РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Он опять сорвал урок!
Отпускал шуточки, выкрикивал с места,
мешал всем работать...
Он – это ваш ребенок. И учитель с ним не
справляется.
Эту ситуацию обсуждают сегодня участники нашего
форума
Андрей. Является ли диагноз
“гиперактивный ребенок” формальным показанием
к смене школы? Сейчас ребенок учится во втором
классе физико-математического лицея, трудностей
с усвоением школьной программы нет. Но есть
проблема поведения на уроках (выкрики с места и
шутки, отвлекающие других детей, бормотание и
т.п.). Возможно, стереотип «ученика, срывающего
уроки», сформирован учителем и уже привит его
одноклассникам, поэтому любое его действие
вызывает неадекватную реакцию со стороны не
только учителя, но и детей.
А детеныш чувствует несправедливое к себе
отношение и тоже ведет себя соответственно. Вот
такая «отрицательная обратная связь». Из общения
с педагогом я сделал вывод, что школе проще
избавиться от нас, чем попробовать вместе решать
эту проблему. А меня не очень устраивает такой
вариант – ребенок уже привык к школе, друзья
появились, общий уровень подготовки устраивает…
Вот я и хотел определить формально свои права и
права администрации.
Инна. Насчет формальных прав вряд ли
могу что-то посоветовать. Думаю, что их у
администрации нет.:)) У моего сына были похожие
проблемы, и помогло нам вот что:
1) моя договоренность с учителем – давать
дополнительное задание, если он уже все понял и
ему просто скучно;
2) спорт – лишнее напряжение сбрасывается в
физическую активность;
4) постепенное улучшение его положения в классе –
ему не надо больше привлекать к себе внимание
шуточками и выкриками.
Может быть, я неверно понимаю гиперактивность,
это все дилетантские рассуждения. У сына все-таки
вариант нормы, как говорят врачи. Возможно, у вас
положение гораздо серьезнее. Кстати, лечились и
таблетками: было очень сильное заикание и много
еще всего. Так что и врачу показаться нелишне...
Ирина Хоменко. Андрей, здесь нужно
разобраться сначала в диагнозе. Потому что
“настоящая” гиперактивность – это медицинская
сторона вопроса. Насколько я знаю, официальных
показаний для изгнания из школы нет.:) Но идти
напролом вряд ли стоит. Даже если вы добьетесь
того, что ребенок останется в школе, надо
подумать – как сделать это пребывание более
комфортным для всех (и для учеников, и для него, и
для учителей).
Если это проблема здоровья ребенка, то его нужно
лечить или специально заниматься. Тогда есть
надежда исключить новые проблемы в подростковом
возрасте, когда все “болячки” выпрыгивают
одновременно.
Если дело в социальных отношениях, неумении
ребенка выбрать адекватную среде форму
поведения, то нужно его этому научить. Это не так
сложно, но потребует времени. Вашего. А потому
давайте сначала разберемся с ребенком, а потом
подумаем, что делать со средой.
Андрей. Ирина, спасибо за реплику.
Согласен, что диагноз знать нужно. Но задумаемся,
на что это влияет в конкретной ситуации?
Позволю себе достаточно грубую фантазию. Все
дети в классе, допустим, “зеленые”. Это норма.
Появляется “красный” ребенок. Это отклонение от
принятой нормы. Родители стараются
“перекрасить” ребенка в “зеленый” цвет
(медицинская сторона вопроса). Процесс этот
требует времени. И пока ребенок не станет
“зеленым”, он будет все равно доставлять
неудобства окружающим. Если “красным” детям
официально запрещено учиться в этой школе,
действительно – родители идут напролом. А если
запрета нет? Если “красным” тоже можно? Какова
мера тех неудобств для окружающих, когда уже не
“красный” ребенок должен “выбирать адекватную
среде форму поведения”, а среда должна немного
поумерить тягу к комфорту?
Эта ситуация, возможно, урок не только нам и
нашему ребенку, но и педагогам. И пока, мне
кажется, они не готовы его воспринять. Да, мы
можем уйти из этой школы, но завтра там появится
другой “красный” ребенок. Что с ним будет делать
эта среда? А главное, какими вырастут эти
“зеленые” дети? Будут ли готовы они жить в
цветном мире?
Ирина Хоменко. Андрей, мне кажется здесь
дело в другом. Если гиперактивность – диагноз, то
тогда и подход должен быть медицинский. Если речь
идет лишь о формах поведения, то подход должен
быть педагогический.
Я полностью разделяю ваше мнение о том, что
индивидуальный подход к каждому ребенку –
идеальный стиль взаимодействия для любого
учителя. Действительно, не нужно детей
уравнивать, а нужно дать каждому цветочку
расцвести своим цветом. Хоть зеленым, хоть
красным.:)
Но иногда бывает, что учитель не может
одновременно удовлетворять разные потребности
разных детей, и это осложняет жизнь всем.
Допустим, один ребенок хорошо работает только в
тишине, и гам в классе не дает ему
сосредоточиться... Другой – только когда он
бегает, двигается, качается... И как это
совместить одновременно? На ОДНОМ уроке? Не нужно
преувеличивать возможности учителя – увы, не все
Песталоцци. Да и статус учителя сегодня
неизмеримо ниже, чем раньше.
На мой взгляд, ваш ребенок не страдает
традиционной гиперактивностью. Особенно если
это не проявляется в других местах (вне школы) и
не отражается на его умственных способностях.
Дело здесь скорее всего в его неумении адекватно
выстроить свое поведение в тех или иных условиях:
если на него сильно давят в школе, это может
вызывать протест и активную форму защиты,
потребность в самоутверждении. Тем более что
учится он хорошо, а потому как бы “имеет право”
на собственное мнение и его публичное выражение.
На месте учителя я бы проанализировала
зависимость между его гиперактивностью и ее
причиной в каждом конкретном случае. Тогда было
бы проще понять, на что так ярко реагирует
ребенок.
А по поводу того, что все дети в классе “зеленые”
– не соглашусь. Знаете, каждый родитель считает,
что его ребенок очень отличается от других детей.
И родители правы. Поэтому, наверное, с вашей
стороны тоже не очень верно “уравнивать”
остальных перед вашим ребенком.:) Просто дети
именно в школе учатся учитывать интересы друг
друга, и это умение им здорово помогает потом в
жизни – и личной, и профессиональной. Чтобы
как-то изменить ситуацию, на мой взгляд, можно
попробовать согласовать с учителем стратегию
его действий в случае повышения активности
вашего сына, и поговорить об этой стратегии с
ребенком. Иногда дети бывают даже рады какой-то
помощи извне: им самим справиться с собой бывает
сложновато.:)
Еще можно попроситься посидеть на уроках,
посмотреть, как ведут себя другие дети, какова
атмосфера в классе и каково отношение учителя к
другим ученикам. Если все остальные тоже
страдают от насилия учителей, то тут проблема уже
не в детях, а во взрослых. И тогда зачем вам такая
школа?..
А вот ссылки на статьи, которые могут помочь вам
лучше разобраться в проблеме:
http://news.1september.ru/psy/2000/04/4_5.htm
– ответы на часто задаваемые вопросы.
Интервью с Н.Н.Заваденко («Школьный психолог»);
http://www.childhospital.narod.ru/Simptoms/dis_18.htm
– Диагностика гиперактивности;
http://rcro.uni.udm.ru/print/psiholog/giper.htm
– Н.Г. Казарина. «Гиперактивные дети в школе:
что делать?»;
http://www.temenos.narod.ru/malahova10.htm
– Три западни для родителей гиперактивного
ребенка;
http://www.bookap.by.ru/psyanaliz/adler/gl9.htm
– А.Адлер. «Наука жить», гл.9. «Ошибочный стиль
жизни: история болезни» (гиперактивность и
социализация).
По материалам форума «Мир детей»: http://iinsd.net/forum/
Консультант – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики
РГПУ им.А.И.Герцена, Санкт-Петербург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|