Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА 

Вера ЗОЦ,
кандидат педагогических наук,
преподаватель, Киев

Идея жива практикой

Чем был для нас тогда, в конце 80-х, манифест «Педагогика сотрудничества»? Во-первых, прорыв авторитарной педагогики; во-вторых, манифест создавал особенный романтический фон нашей профессиональной работы, наших поисков. В условиях авторитарной школы такой настрой буквально спасал, поднимал учителей. В манифесте о важных и сложных педагогических понятиях говорилось с душой, с теплым сердечным чувством. Раньше так никто не говорил с учителями.
Педагогика сотрудничества, безусловно, была шагом на новую ступеньку отношений с детьми. Но эта ступенька сегодня уже освоена.
Педагогика – особенная, тонкая общественная ткань. Как только она перестает обновляться, сразу появляются противоречия с быстро меняющейся жизнью. Актуален ли сегодня манифест «Педагогика сотрудничества»?
Жалуются педагоги старшего поколения, директора. Говорят, молодое учительство, к сожалению, не отличается ни энтузиазмом, ни творчеством. Молодые учителя прагматичны, беспристрастны. Так, может быть, для них манифест «Педагогика сотрудничества» актуален сегодня?
Но еще более важным был бы другой манифест. Назовем его манифестом независимой школы. Вроде бы направление движения нынешняя школа выбирает верное, но почему-то получается, что конкретные документы, которые принимаются, связывают учителей по рукам и ногам. Надо дать высокую степень свободы школам, истинной свободы, а не на словах, настоящую независимость от управленческого нажима. Неправда, что школы не хотят быть свободными. Просто они не представляют, как ею пользоваться, им страшно взять на себя всю ответственность.
К примеру, профильное обучение. Моя позиция такова. Двенадцатилетняя школа имеет смысл только в том случае, если это будет профильное обучение в старших классах. А настоящее профильное обучение может осуществиться, если в учебном плане в старших классах будет соотношение инвариантной и вариативной частей 50 на 50. А у нас сейчас это соотношение 70 на 30.
Для того чтобы сделать такое преобразование, школа должна быть автономной. Вот и нужен манифест, какой быть независимой школе!
И еще. Может, к манифесту «Педагогика сотрудничества» это и не относится, но я часто наблюдала, как в губителей хороших идей, к сожалению, превращались сами ортодоксальные их носители. Как только люди становились на позицию, что надо строго делать так, как написано, идея сразу встает на путь отмирания. Я хочу сказать, что любая идея, в том числе и идеи педагогики сотрудничества, – это лишь фундамент живой педагогической практики. И если мы только за один фундамент будем держаться, вряд ли нам удастся построить хороший теплый дом для наших детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru