Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

За журнальным столом

ИГРА И ДЕТИ.
№ 3, 2002


Когда в СМИ говорят об опасности компьютерных игр, обычно имеют в виду «стрелялки». Что только не думает взрослый, когда его ребенок кого-то убивает в виртуальном мире! На первый взгляд мир расколола пропасть. Дети говорят о том, что компьютерные игры – это замечательно, это здорово, это круто... Они хотят играть и играть. Их можно наказывать, не давая играть, их можно поощрять, разрешая играть, но «раскол» существует только в мире взрослых. Некоторые из них уже научились говорить с детьми на языке компьютерных игр и говорят взахлеб. Другие же не смогли освоить этот язык. И у этих взрослых, с их нравоучениями, книгами, лекциями, фильмами и мультфильмами, сократилась аудитория. Не то чтобы очень сильно, но явно безнадежно.
Не так-то просто согласиться с тем, что компьютерные игры – это прообраз нового языка. Год назад словосочетание «компьютерные игры как язык культуры» вызывало шок. Сейчас народ попривык. Персональный компьютер как носитель культуры находится в той же ситуации, что и кинематограф в начале XX века. Люди читали книги. А кино... Разве легко было в этом черно-белом гадком «немом» утенке разглядеть фантастически прекрасную империю грез.
Пройдет немного времени, и подрастет новое поколение, для которого виртуальная реальность станет знакомым с детства языком, – тогда-то все
и начнется.
Каждый язык имеет достоинства и недостатки. Книга хороша почти для всех целей. Но как только дело доходит до мимики, позы, жеста, взгляда – кинематограф сильнее. Без него культура XX века будет явно неполной. Кино невозможно пересказать словами. Точно так же недоступна для пересказа компьютерная игра. Более того, о ней нельзя получить представление, не играя.
На языке виртуальной реальности сегодня лучше всего удается «говорить» об агрессии. Человек – существо агрессивное. Он без этого жить не может. Притом он еще хочет знать, какой он агрессивный. И ребенок чувствует, что наш мир более агрессивен, чем об этом принято говорить.
На этом и основана притягательность компьютерных игр для детей.
Взрослому человеку гораздо сложнее посмотреть в глаза своей тени.
Но тень никак не виновата, что несет в себе столько ужаса. Другое дело,
что выбор «не смотреть» заслуживает такого же уважения, как и «смотреть».
И решать, что лучше, а что хуже для ребенка в каждом конкретном случае, взрослый должен сам. Только, пожалуй, доверять здесь нужно собственному сердцу и уму, а не отвергать с ходу то, в чем нет никакого личного опыта.
Компьютерные игры – это не наркотики. Мир компьютерных игр огромен, и к ним следует относиться как к новому языку культуры.
Он похож на язык кино или книги, только более мощный. И на этом языке, так же как и на языке книг или кино, хороших произведений мало,
а посредственных много.
(«Компьютерные игры». И.В.Бурлаков)

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ, ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
И РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Под ред. М.Барретта, Т.Рязановой, М.Воловиковой. Институт психологии РАН, Москва, 2001


Изучение возрастной динамики осознания религиозных, этнонациональных
и наднациональных различий у детей и подростков (опрошено 480 детей Харькова по 120 человек соответственно 6, 9, 12 и 15 лет) позволило сделать следующие выводы.
Базовая оппозиция, лежащая в основе системной организации этнических представлений, может быть описана как «свое – чужое».
Эта оппозиция может трансформироваться в зависимости от возраста детей и подростков.
В этническом представлении шестилеток дихотомия «свой – чужой» раскрывается преимущественно через оппозицию «хороший – плохой» («одобряемый – осуждаемый»).
У девятилетних детей отмечается слияние двух контекстов: «хороший – плохой» и «дружественный – враждебный».
Для детей 12 лет оппозиция «дружественный – враждебный» становится определяющей. Но вместе с тем к этому возрасту дети начинают руководствоваться еще одним критерием при оценке этнических групп. Этот критерий выступает в виде оппозиции «цивилизованность – неразвитость».
Если в рамках оппозиции «свой – чужой» определяющим является эмоциональное отношение к оцениваемому объекту, то оппозиция «цивилизованность – неразвитость» открывает возможности для более объективной оценки. Появление объективных критериев оценки этнонациональных различий обуславливает возможность определить место собственной этнической группы в широком этническом пространстве.
Эта задача в рамках более общей оппозиции «мы – они» начинает решаться только к старшему школьному возрасту, к 15 годам, что связано
с процессом формирования этнической и гражданской идентичности,
с развитием этнического самосознания, и оппозиция «мы – они» становится доминирующей в системе этнических представлений.
(«Возрастные особенности системы социальных идентификаций
и этнонациональных представлений в Украине». В.Павленко, И.Кряж, О.Иванова, М.Барретт)

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ.
№ 4, 2002


Погибшая от рук педагога-рецидивиста семилетняя девочка Софи стала символом нового этапа борьбы за безопасность детей
в Великобритании.
Проект «Закона Софи» – «Причинивший вред ребенку не может жить в обществе» – устанавливает необходимость поголовной предварительной проверки на благонадежность всех, кто собирается работать с детьми. Так, согласно проекту этого закона окончившие университет молодые учителя, прежде чем войти в класс, должны предстать перед комиссией из независимых экспертов и доказать свою психическую нормальность.
Кроме того, родители в Великобритании требуют немедленной публикации в Интернете списков всех подданных Великобритании, подозреваемых в склонности к жестокому обращению с детьми. Однако правительство, правозащитные организации и полиция отказываются безоговорочно поддерживать подобные начинания, и дело здесь
не в боязни обидеть невиновных взрослых – все гораздо сложнее.
Специалисты не без основания боятся, что такие драконовские меры загонят людей с патологическими наклонностями в глубокое подполье. «Они, – говорят представители власти, – будут менять имена, места жительства и тогда, продолжая оставаться крайне опасными, окончательно перестанут быть контролируемыми со стороны общества».
Ведь дело дошло до того, что в некоторых городах Англии сами жители проводят дознания, выявляя среди своих соседей тех, кто «странно себя ведет» по отношению к малолетним. И под подозрением оказываются практически все.
(«Закон Софии»: причинивший вред ребенку не может жить
в обществе». Эндрю Эллиот)

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. Известия Уральского отделения РАО. № 1, 2002

Интеграция естественно-научных и гуманитарных дисциплин встречается с серьезными затруднениями, связанными с поиском единой концептуальной платформы для объединения разнопредметных знаний в единую систему. Здесь два аспекта этой проблемы.
1. Интеграция естественно-научных
и гуманитарных научных знаний и построение единой научной картины мира. Концептуальной платформой такой интеграции могут стать ведущие концепции позднеклассической науки – теория систем, теория самоорганизации, теория управления, адаптированные к содержанию образования с учетом возрастных особенностей учащихся.
2. Интеграция научных и ненаучных знаний и синтез разных способов освоения окружающего мира. Пока трудно найти общие основания, которые отражают всю глубину взаимодействия научных и ненаучных знаний. Большинство исследователей склоняются к мысли, что его можно описать в рамках принципа дополнительности, практическая реализация которого в содержании образования может быть осуществлена через включение в него аспектов народной экологии, этнокультурных традиций, обращение к художественной литературе, искусству, народному творчеству, философии, мифологии, религии.
Кроме того, самые большие затруднения ученики испытывают
при выполнении заданий, требующих понимания статистического характера законов и применения методов вероятностного мышления. Девяносто процентов учеников не владеют научными представлениями
о роли случайных процессов в самоорганизации и эволюции сложных систем. Их знания о мире ограничиваются в основном эволюционной теорией Дарвина.
(«Стратегия устойчивого развития цивилизации и экономическое образование». В.А.Игнатова)

ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
№ 3, 2002


Приходится констатировать, что существует определенная взаимосвязь между массовым применением тестов и своеобразной выхолощенностью образования. Контроль –
это важнейшая составляющая процесса обучения. Заполнение тестов, в которых фактически
не требуется демонстрировать процесс решения,
а важен лишь ответ, приводит к тому, что ученику достаточно подобрать верный ответ (часто выбрать из набора неверных, которые, кстати, иногда лучше запоминаются).
Нацеленность американского образования именно на сдачу тестов создает опасную иллюзию знаний. Например, математика с ее мощным развивающим
и воспитывающим потенциалом оказывается превращенной
в набор готовых указаний, сходных с инструкцией по пользованию стиральной машиной или пылесосом.
Общеизвестно, что американцы не списывают во время контрольных работ. Но это происходит не из-за особой их сознательности, а из боязни наказания. Тестирование – это острая конкурентная борьба, особенно
на конкурсных экзаменах, и если кто-то списывает, то любой сосед может указать (и указывает!) на это комиссии, тем самым выбив из игры лишнего претендента.
Между тем в действительности американцы гораздо более остро нуждаются в подсказках, чем общепризнанные любители шпаргалок – россияне. Жизнь многих рядовых граждан США проходит по готовому набору инструкций. Например, родители учеников получают список вопросов, который полагается задавать учителю.
«Правильные» ответы на все вопросы жизни дают и средства массовой информации. Некритичное восприятие получаемой информации, легкая внушаемость – эти качества присущи многим американцам, не в последнюю очередь и благодаря тестовому характеру обучения.
Таким образом, тесты на деле являются не благом и не безобидной забавой, а представляют собой серьезную опасность, особенно в условиях глобальной информатизации, когда проблемы критического мышления приобретают первостепенное значение.
(«Американские тесты: благо, забава, зло?». Галина Кондратьева)

ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
№ 4, 2002


Обострение старых и возникновение новых проблем в российской системе образования происходит на фоне постоянно возобновляемых попыток ее реформирования. Очередной этап реформирования сферы образования предполагается в разработанной «Концепции реформирования российского образования
до 2010 года», одобренной Правительством РФ
в октябре 2001 года. Одним из основных принципов концепции является активизация участия населения в финансировании учреждений сферы образования.
Обоснованность предлагаемого расширения платности образования представляется крайне сомнительной. Во-первых, в указанных документах значительно (примерно вдвое) завышены существующие расходы населения на оплату образовательных услуг. При этом приводимая сумма
так называемых теневых расходов вообще не выдерживает критики.
Во-вторых, значительно превышены возможности роста расходов населения в ближайшие 10 лет. И, наконец, в-третьих, что представляется наиболее важным, – реализация данного принципа неизбежно приведет
к дальнейшей деградации и деформации российского образования – полному распаду системы школьного образования на две мало связанные между собой части: элитарную и массовую. Причем в последней – единой, стандартизированной – качество образования существенно снизится.
Деградация массового образования очевидна из конкретных положений концепции. Это, в частности, установление лишь минимальных образовательных стандартов, в соответствии с которыми государство будет осуществлять финансирование. Причем эти стандарты должны будут обеспечить разгрузку содержания школьного образования.
Разгрузка содержания школьного образования необходима,
как указано в концепции, в интересах здоровья детей. Достаточно распространено мнение, что наблюдаемое в последнее время ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста, как и слабое усвоение многими школьниками значительной части содержания преподаваемых им предметов, объясняется исключительно чрезмерной учебной нагрузкой российских школьников. Однако международные исследования качества образования (TIMSS), проведенные в 1995 и 1999 гг. в 38 странах, показали, что уровень подготовки российских школьников прямо зависит от уровня материального благосостояния семей.
(«Экономика и структура сферы образования в России в 90-е годы». О.Н.Болдов, В.Н.Иванов, А.В.Суворов, Т.К.Широкова)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. № 2, 2002

Литература – единственная искусствоведческая дисциплина в школьном курсе. Литература как искусство построена
на диалоге, в основе которого разные точки зрения на один предмет. Диалог возможен только тогда, когда у собеседников есть
не только что-то общее, но и прежде всего различия, которые они стараются выяснить.
Литература учит прежде всего терпимости
и принятию возможности другого взгляда
на мир. «Если искусство чему-то и учит (и художники в первую голову),
то именно частности человеческого существования. Оно вольно
или невольно поощряет
в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности, превращая его из общественного животного в личность», – говорил Иосиф Бродский в нобелевской лекции.
Литература в школе должна научить тому, что литературные произведения нельзя оценивать по принципу нравится – не нравится
или приятное – неприятное. Это обывательский подход, может быть,
еще годный для оценки «чтива», но к искусству отношения не имеет.
Очень верно сформулировал цели изучения литературы в школе академик М.Л.Гаспаров: «Важно не то, что ты думаешь о книге,
а то, что она о тебе думает».
Для того чтобы понять другого в литературе, нужно овладеть навыками интерпретации текста. А этому в школе вообще не учат. Часто даже темы сочинений формулируются в виде вопросов-установок, на которые заранее известен один ответ. Откуда этот ответ появился, возможны
ли другие ответы – ребятам неизвестно. Можно ли научить интерпретировать текст? Можно ли проверить качество интерпретации? Можно. И научить, и проверить, и находить несколько верных интерпретаций. Ведь люди с разным мировоззрением, разного возраста по-разному читают одно и то же произведение, например, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Ученик должен уметь логично воспроизводить различные пути рассуждений.
Вырастить человека, признающего возможность разных точек зрения на один и тот же предмет, человека, уважающего инакомыслие, – это одна из важнейших целей, которая оправдывает изучение в школе такого вида искусства, как литература.
(«Педагогические технологии и уроки литературы». Б.А.Панов)

ПЕДАГОГИКА. № 5, 2002

Репетиторство заслуживает гораздо большего внимания, чем ему уделяется в большинстве государств. Это теневая система образования. Метафора «тени» уместна во всех смыслах.
Во-первых, репетиторство возможно только благодаря существованию официальной системы образования; во-вторых, оно видоизменяется
по мере изменений масштабов и очертаний последней; в-третьих, контуры теневой системы гораздо менее отчетливы, чем основной.
Тени могут быть и весьма полезны. Репетиторство может рассматриваться как механизм, помогающий школьникам расширить свои знания. Оно может уменьшить нагрузку учителей основных школ. Для администрации оно служит индикатором
не только потребностей общества, но и показателем того, за что они готовы платить.
Однако в ряде стран родители, педагоги и политические деятели очень критически настроены в отношении той доминирующей роли, которую частное репетиторство стало играть в жизни учеников и их семей. Оно,
как правило, создает и закрепляет социальное неравенство, а также поглощает человеческие и финансовые ресурсы, которые можно было бы использовать
в других областях. Оно усугубляет разноуровневость подготовки детей.
Репетиторство практикуется во многих странах мира, особенно распространено оно в Азии, Африке, Латинской Америке и Восточной Европе. В Западной Европе, Северной Америке и Австралии оно не приняло значительных размеров. Среди факторов, влияющих на масштабы
и территориальное распространение репетиторства, важнейшим является то, что в европейских и североамериканских культурах считается, что успех
в жизни зависит во многом от способностей человека. В большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки особый акцент делается на личных усилиях, определяющих успех.
Важно отметить влияние политических перемен в государствах
на масштабы и сферу действий частного репетиторства. Например, в странах Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг. в связи с падением коммунистических режимов образование все больше рассматривалось как средство социального продвижения, в то время как в прошлом ключевым фактором являлись политические связи.
(«Частное репетиторство – теневая система образования». М.Брей, Гонконг, КНР)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ.
ТОМ 23, № 3, май – июнь 2002


Анализируя фазы развития синдрома профессионального выгорания, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и к экзистенциальной пустоте. Но «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться».Исследования, проведенные Зеленогурской высшей педагогической школой совместно с Потсдамским университетом, показали, что среди польских, немецких и австрийских учителей очень высока вероятность развития симптомов профессионального выгорания. Около 30 % учителей обнаруживают его выраженные признаки, что проявляется в снижении способности к конструктивному решению проблем, тенденции к отказу их решать в случае неудач, априорной неудовлетворенностью результатами своей деятельности.
Признаки профессионального выгорания указывают на необходимость ранней профилактики стресса и психического здоровья учителей. Развитие синдрома профессионального выгорания не зависит ни от возраста, ни от пола учителей, ни от региональных условий организации педагогической деятельности. Среди факторов, особенно сильно влияющих на психические перегрузки и профессиональное выгорание, отмечается поведение «трудных учащихся», что требует расширенной психологической подготовки будущих учителей.
Обращает на себя внимание то, что фактор «состояние здоровья» сами учителя не отмечают как значимую причину трудностей в работе. Но это противоречит результатам наших исследований. Можно предполагать, что содержание работы, связанное с высоким личностным участием, требует от учителя полной мобилизации своих сил и не всегда сопровождается адекватной оценкой собственных психических затрат. Чаще всего аспект здоровья игнорируется в работе учителя, поскольку такое посвящение себя профессии считается естественным в учительской среде.
(«Синдром выгорания в социальных профессиях». Т.И.Ронгинская, Зелена Гура, Польша)

Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru