Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В  ИНТЕРНЕТЕ

Он опять сорвал урок!

Отпускал шуточки, выкрикивал с места, мешал всем работать...
Он – это ваш ребенок. И учитель с ним не справляется.
Эту ситуацию обсуждают сегодня участники нашего форума

Андрей. Является ли диагноз “гиперактивный ребенок” формальным показанием к смене школы? Сейчас ребенок учится во втором классе физико-математического лицея, трудностей с усвоением школьной программы нет. Но есть проблема поведения на уроках (выкрики с места и шутки, отвлекающие других детей, бормотание и т.п.). Возможно, стереотип «ученика, срывающего уроки», сформирован учителем и уже привит его одноклассникам, поэтому любое его действие вызывает неадекватную реакцию со стороны не только учителя, но и детей.
А детеныш чувствует несправедливое к себе отношение и тоже ведет себя соответственно. Вот такая «отрицательная обратная связь». Из общения с педагогом я сделал вывод, что школе проще избавиться от нас, чем попробовать вместе решать эту проблему. А меня не очень устраивает такой вариант – ребенок уже привык к школе, друзья появились, общий уровень подготовки устраивает… Вот я и хотел определить формально свои права и права администрации.

Инна. Насчет формальных прав вряд ли могу что-то посоветовать. Думаю, что их у администрации нет.:)) У моего сына были похожие проблемы, и помогло нам вот что:
1) моя договоренность с учителем – давать дополнительное задание, если он уже все понял и ему просто скучно;
2) спорт – лишнее напряжение сбрасывается в физическую активность;
4) постепенное улучшение его положения в классе – ему не надо больше привлекать к себе внимание шуточками и выкриками.
Может быть, я неверно понимаю гиперактивность, это все дилетантские рассуждения. У сына все-таки вариант нормы, как говорят врачи. Возможно, у вас положение гораздо серьезнее. Кстати, лечились и таблетками: было очень сильное заикание и много еще всего. Так что и врачу показаться нелишне...

Ирина Хоменко. Андрей, здесь нужно разобраться сначала в диагнозе. Потому что “настоящая” гиперактивность – это медицинская сторона вопроса. Насколько я знаю, официальных показаний для изгнания из школы нет.:) Но идти напролом вряд ли стоит. Даже если вы добьетесь того, что ребенок останется в школе, надо подумать – как сделать это пребывание более комфортным для всех (и для учеников, и для него, и для учителей).
Если это проблема здоровья ребенка, то его нужно лечить или специально заниматься. Тогда есть надежда исключить новые проблемы в подростковом возрасте, когда все “болячки” выпрыгивают одновременно.
Если дело в социальных отношениях, неумении ребенка выбрать адекватную среде форму поведения, то нужно его этому научить. Это не так сложно, но потребует времени. Вашего. А потому давайте сначала разберемся с ребенком, а потом подумаем, что делать со средой.

Андрей. Ирина, спасибо за реплику. Согласен, что диагноз знать нужно. Но задумаемся, на что это влияет в конкретной ситуации?
Позволю себе достаточно грубую фантазию. Все дети в классе, допустим, “зеленые”. Это норма. Появляется “красный” ребенок. Это отклонение от принятой нормы. Родители стараются “перекрасить” ребенка в “зеленый” цвет (медицинская сторона вопроса). Процесс этот требует времени. И пока ребенок не станет “зеленым”, он будет все равно доставлять неудобства окружающим. Если “красным” детям официально запрещено учиться в этой школе, действительно – родители идут напролом. А если запрета нет? Если “красным” тоже можно? Какова мера тех неудобств для окружающих, когда уже не “красный” ребенок должен “выбирать адекватную среде форму поведения”, а среда должна немного поумерить тягу к комфорту?
Эта ситуация, возможно, урок не только нам и нашему ребенку, но и педагогам. И пока, мне кажется, они не готовы его воспринять. Да, мы можем уйти из этой школы, но завтра там появится другой “красный” ребенок. Что с ним будет делать эта среда? А главное, какими вырастут эти “зеленые” дети? Будут ли готовы они жить в цветном мире?

Ирина Хоменко. Андрей, мне кажется здесь дело в другом. Если гиперактивность – диагноз, то тогда и подход должен быть медицинский. Если речь идет лишь о формах поведения, то подход должен быть педагогический.
Я полностью разделяю ваше мнение о том, что индивидуальный подход к каждому ребенку – идеальный стиль взаимодействия для любого учителя. Действительно, не нужно детей уравнивать, а нужно дать каждому цветочку расцвести своим цветом. Хоть зеленым, хоть красным.:)
Но иногда бывает, что учитель не может одновременно удовлетворять разные потребности разных детей, и это осложняет жизнь всем. Допустим, один ребенок хорошо работает только в тишине, и гам в классе не дает ему сосредоточиться... Другой – только когда он бегает, двигается, качается... И как это совместить одновременно? На ОДНОМ уроке? Не нужно преувеличивать возможности учителя – увы, не все Песталоцци. Да и статус учителя сегодня неизмеримо ниже, чем раньше.
На мой взгляд, ваш ребенок не страдает традиционной гиперактивностью. Особенно если это не проявляется в других местах (вне школы) и не отражается на его умственных способностях.
Дело здесь скорее всего в его неумении адекватно выстроить свое поведение в тех или иных условиях: если на него сильно давят в школе, это может вызывать протест и активную форму защиты, потребность в самоутверждении. Тем более что учится он хорошо, а потому как бы “имеет право” на собственное мнение и его публичное выражение.
На месте учителя я бы проанализировала зависимость между его гиперактивностью и ее причиной в каждом конкретном случае. Тогда было бы проще понять, на что так ярко реагирует ребенок.
А по поводу того, что все дети в классе “зеленые” – не соглашусь. Знаете, каждый родитель считает, что его ребенок очень отличается от других детей. И родители правы. Поэтому, наверное, с вашей стороны тоже не очень верно “уравнивать” остальных перед вашим ребенком.:) Просто дети именно в школе учатся учитывать интересы друг друга, и это умение им здорово помогает потом в жизни – и личной, и профессиональной. Чтобы как-то изменить ситуацию, на мой взгляд, можно попробовать согласовать с учителем стратегию его действий в случае повышения активности вашего сына, и поговорить об этой стратегии с ребенком. Иногда дети бывают даже рады какой-то помощи извне: им самим справиться с собой бывает сложновато.:)
Еще можно попроситься посидеть на уроках, посмотреть, как ведут себя другие дети, какова атмосфера в классе и каково отношение учителя к другим ученикам. Если все остальные тоже страдают от насилия учителей, то тут проблема уже не в детях, а во взрослых. И тогда зачем вам такая школа?..

А вот ссылки на статьи, которые могут помочь вам лучше разобраться в проблеме:
http://news.1september.ru/psy/2000/04/4_5.htm   – ответы на часто задаваемые вопросы. Интервью с Н.Н.Заваденко («Школьный психолог»);
http://www.childhospital.narod.ru/Simptoms/dis_18.htm   – Диагностика гиперактивности;
http://rcro.uni.udm.ru/print/psiholog/giper.htm   – Н.Г. Казарина. «Гиперактивные дети в школе: что делать?»;
http://www.temenos.narod.ru/malahova10.htm   – Три западни для родителей гиперактивного ребенка;
http://www.bookap.by.ru/psyanaliz/adler/gl9.htm   – А.Адлер. «Наука жить», гл.9. «Ошибочный стиль жизни: история болезни» (гиперактивность и социализация).

По материалам форума «Мир детей»: http://iinsd.net/forum/
Консультант – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики
РГПУ им.А.И.Герцена, Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru