ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Запись в школу начиналась в
апреле, но самые нерешительные, разборчивые или
просто беспечные родители раздумывали до
тридцатого августа. Обзванивали и расспрашивали
родственников, друзей и знакомых: как найти
хорошую школу для ребенка?
Чего же ждут от нас? Какую школу считать хорошей?
Смотря с чьей точки зрения... Аттестационной
комиссии, родителей, детей?
Собственный печальный опыт подсказывает: тем,
кто виртуозно отчитывается перед всеми
инстанциями и с энтузиазмом бросается исполнять
каждое чиновничье распоряжение, как правило, уже
не до детей. На первое место выходят чистота
плинтуса и неукоснительное соблюдение
инструкций.
Более разумным и естественным представляется
прислушаться к пожеланиям, просьбам, требованиям
родителей. Беда в том, что даже в небольшом классе
запросы прямо противоположны: домашних заданий
давайте побольше! – нет, поменьше; наказывайте
построже – вы с ними помягче; дневники и оценки
нужны – не нужны ни в коем случае...
Что ж, по-разному относиться к разным детям,
дифференцировать нагрузку – все это входит в мою
работу (за исключением жесткости и наказаний,
есть вещи, которые я даже по настоянию родителей
делать не буду). Проблема в том, что подавляющее
большинство требований сиюминутно и
ориентировано в конечном счете не на интересы
ребенка, а на удобство родителей. Каждый год на
родительском собрании в сентябре прошу написать,
каких успехов ожидают от сына или дочери в этом
году, каких проблем опасаются. Увы, ответы
невнятны.
Зато далекое будущее распланировано. В день
окончания начальной школы в разговоре с мамой
посоветовала водить дочь на занятия
хореографией – девочка двигается легко, с
природной грацией и, главное, с удовольствием.
– Никакой хореографии. Только время тратить.
Пусть в медицинский готовится.
– До поступления еще семь лет, кроме того,
неизвестно, захочет ли она в медицинский.
– Кто ж ее спрашивать будет!
Обычно подобные планы, пусть не в такой жесткой
форме, появляются попозже, классу к седьмому.
Вообще очень любопытно наблюдать эволюцию
родительских намерений и ожиданий. В начальной
школе все хотят, чтоб ребенку было комфортно. Но
чем старше он становится, тем больше родители
озабочены “знаниями”, которые к окончанию школы
должны обеспечить “поступление”, хотя сами
ничегошеньки не помнят из школьной премудрости.
Моя знакомая сидит заполночь, выполняя за своего
сына-восьмиклассника половину домашних заданий
по тем предметам, которые ему не нужны для
поступления, а он пыхтит над теми, что нужны. И оба
гордятся, что удалось попасть в такую хорошую и
престижную школу... Непостижимо.
Но иррациональнее всего выглядят вечные споры по
поводу оценок. Самый забавный разговор из моей
“коллекции” происходил в вестибюле бассейна.
Тренер рассказывала о результатах зачета по
плаванию. Родители постепенно разошлись,
осталась лишь мама, изводившая тренера вопросом:
почему ее сыну поставили четверку? Тренер раз за
разом терпеливо перечисляла ошибки
незадачливого пловца, объясняла, как их
преодолевать.
– И все-таки, почему четверка? Я считаю, что он
плыл очень хорошо. Может быть, поставите пятерку?
– Да хоть шестерку! – взорвалась наконец тренер.
– Плавать-то от этого он лучше не научится.
Будем же терпеливы с родителями и дипломатичны с
начальством. Но главное все-таки, чтобы ученики
школу любили и с благодарностью вспоминали ее.
Они приходят к вам через много лет после выпуска?
Вы видели вчера их счастливые и чуть растерянные
лица в толпе родителей нынешних первоклашек? У
вас замечательная школа!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|