ЮБИЛЕЙНЫЕ VI
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
«Леммы и теоремы педагогики»
Московский Дом учителя. 30 августа.
Малый зал 11.00 – 12.30
Виктор Федорович Шаталов приехал на
чтения, проведя бессонную ночь в дороге. Но
усталость нисколько не была заметна в движениях
и речи человека, который, как и обычно, увлек
аудиторию своей парадоксальной, образной, но и
математически точно выверенной речью. В течение
многих лет ведется спор: искусство это или наука
– педагогика. Мы соглашаемся с одними авторами и
готовы возразить другим, пытаясь найти единую
точку отсчета. Где она лежит? Быть может, во
взгляде учителя на ребенка? В понимании, что
такое школа? Виктор Федорович ведет свой отсчет
от самого учителя, от сути педагогической
профессии, которая – вечный поиск и сомнение.
Учитель сомневается и ищет, чтобы помочь ученику
освоить премудрости знания.
–
Вот мы говорим: обучать творчеству, создавать на
уроке творческую обстановку. Здесь мы обязаны
спросить себя, знаем ли сами муки творца, процесс
творчества. Ведь разговор о творчестве без
творчески мыслящего учителя повисает в воздухе.
Сколько раз приходится слышать: вот
учителя-новаторы. Они пишут, выступают. А мы что?
Мы годовой план составим, поурочный напишем,
тетради проверим, от администрации отбояримся.
Они особые, а мы нет. Так вот, все это неправда.
Неэкспериментирующего учителя в природе не
существует! Это педагогическая лемма. Это основа
всех других положений и теорем, которые мы могли
бы доказывать в педагогике.
Представьте, что вы готовитесь к завтрашнему
уроку. Вы изучаете книги, подбираете и решаете
задачи. Вы становитесь исследователем в
предмете.
А когда вы пришли на урок?
Пятьдесят с лишним лет я отдал школе. Я знаю, что
семилетние дети могут доказывать теоремы, решать
сложнейшие задачи. Но я говорю: я до сих пор не
знаю, когда начинается ученик. Один взрывается в
четвертом классе и добивается все новых успехов.
Второй испытывает то взлеты, то падения. На
третьего тратишь год за годом и становишься
свидетелем только первых слабых ростков.
Четвертый, пятый… Это бесконечное поле поиска и
исследования.
После урока возвращаемся к составленному плану,
сравниваем его с тем, что реально происходило,
видим все свои просчеты, делаем выводы. Мы сами
себе и критики, и восхвалители. И с каждым
следующим уроком становимся все опытнее и
мудрее.
А ведь этот путь познания в науке называется
экспериментированием, методом проб и ошибок.
Кто из вас не вел такого эксперимента? Вы его
ведете каждый день. Едва переступив порог школы,
вы становитесь экспериментатором. Один идет
глубже и дальше. Другой решает мелкие
экспериментальные задачи, но, повторяю, вы всю
жизнь с детьми и у вас никогда даже подряд не было
двух одинаковых уроков. Вот мы и доказали, что
неэкспериментирующего учителя в природе не
существует.
А следующий вопрос, на который следует отвечать:
как стать настоящим экспериментатором, как
подняться на уровень тех, кого мы считаем
талантливыми учителями?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|