Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Вопросы после семинара

– Почему вы думаете, что конспект и рисунок воплощают противоположные типы восприятия?
– Однажды лицей отчитывался перед очередным чиновником: мы подготовили альбомы, фильмы, рисунки, привезенные из Ростова. Проверяющий все это пролистал и спрашивает у детей: а зачем вы туда ездите?
– Ходим по городу, любуемся, узнаем новое...
– Понятно, понятно. Но все-таки, с какой целью?
– Чтобы рисовать, сделать фильм, побродить и поработать всем вместе.
– Так с какой же целью вы все это делаете?
Тут один сообразительный мальчик догадался, чего от нас хотят: “Мы, – говорит, – приобщаемся к культурным ценностям”.
– Вот теперь цель мне понятна, – успокоился чиновник.
Это действительно разные позиции. Я убежден, что человек, действительно глубоко чувствующий красоту, никогда не будет говорить о “приобщении к культуре”.

– Вы говорили о необходимости свободы в образовании? От чего свобода и для
чего?
– Насилие в школе губительно и для взрослого, и для ребенка. Применяя силу, можно заставить ученика выучить, запомнить, тихо себя вести... Но если это происходит против его воли, что-то мы нарушаем в ходе его естественного развития, что-то ломаем. Хотя внешне все выглядит благопристойно: видимость послушания, хорошие отметки.
– Трудно ли организовать издание журнала в школе? Что для этого нужно?
– Типографию найти нам было не трудно. Технические операции – редактирование, корректуру, верстку – может выполнить кто-то из учителей. Главная проблема – хорошие детские тексты.

– Можно ли сказать, что вы полностью следуете за интересами ребенка?
– Педагогика сотрудничества – это своего рода компромисс. У ребенка есть сиюминутные интересы и то, что делать не хочется, но надо, потому что предстоит долгая взрослая жизнь. Хороший учитель должен балансировать между этими двумя крайностями. Нам кажется, очень удачны в этом отношении наши фильмы и журналы: с одной стороны, дети пишут и снимают видеофильмы с удовольствием, а с другой – приобретают знания.

– Группу детей разного возраста, выходящую в город, никогда не сопровождает взрослый?
– Взрослый идет с группой, но ни в коем случае не руководит ими, а только оберегает от ситуаций, потенциально опасных для жизни и здоровья. Но не более. Свобода может быть только первой свежести.

– Собираются ли все вместе или до конца поездки работают только со своей группой?
– Каждый вечер обязательно проходит общий сбор, на котором группы рассказывают о том, что сделали за день.

– Какое число детей в группе вы считаете оптимальным?
– Семеро. Психологи считают, что взрослый не может удержать в поле внимания группу из большего числа детей.

– Как вы делите детей на группы?
– Это один из сложных вопросов. Мы перепробовали много разных вариантов. Делили по жребию – результатом были слезы на две недели. Делиться по классам тоже нехорошо, потому что уровень групп получается слишком разный. Сейчас мы предпочитаем такой вариант: выбирается некоторое число детей (по количеству групп), и каждый набирает себе команду по цепочке.

– Были в ваших поездках ситуации, когда вы растерялись, не знали, что делать?
– Не то чтобы растерялся...
Однажды, десять лет назад, мы приехали под вечер в Горецкий монастырь.
Усталые, изможденные, а экскурсовода нет, все уже закрыто, и я ничего о
монастыре не знаю. Мы решили отпустить ребят на полчаса группами по пять человек, чтобы они сами рассмотрели монастырь. Куда только девалась усталость! Ребята, даже самые младшие, обошли все закоулки монастыря и долго еще обменивались впечатлениями. Как будто подключились к дополнительному источнику энергии.

– О чем еще обязательно нужно помнить в поездке?
– Непременно в самом начале нужно договориться с детьми о том, что будет конечным результатом. Тогда действия каждого ребенка будут наполнены смыслом.
Знакомство с городом должно начинаться не с рассказа взрослого, а со
свободной прогулки поодиночке или группами.

– Оговариваются ли какие-нибудь запреты для детей?
– Как ни странно, есть запрет на записи и конспекты. Конспектировать и делать заметки для памяти можно, но не словами, а своего рода пиктограммами и схемами (похоже на опорный сигнал). Конечно, научить этому детей нужно заранее.

– В чем же все-таки преимущество схем и применяете ли вы их на уроках?
– Применяем, и очень успешно. Дело в том, что образ, да еще созданный самим ребенком, запоминается гораздо лучше, чем готовые выводы, услышанные от учителя. Хотя законспектировать готовый текст проще и быстрее. Проверьте себя: что вы помните из школьного курса не по своему предмету? Готов спорить, что это не сведения, а иллюстрация из учебника или удивившая вас история.

– Разве главное для школьника – запомнить как можно больше?
– Увы, почти все проверки, экзамены, тесты пока направлены на то, чтобы школьники воспроизводили полученные сведения. Но для педагогов нашего лицея гораздо важнее научить ребенка мыслить.

– Что вы понимаете под мышлением и каким образом можно научить мыслить?
– Мыслящий человек – тот, кто порождает собственное знание. А для этого учитель должен задавать проблемные вопросы. Такие, на которые нет одного, заранее определенного ответа. Если, например, на уроке по древнейшей истории спросить, справедливо ли было выбирать вождями племен самых сильных и свирепых, ребята начнут высказывать собственные мысли и предположения. Но еще лучше побуждать школьников самостоятельно задавать вопросы. Наиболее удобная и естественная форма для этого – путешествие.

– Вы говорили, что поездки и обычные школьные занятия составляют единое целое. Какие педагогические принципы, актуальные для путешествия, используются на уроках?
– Практически все. Хороший урок
тоже начинается не с аналитического, а с эмоционального, чувственного восприятия. На следующем этапе ребенок начинает размышлять о том, что его удивило.
И наконец, ученик в поисках ответа
на вопрос делает нечто, имеющее материальный результат. Эта схема применима и для поездки, и для уроков по любому предмету.

– Есть ли не сиюминутный, а отсроченный результат поездок?
– Ребята-выпускники приезжали в лицей и рассказывали, что сами организовали поездку в Новгород и сами, без взрослых, по той же схеме “осваивали” город: ходили группами, рисовали. Человек после такой поездки не обязательно становится архитектором, результат в том, что он учится всматриваться и любоваться.
– Как родители относятся к поездкам?
– Вообще ко всяческим инновациям в учебное время родители относятся настороженно, ценят определенный набор знаний. А собственно развитие ребенка предполагается “на полях” школьного образования. Поэтому если не трогать “священных коров” – математику, русский и, конечно, иностранный язык, то это сопротивления не вызывает.

– Какие проблемы практической педагогики вы считаете наиболее важными и так или иначе решили для себя? Иными словами, чему еще у вас можно поучиться?
– Мы проводим семинары для учителей начальной школы и гуманитарных дисциплин, во время которых рассказываем о том, как можно научить детей читать и писать в живой, увлекательной форме без азбуки и звуко-буквенного анализа; о работе куратора в начальной школе; об альтернативе октябрятской организации; как заинтересовать малышей историей; каким должен быть урок, в котором участвуют и первоклассник, и девятиклассник. Обсуждаем с гостями проблемы запоминания и мышления; опыт альтернативной методики преподавания русского языка и истории.


Задать собственные вопросы педагогам лицея и увидеть, как учатся и живут там ребята и учителя, вы можете, приехав по адресу: Московская обл., Красногорский район, поселок Николо-Урюпино, лицей “Ковчег XXI” или позвонив по телефону (095) 994-84-51.

Рустам КУРБАТОВ, Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru