ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
География первых уроков
Сегодня педагоги из разных стран
расскажут,
как они открывают учебный год
У каждого учителя, работающего много
лет, есть свой излюбленный способ, как начать
новый учебный год, как самому познакомиться с
новым классом, как организовать знакомство детей
друг с другом. Только надоедает повторять одно и
то же. Для молодого педагога первые дни в школе
часто превращаются в сущий кошмар и неразбериху.
Поэтому давайте раскроем копилку секретов.
Учителя из разных стран уже решили однажды
поделиться идеями. Получилась целая огромная
коллекция, где начинающие найдут спасительные
соломинки для первых занятий, первых шагов в
неизведанное, опытные наставники отыщут
что-нибудь необычное. А все остальные
приглашаются к сотрудничеству, ведь к уже
найденному другими никогда не поздно добавить
свою находку.
Мой учитель – черепаха
Мой способ нельзя назвать ни оригинальным, ни
слишком творческим. Это просто забава, которая
помогает мне выучить имена новых учеников,
узнать их поближе. Перед началом занятий я пишу
на классной доске: «Меня зовут... Если бы я родился
животным, то был бы... потому что...». Когда все
рассядутся по местам, я предлагаю каждому
заполнить первую анкету сначала в устной форме,
но «строго по предложенному образцу». Подождав
несколько минут, чтобы ребята могли придумать
что-нибудь существенное, я призываю начать
работу и не бояться показаться слишком
нестандартными, ведь мы и так уникальны. Наконец
находится какой-то смельчак, рискнувший заявить
о себе. Едва он выступит, я подхватываю: «Меня
зовут Гарри. Если бы я родился животным, то был бы
морской черепахой, потому что больше всего люблю
лежать и не шевелиться. А это Эмили, и она была бы
гиеной, потому что обожает хохотать во весь
голос». Затем снова говорит кто-нибудь из ребят, а
я стараюсь повторить все возрастающий список
имен и соответствующих им животных, ничего не
перепутав. Это ужасно смешно, и всем сразу
становится ясно, что их учитель отнюдь не
совершенен. Он допускает столько ошибок! Самые
памятливые тоже стремятся повторить все имена и
названия животных. Порой детская память гораздо
крепче. В конце урока я предлагаю каждому
нарисовать тот мир, в котором живет его зверь, а
на обороте рисунка записать: «Меня зовут…» – и
далее «строго по форме». Когда работы сданы, я уже
знаю имена всех своих учеников и еще немного
сверх того.
У меня есть еще одна любимая игра. Каждый день я
загадываю Слово Дня, пишу его на доске, прячу
запись и предлагаю угадать его при помощи
намеков. В первый день я загадываю слово
«уникальное». (Последняя моя подсказка будет,
если никто не догадается раньше: «Это слово
уникальное».) Но сначала я намекаю: «Мы все
отличаемся друг от друга». Приходится выяснять, в
чем именно заключаются отличия. Например, в этой
комнате только у меня рост метр девяносто, а вот
розовые шорты надеты только на Мэри, и так далее.
А еще можно сыграть в детективов. Каждый ученик
получает карточку, в которой есть пропуски: «Мое
увлечение... Когда я вырасту, я хочу стать... Этим
летом веселее всего было...». Ребята не спеша
заполняют карточки. Я предупреждаю заранее, что
сегодня единственный день в году, когда не нужно
подписывать свой листок. Вот все сдали мне свои
ответы, я снова раздаю карточки ученикам, но так,
чтобы никто не получил собственную. Кстати, можно
устроить небольшой снегопад не по сезону. Я
подкидываю листы вверх, они кружатся, падают, а
ребята ловят их – кому что достанется. Пришло
время поработать сыщиками. Чье досье у тебя в
руках? Можно ходить по классу (если погода
хорошая, стоит пойти на улицу, в парк, на
спортплощадку), задавать вопросы. Можно
составить список подозреваемых и при помощи
дедуктивного метода исключить всех
несправедливо заподозренных. Когда каждый сыщик
нашел нужного “клиента”, он должен во
всеуслышание привести убедительные
доказательства своей версии и произнести речь в
защиту друга. Конечно, легче играть в классе, где
большинство знакомы друг с другом. В любом случае
всем будет весело, а учитель получит массу
информации для размышления о том, как умеют
работать и общаться его ученики
(Гарри Хопкинс, Калифорния, США).
Цепь талантов
Мой способ знакомства – игра «Правда или Ложь?».
На доске я записываю четыре интересных факта о
самом себе. Три из них – чистая правда, зато
четвертый – абсолютное вранье. Ученики должны
догадаться, где истина, а где ложь. Они могут
задавать мне вопросы, а значит, у меня появляется
шанс рассказать о себе. Когда я наконец
разоблачен, наступает очередь кого-нибудь из
ребят. За урок мы успеем опросить лишь немногих,
но все почувствуют себя свободнее и ближе друг к
другу.
А еще я спрашиваю: «Умеете ли вы что-нибудь делать
по-настоящему хорошо? Какие у вас таланты?»
