ЮБИЛЕЙНЫЕ VI
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Наши вопросы участникам чтений:
Каково общее впечатление о чтениях?
Что было для вас самым интересным?
Какие перемены в сегодняшней школе...
вас обнадеживают, настораживают,
пугают?
Каких перемен вы ждете с
неизбежностью?
* * *
Встречи, организуемые вами, тем особенно
хороши, что они вдохновляют и окрыляют. Это
все-таки здорово, что кроме официальной
(официозной) педагогики, связывающей нас,
учителей, порою по рукам и ногам своими
функциональными действами и бумагами, есть нечто
другое... Может, это мир педагогической романтики,
лирики?.. По крайней мере многие из тех людей, кого
я вижу здесь (приезжаю второй раз), кажутся мне
именно такими – романтиками от педагогики.
Очень приятно общение с умными людьми. На
какие-то проблемы начинаешь смотреть по-другому.
Перемены в сегодняшней школе... У нас, в глубинке,
время педагогического поиска закончилось.
Чиновники берут реванш. Но учителям хочется
работать по-новому, хочется двигаться вперед.
С жадностью жду каждый номер вашей газеты.
Спасибо вам за то, что вы есть. Желаю творческих
успехов! Этим мы и живем во многом благодаря вам.
Очень надеюсь на будущую встречу через год.
* * *
Большое спасибо за вашу работу, за
организацию этих встреч.
Мне было очень интересно... и обидно, что
невозможно одновременно попасть на все три
секции – приходилось выбирать.
* * *
Полезность чтений несомненна, особенно
для начинающего учителя или учителя из глубинки.
Это столкновение идей, мыслей и, наконец, встреча
с научными идеями.
Спасибо организаторам за эти чтения, потому что
дело Соловейчика не умерло.
Перемены в школе? Это прежде всего протест
учеников против авторитарной системы обучения,
который выражается все ярче. Возможно, этот
“взрыв” детей подвигнет учителя на овладение
новыми технологиями.
Обнадеживает поиск наукой новых путей обучения,
становления личности самого учителя, наличие
увлеченных и не бросивших образование людей (что
увидела на чтениях).
Пугает невнимание к учителю правительства
(техническое обеспечение, зарплата, минимальная
нагрузка) и отток из школы молодых и творческих
учителей.
* * *
Пришло в голову, что все мы – как те
птицы, летящие попить талую воду за тридевять
земель. Приехали, увидели, услышали друг друга,
убедились, что все мы есть, верны своим идеалам,
укрепили себя и по крайней мере еще год будем
сильны и несгибаемы перед лицом казенщины и
бездушия.
Настроились по какому-то очень редкому, тайному
камертону и еще год не сфальшивим, будем упрямо
вести свою мелодию в дружном грохоте, оглушающем
и оголтелом.
Накануне отъезда на чтения мне рассказали, как
преуспевающая, обласканная властями директор
городской школы заявила публично: “Суть
воспитания – поставить ребенка на колени”.
Присутствовавшие согласно и одобрительно
закивали.
А перемены в сегодняшней школе... Они неизбежны,
но придут нескоро, когда те, кто сейчас еще
школьники, станут родителями. Ведь они явно
другие, они не рабы...
Спасибо всем вам. И с днем рождения! Будьте
всегда, вы делаете великое дело!
* * *
Мне очень понравились чтения. Особенно
интересно было слушать М.А.Балабана “От ученика
к личности...”, В.В.Кольченко о личностной
педагогике в США и Т.М.Ковалеву о личности в
открытом образовании.
Но самым интересным было посмотреть на всех вас,
послушать, сверить свои позиции в нашей науке и в
нашем деле (образовании). Убедиться, что начатое
Симоном Соловейчиком не только живет, но и
движется вперед.
Перемен в школе не очень много, в глубинке (в ином
социуме) приходится осторожничать – не всегда
перемены к добру, да и дозреть нужно. Но надежды
не угасают, учителя хотят работать лучше,
интереснее...
Большое спасибо.
* * *
В сегодняшней школе меня обнадеживает
востребованность творчества учителя, а пугает
заданность и директивность чиновничьего
мышления.
* * *
Какие перемены в сегодняшней школе
обнадеживают? Никакие.
Какие перемены пугают? Кажется, гайки опять
закручиваются, эпоха либерализма в управлении
образованием сворачивается. Бюрократизация и
формализм при увеличении
материально-технического отставания. При
сохраняющейся зарплате и условиях труда из школы
выдавливаются люди с современным образованием и
эрудицией.
Какие перемены неизбежны? Легализация школ со
смешанным финансированием, увеличение
количества частных маленьких школ, их
удешевление, превращение бесплатных
государственных школ в школы-гетто с жесточайшей
дисциплиной.
Я – бывший директор школы – ушла из казенной
педагогики год назад, при первой же возможности
уйду из педагогики вообще. Хотя работу свою
(чисто педагогическую ее составляющую) обожала,
дети были в восторге, родители тоже, встречаемся
до сих пор.
* * *
Интересным было выступление
М.А.Балабана. Впервые познакомилась с этим
подходом. Изменение роли учителя в школе изменит
школу. Так я поняла этот подход.
Хотелось бы видеть на Соловейчиковских чтениях
проблематику психологическую. Сама я психолог по
образованию, четыре года работала в школе и вижу
большую проблему в неразработанности системы
взаимодействия педагога и школьного психолога,
запросов педагога к психологу, а также в самой
идее школьного психолога.
Какие перемены в сегодняшней школе
настораживают? Такое новейшее явление, как
бюрократ-новатор. К сожалению, одно не
противоречит другому. Хорошо образованный и
начитанный бюрократ вводит нормы и систему
шаблонов в работу учителя и психолога. Система
отчетности и проверок подразумевает шаблоны,
запланированные результаты и стандарт, которого
необходимо придерживаться. Новейший чиновник
требует не только этого, но вдобавок и творческой
работы, которая должна фиксироваться в
разработках на уровне кандидатских работ. Все
это ведет к перегрузке учителя и психолога и к
новому виду отчетности – показательной научной
работе, которая реально является чистым
плагиатом.
* * *
Общее впечатление благоприятное (как
всегда!). Чтения мне понравились очень. Самой
интересной для меня была “Педагогика в США”.
Проблема свободы в школе мне не слишком
интересна. В качестве темы предложил бы
межпредметные связи, поскольку они нужны очень, а
на деле практически полностью отсутствуют.
Хотелось бы узнать о пакетных методах работы, о
пакетных проектах и методике их проведения.
Также хотелось бы лучше узнать об обучении
практическим ЗУНам.
Радует постепенное появление в школах
нормальной техники взамен всякого старья.
Пугает отсутствие 35–40-летних преподавателей.
Есть либо за 50, либо зеленая молодежь (около 25, в
том числе и я). Опыт умирает прямо на глазах с
уходом стариков, и восстановить его подчас
невозможно.
* * *
Было интересно познакомиться с
альтернативными педагогическими концепциями и
выслушать их авторов. Наиболее интересны школы,
дающие своим ученикам возможность личностного
развития. Жалко, что нет возможности послушать
всех докладчиков.
Обнадеживает наличие и разнообразие авторских
школ. Огорчает их малое количество, поскольку
абсолютное большинство школ остается в
традиционных жестких рамках и целиком зависит от
воли администрации.
* * *
Так как Соловейчиковские чтения я
всегда принимаю как продолжение собственных
размышлений после чтений летних выпусков газеты
(отлично кем-то придумано!), то первое, что
хотелось бы мне сказать: “Большое спасибо!!!” С
каким интересом я читала и перечитывала!
Чтения очень понравились. Они для меня прошли как
одно мгновение.
