ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Все прошедшие августовские педсоветы
были похожи: подведение прошлогодних итогов,
умеренная самокритика и главное – планы и
заверения в том, что школа в предстоящем учебном
году наконец-то ликвидирует недостатки и будет
соответствовать требованиям общества и
современному уровню педагогической науки.
Однако не всегда понятно, благодаря чему.
Ведь недостатка в приказах, распоряжениях и
набегах аттестационных комиссий не было и в
прошедшем году... Может быть, просто нужно открыть
двери школы для свежих идей, новых книг – и не
только узко специальных – и просто для
симпатичных и разносторонне развитых людей.
Готовьтесь к занятиям по книгам
с золотой серединой...
Издательство “Прогресс-Традиция” не
специализируется лишь на школьной или учебной
литературе, но выпущенные им книги все чаще можно
встретить в школьных и личных учительских
библиотеках. О том, что интересного и полезного
для педагогов и студентов планирует выпустить в
ближайшее время издательство, я побеседовала с
его генеральным директором Борисом ОРЕШИНЫМ.
– В последнее время издательства растут как
грибы после дождя, и названия, даже у самых
плохоньких, одно другого громче. Вы же выбрали
такое на первый взгляд неброское. Вспоминается
даже былой доперестроечный “Прогресс”.
– Мы действительно ведем происхождение от этого
издательства и продолжаем его лучшие традиции по
выпуску интеллектуальной литературы
гуманитарного профиля. Спектр наших
издательских интересов достаточно широк. Это и
социология, политология, философия, история,
педагогика, лингвистика, религиоведение,
междисциплинарные исследования и переводная
художественная литература. Название
издательства имеет и более широкий смысл,
который передают оба понятия. В нем мы хотели бы
выразить устремленность к преодолению «культуры
крайностей», к равновесию традиций и
новаторству, к видению мира через дополняющие, а
не противостоящие друг другу начала. Важно
именно сочетание прогресса и традиции. Мы
слишком часто видели в нашей истории либо
стремительные рывки вперед, когда отметаются все
прошлые нормы и ценности, либо периоды
консервативного топтания на месте. А книги,
издаваемые нами, призваны напомнить читателям,
что есть золотая середина. И обществу только на
пользу баланс между устоявшимися культурными
традициями и нарождающимися тенденциями в науке
и искусстве.
– На кого рассчитана издаваемая вами
литература?
– Наши читатели – это преподаватели школ и
вузов, научные работники, студенты.
– Чем вы руководствуетесь, решая, печатать
ли ту или иную книгу по проблемам педагогики?
– К сожалению, в России сейчас крайне мало
переводной педагогической литературы. Поэтому в
наших планах издание серьезных зарубежных
авторов, причем тех, чьи книги уже завоевали
популярность среди педагогов. Существует
множество книг – не только по педагогике или
психологии, которые уже несколько лет привлекают
к себе внимание читателей на Западе. А у нас о них
даже не слышали. Мы по мере возможности заполняем
эти пустоты на российском книжном рынке.
Например, недавно издали нашумевшую книгу
“Древо познания (биологические корни
человеческого понимания)” Умберто Р.Матурана и
Франсиско Х.Варела.
– Значит, критерий отбора переводных книг –
популярность?
– Это не бестселлеры в привычном смысле слова, а
серьезная литература высокого уровня. И критерий
не признание массового читателя, а высокая
оценка в той научной и культурной среде, где
книга обсуждается.
– Какие книги вашего издательства интересны
педагогам?
– Из вышедших сравнительно недавно я бы отметил
книги: «Что должны знать учителя?» (под ред. Дилла,
пер. с англ.), “Философия экологического
образования”. Платонов С.Ф., «Под шапкой
Мономаха». Антес П., «Религии современности.
История и вера». Еремина Т.С., “Русский
православный храм. История. Символика. Предания».
Азизян И.А., «Диалог искусств Серебряного века»,
«Синергетическая парадигма. Нелинейный мир
науки и искусства. Вып. 2», “Пушкин в эмиграции”,
«Лермонтов в русской литературе». А.И. Журавлева.
В ближайшее время выйдут в свет книги о Тютчеве, о
религиозных воззрениях Льва Толстого, о Данте,
биография Блаженного Августина и др.
Большинство из названных книг могут быть
непосредственно использованы учителем или
преподавателем вуза при подготовке к уроку,
лекции или экскурсии.
– Издает ли “Прогресс-Традиция”
периодические издания?
– Мы выпустили недавно пилотный номер журнала
«Связь времен». Сейчас дорабатываем его
концепцию, обсуждаем среди специалистов,
выстраиваем систему распространения. Хотим
сделать журнал интересным и полезным для
преподавателей, научных работников, студентов –
и физиков, и лириков, как раньше любили говорить.
Предполагаем, в частности, давать в каждом номере
обширные обзоры по всем направлениям
гуманитарной науки и культуры. Покупать все
книжные новинки слишком дорого, да и книга бывает
слишком сложна для неспециалиста. А
представление о проблемах, новых концепциях, о
ведущих российских и зарубежных авторах
читатели журнала смогут получить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|