ЮБИЛЕЙНЫЕ VI
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
Вера БЕДЕРХАНОВА,
профессор,
Краснодар
“Мы во многом уже история...”
В эти дни мы оказались свидетелями очень
важного периода нашей истории. Периода, когда
целая плеяда замечательных учителей старшего
поколения становится фактом истории
отечественной педагогики.
Может, это и грустно сознавать, но те, кто делал
наши первые эвриканские, коммунарские,
учительские сборы, сегодня постарели. Да и их
постоянные участники тоже, наверное, сделали
свое дело. Для нас педагогика сотрудничества
была востребована временем и нам необыкновенно
дорога. Мы посвящали ей свои жизни, выстрадали и
выпестовали ее. Теперь другие времена. И должны
появиться новые люди, которые возьмут на себя то,
что ценно и значимо именно для них. Думаю, они
непременно создадут свою новую, не всегда
понятную нам педагогику. Кто знает, возможно, она
вовсе не будет похожа на педагогику
сотрудничества. Помните у Т.Конниковой? В одной
школе учителя и ученики выработали свои правила.
Стали по ним жить и были счастливы до поры. Вдруг
все это перестало работать. Что случилось? А
просто пришли другие люди. Они эти правила не
вырабатывали, и жизнь по ним теряла для них
всякий смысл.
Так и у нас. Видно невооруженным глазом, что
педагогика обновляется. Новые учителя, родители,
дети. Придет час, и они создадут свои манифесты,
свои правила жизни. И что? Нам надо просто понять,
что мы во многом уже история. С теми, кто сегодня
встроен в современную педагогическую
действительность и видит, чем в этой ситуации
заниматься, конечно, все будет в порядке. А кто
станет говорить: вспомните, как мы то-то и то-то
делали, и делайте так-то, вернее всего
превратится в памятник. Наверное, нынешнюю
ситуацию нельзя оценивать с точки зрения
собственной педагогической биографии. У новых
людей биография своя. И наверное, в этом есть
пусть горькая для нас, но правда.
А видим ли мы сегодня этих новых людей в
педагогике?
Дело в том, что Григориев Добросклоновых сразу не
разглядишь. И, может быть, именно нам-то они и не
видны, потому что мы со своей точки зрения
смотрим. Нам порой кажется, что молодежь делает
дело очень наивно. Но ведь и мы когда-то такими
казались старшему поколению.
И если мы сегодня не поймем, что надо
остановиться, приглядеться к новому, то очень
скоро мы начнем тормозить развитие педагогики. А
мы ведь этого не хотим! Мы понимаем, что в нашем
лице был выращен небольшой, но чрезвычайно
важный для человеческого сообщества слой
учительства – инновационный. И мы останемся в
истории держателями идеологии гуманной
педагогики, педагогики развития. Важно, чтобы
было сообщество держателей определенных
ценностей.
Но нас не так-то много, и нам надо
взаимодействовать, ощущать себя живущими.
Вот что откристаллизовалось во мне на VI
Соловейчиковских чтениях.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|