А еще, не поверите, у меня руки задрожали, когда я
увидела собранные в книге “Воспитание школы”
статьи Симона Львовича. Я читала все газеты
“Первое сентября” с самого начала, но очень
жалела, что не сохранила его статьи. И вот
появилась возможность их перечитать. Купила три
книги, если бы могла, то купила бы много-много и
раздаривала учителям.
Большое, большое спасибо! Летними номерами,
шестыми чтениями я заряжена, кажется, на десяток
лет вперед, тем более что на руках драгоценнейшая
книга – статьи Симона Львовича в газете.
* * *
Прекрасное впечатление!
Радует то, что традиционный учитель становится
учителем-философом.
Школа стала более демократичной.
Педагогическая наука не стоит на месте, а
изменяется и развивается, становится гуманнее!
Пугает стандартизация.
* * *
Удивительное умение создать атмосферу
радостного общения единомышленников. Я живу и
работаю в Москве. Поразило меня то, что приехали
коллеги из разных городов, деревень, областей
России и даже из Киева, а москвичей, кажется,
меньше всех.
Очень интересный разговор, даже дискуссия
возникла при обсуждении манифеста “Педагогика
сотрудничества”.
Удивительный фильм показал нам А.Н.Тубельский.
Много нового узнала из рассказа В.В.Кольченко о
личностной педагогике в США.
Пожелание: пусть всегда будут Соловейчиковские
чтения!
О переменах в сегодняшней школе. Пока в массовой
школе их мало или нет. Нашу школу проверяли весь
прошлый год.
Не надо стандартов, не надо 12-летки...
Но все-таки “сперва люблю, потом учу”, поэтому и
есть всегда надежда, так как всегда есть дети.
* * *
Самым интересным было общение с
коллегами, ощущение, что ты не один, возможность
получить новую информацию, новые идеи.
Пугает в сегодняшней школе постепенная утрата
свободы, попытка вновь загнать учителя в тесные
рамки. Пугает бездуховность и безграмотность
современных детей. Пугает перспектива перехода
на концентрическую программу по литературе в 9–11
классах.
* * *
Уже третий год на чтениях. Жду их.
Главное – общение, интеллектуальный фон,
разговоры с людьми, близкими по духу, утверждение
в собственных мыслях и работе.
Самостоятельность школы, пусть неполная, но все
же позволяет умной администрации увлечь
педагогический коллектив творчеством,
экспериментом, который можно выразить одной
фразой: “Любить детей и работать ради них”.
Я работаю именно в такой школе.
Пугает меня образ безразличного учителя,
равнодушного и к своему предмету, и к детям.
* * *
Общее впечатление: чтения остаются
местом интеллектуально-душевного общения.
Интересно было постижение сути разных позиций в
педагогике, порядочности, понимании
образовательного мира в целом.
Перемены в школе обнадеживают там, где
предлагается детям выбор темпа, предметов,
текстов и т.п.
Пугает выделение классов “выравнивания”,
усиление инспектирования, аттестация, доходящая
до абсурда, укрепление власти директоров.
* * *
Замечательно! Особенно общение с
В.В.Шаталовым. Хотелось бы еще, еще и еще раз
встречаться, общаться, обмениваться опытом,
сотрудничать.
Так держать!
Пугает прежде всего неоднозначная политика
государства в области образования, постоянное
столкновение с бюрократами, далекими от школьной
жизни.
Школа должна быть свободной в выборе, как строить
внутреннее образовательное пространство.
* * *
Атмосфера в дни чтений всегда
прекрасная.
Спасибо за встречи, за книги, за праздник.
Обнадеживает то, что школа более внимательно и
бережно стала относиться к внутреннему миру
ученика, с большим пониманием и к учителю.
Думаю, что доброта, благородство,
интеллигентность все-таки станут приоритетными
в школе.
* * *
Мне нравится бывать на Соловейчиковских
чтениях, которые стали не только неотъемлемой
частью газеты “Первое сентября”, но и
возможностью для учителя оказаться в самой гуще,
в самом центре современных педагогических
исканий.
В этом году больше всего понравилось то, что
ведущие стали предпочитать диалог со своими
слушателями. Нам, приехавшим из разных концов
страны, очень важно участвовать в этом диалоге,
говорить о наболевшем, делиться сомнениями и
надеждами, найти ответы на сложные вопросы или
хотя бы подходы к этим ответам.
Мне были интересны прежде всего люди, которые так
упорно хотят сохранить все лучшее, что было в
педагогике, и в то же время постоянно ищут новое.
В эти дни многие могли высказаться, и это очень
хорошо.
В сегодняшней школе меня обнадеживают перемены,
которые показывают, что “глас народа” каким-то
образом все же влияет на педагогических
управленцев и побуждает их к поиску новых путей.
Например, введение вариативного экзамена
(изложение или сочинение) дало возможность
сравнения и выбора.
Пугает ЕГЭ по русскому языку в виде тестирования.
Трудно сказать сейчас, во что это выльется.
Пугает “содержание образования” – этот монстр
для учителя и ученика, которое, ну честно, никто в
полном объеме не умеет каждому в голову
запихнуть. Думаю, что перемены принципиально
неизбежны, и в этом залог развития школы и все
наши надежды на будущее.
* * *
Большое спасибо вам за чтения.
Для меня они дают надежду. Чтения – это глоток
свежего воздуха перед началом учебного года. На
чтениях мне было интересно все – и разговоры о
свободе, и дискуссии, и выступления. Страшно
возвращаться в свою серую и обыкновенную школу,
где издерганная администрация, которая
срывается на учителях, встревоженные родители.
Ужасно возвращаться в свой коллектив, измученный
аттестацией. Но начинаешь читать книги,
купленные на чтениях, газету, и становится легче.
Буду воспитывать в себе внутреннюю свободу. Рада
тому, что 2 сентября увижу своих ребят с добрыми и
веселыми лицами. Рада солнцу, цветам, улыбкам.
Спасибо вам!
* * *
Я здесь четвертый раз, и меня охватывает
ощущение счастья. Всегда приятно встретиться с
коллегами – думающими, умными.
Вижу уважение к учителю, которое, к сожалению, не
всегда присутствует в нашем обществе.
Мне кажется, назрел разговор о серьезной работе
по охране учительского труда. Никто не
задумывается, где брать учителю время для
самообразования, просто для чтения! Есть
чехововеды, пушкиноведы, а мы должны быть
всеведы. Не пора ли говорить об уменьшении
нагрузки?
* * *
Меня волнует вопрос педагогического
образования в вузах. Хотелось задать вопрос
Адамскому: а педагог внутренне свободным
формируется стихийно или его можно воспитать в
институте? Мы говорим о школе, о детях, настало
время поговорить и о взрослых. В педвузах не
готовят педагогов, которые могли бы работать со
свободными детьми и делать детей свободными.
Есть слух, что в институтах собираются сокращать
часы педагогики и психологии, это было бы
преступлением. Наоборот, эти дисциплины надо
давать в большем объеме. И практику увеличивать!
Соловейчиковские чтения помогают мне жить и
дышать, понять, что такое профессия педагога.
Если другие работают, у них получается, значит, я
тоже так буду. Раньше я жила в вакууме, без
единомышленников, попала в первый раз на чтения,
сидела с открытым ртом – нахожусь в сказке! В
этом году уже пришла в Дом учителя, как в свой
родной дом, вижу много знакомых лиц. Мы делаем
общее дело.
* * *
Надо двигаться вперед и делать свое
дело, даже если не получается, даже если одни
шишки от этого. Я воспринимаю педагогику
сотрудничества как свой жизненный ориентир.
Дух творчества на чтениях просто необходим. Даже
когда я не соглашаюсь с оратором, лекция
продвигает меня вперед.
* * *
Очень важно, что в этом году форма чтений
изменилась в принципе: диалог, когда каждый
старается услышать другого. Люди ведь приезжают
с потребностью высказаться. Большое достижение,
что найдена такая форма.
Я получаю от чтений помощь в моих собственных
поисках. Полезно задумываться над вопросами
философского направления. Учителю так важно
вырваться из обыденности.
Мне кажется, обширное поле для обсуждения у такой
темы – работа классного руководителя.
На чтениях хотелось бы видеть расширенную
культурную программу: лекции о деятелях
культуры, философах. Может быть, встречи с
писателями. Очень благодарна за возможность
послушать живую классическую музыку – такой
прекрасный квартет!
* * *
Школа – это устройство, которое всех
стандартизирует и сильно строит, ей надо
сопротивляться.
Неконструктивная затея Балабана вряд ли получит
широкое распространение. Невероятную затею не
поймут, прежде всего не дети, а родители. Я в 9
классе и до сих пор не знаю, чем буду заниматься в
жизни. При свободном выборе, мне кажется, я просто
растеряюсь.
А делать революцию в школе бесполезно – выгонят.
Меня учителя пинают в школе за нестандартную
одежду, о какой свободе можно вообще говорить?
* * *
Второй раз на чтениях и понимаю, как это
мне необходимо. Учусь, воодушевляюсь, вижу
перспективы и своей деятельности, работы.
* * *
Как всегда, ваши чтения – это праздник
для профессиональной души! Спасибо вам!
Мои постоянные встречи с вами дают годовой заряд
моей работе.
Обнадеживает процесс инновационной
деятельности, начатой в школах, а пугает
неготовность сельской школы к этому процессу.
Теоретическая подготовка к инновациям
педагогов, психологов, администрации оставляет
желать лучшего.
* * *
Спасибо за встречи с интересными людьми
и старыми друзьями. Ведь все мы успешно работаем
и встречаемся во многом благодаря “Первому
сентября”.
Отдельное же им спасибо за прекрасные фильмы и
музыку.
* * *
Вместо ответа оппонентам
“радикального” образования.
В чем бы ни упрекали представители массовой
класс-школы семейное образование, парк-школы и
любые формы свободного образования (и открытого
тоже) – от язвительного: “Если у нас результат 9%,
то почему у вас не больше?” до рыданий по поводу
выращивания в тепличных условиях, клонирования
Маугли, воспитания людей, не готовых жить “как
все” по законам джунглей или зоны, – все это
напоминает не более чем упреки с птичьего двора:
“Ах этот гадкий утенок, мы вот не летаем – и
хорошо, а он... лететь, вишь, ему надо!”
Все это мы уже проходили: “Орленок” всегда
упрекали в том, что дети за одну смену так
привыкают к нормальным человеческим отношениям,
хотят творить, действовать, заботиться о ком-то,
что, возвращаясь домой, уже не могут жить иначе.
А если вам так уж нравится класс-школа –
наполните ее любовью, творчеством, заботой и
делом!
Может быть, тогда следующее поколение
выпускников в массовом порядке станет уступать
место в транспорте, будет вежливым и
внимательным во всех присутственных местах,
начнет слушать классику, читать хорошие книги,
говорить литературным языком вместо мата,
откажется от алкоголя и наркотиков, и героями
нового времени станут достойные. И не важно, как
будет называться школа...
* * *
Еду всегда на чтения, чтоб уловить
направление мысли наших интеллектуалов. Бегу
туда, где Александр Лобок. Лобка и Тубельского
всегда ставят почему-то на одно время,
разрываюсь, нельзя их назначать одновременно!
Надо предоставлять трибуну сегодняшним
инновационным школам.
* * *
Первый раз слышала Шаталова вживую. Я
работаю не так, другая концепция, но все равно
было интересно. Привлекает даже не
педагогический, а человеческий опыт. У Шаталова
приятно учиться.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|