже мало говорить о педагогике
сотрудничества только в рамках учитель – ученик.
Важно говорить, что делать учителю, учительскому
сообществу в диалоге с родителями, обществом,
государством.
Манифест «Педагогика сотрудничества» был
написан как философия и технология одновременно.
Думаю, в следующем манифесте, если он появится,
тоже должна быть технологичность. Например,
какой может быть технология взаимодействия
учителя и государства? Учителя и родителя?
Следующие горизонты сотрудничества – это
социальные горизонты сотрудничества. И они более
сложные: это построение сообществ родителей и
учителей, учеников – учителей – родителей и
представителей власти. И, думаю, только в таких
сообществах будет жить педагогика
сотрудничества в последующие десять лет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|