Ребята пишут названия своих талантов, умений на
разноцветных листочках и склеивают их в личную
«цепь талантов». Все маленькие цепочки мы
соединяем в единую большую «цепь талантов»
класса. А потом смотрим на плоды своих усилий и
размышляем, какие мы все талантливые, как много
можем вместе
Математика лично для меня
В первый день я вешаю в классе огромный стенд,
разделенный полосками белой бумаги на небольшие
окошечки. Каждому ребенку – свое окно и одно для
меня. Клейкими ленточками я прикрепляю к своему
окошечку всякие предметы, которые могут
рассказать о том, как я провела лето, – например,
ракушки, морские камни, цветы. Ученикам тоже
предлагаю «оформить окна». Ежедневно прошу
двух-трех детей прокомментировать получившиеся
натюрморты. Это позволяет нам еще долго
вспоминать о каникулах, делиться друг с другом
воспоминаниями, а стенд здорово украшает
кабинет, и полшколы ходит на него любоваться.
У меня есть еще любимый способ проводить первый в
году урок математики для не слишком взрослых
ребят. На листах бумаги ребята записывают числа,
обозначающие день рождения, вес, рост, количество
братьев и сестер, количество этажей в доме –
вопросы подскажет ваша и детская фантазия. Потом
числа можно сложить и узнать число своей судьбы.
Можно вычитать свои числа из чисел соседа –
получится число дружбы, а можно узнать общий вес
или рост класса. Представляете, что получится!
Ребята работают по одному или маленькими
группами над интересующей их статистической
проблемой, а заодно повторяют арифметику без
скуки и лени.
Ошибка – это здорово
С самого первого дня я хочу дать понять ученикам,
что узнать что-либо можно только если активно
участвуешь в процессе. При этом ошибки столь же
важны, сколь и правильные идеи. Но не стану же я
читать лекцию о познании в начале учебного года.
Что ж, тогда сыграем в «20 вопросов». Первый
водящий задумывает предмет, находящийся в
классе, остальные, задавая вопросы, должны
угадать, что было задумано. Вопросы должны быть
такими, чтобы можно было ответить «да» – «нет».
«Этот предмет находится возле окна?» «Он синий?»
Становится очевидно: «нет» дает нам не меньше
информации, чем «да». Ошибка продвигает нас на
пути познания истины. Ты ничего не поймешь, если
будешь просто наблюдать за другими, нужно
активно спрашивать. И еще: никто не может
победить в одиночку, только множество разных
вопросов от людей с разными ассоциациями и
точками зрения приводят к победе. Кто первый
точно назвал загаданное слово, тот и становится
следующим ведущим. Атмосфера сотрудничества и
поддержки сохраняется в классе на весь учебный
год
Разноцветные ладошки
У меня есть идея, как познакомиться с маленькими
детьми. Я готовлю заранее большой лист белой
бумаги и разноцветные краски. Всем ребятам
разрешаю вымазать ладошки в краске и оставить
след на бумаге. Только позаботьтесь заранее,
чтобы была вода для умывания. Потом каждый
подписывает свой отпечаток как умеет. Заодно
можно научиться писать свое имя или «привет». Кто
не умеет писать, пользуется помощью друзей или
учителя. Мы хором читаем все имена. Для некоторых
это первый опыт чтения. А если ребята постарше, я
предлагаю написать на отпечатках «привет» на
разных языках, по-английски, по-турецки, если в
классе есть маленькие турки, по-арабски и так
далее. Мы потом весь год здороваемся друг с
другом по-разному. А красивый узор висит на стене
класса и радует нас своей пестротой.
(Синтия де Леон, Неаполь, Италия).
Конфетный дождь
Я работаю в начальной школе с малышами и поэтому
первый урок делаю сладким. Только заранее
спрашиваю врача и родителей, нет ли у детей
аллергии на сладости. Я покупаю кучу «Скитлз» или
«М&M» и всем входящим предлагаю взять сколько
угодно, только не есть сразу. Потом включаю для
каждого ученика по очереди веселую ритмичную
музыку, и пока она длится, нужно успеть съесть
конфетки, только обязательно сказать что-то про
себя: один факт – одна конфетка. Например: «У меня
три сестры» (конфету в рот), «Летом я купалась в
море» (конфета). Я тоже исполняю свой танец с
конфетами и сообщениями.
А еще можно попросить учеников в первый день
сделать бумажных кукол, одеть их в красивую
одежду при помощи фломастеров и цветной бумаги.
Только лицо куклы я прошу не разукрашивать. Пока
ребята заняты работой, я их фотографирую или
прошу кого-нибудь из родителей сделать это. Потом
мы проявляем фотографии, вырезаем только личики
и наклеиваем их на кукол. Игрушки развешиваем по
классу и любуемся на них весь год.
В первый день может возникнуть проблема
размещения учеников в классе. Чтобы не
рассаживать ребят силой, я заранее готовлю
картинки, режу их пополам (можно взять и яблоки,
будет еще интереснее). Одну половинку кладу на
парту, а вторую вручаю каждому при входе. Надо
самому найти свою парту, отыскать «свою вторую
половинку». Конечно, я сама заранее представляю,
кто где сядет. Но у ребят возникает меньше
протестов, когда к парте их ведет не учитель, а
картинка (тем более яблоко, которое можно и
съесть в утешение).
В начале года крайне важно побыстрее
познакомиться друг с другом, узнать побольше о
привычках, характере. Но ведь мои дети чаще всего
не умеют писать или пишут очень плохо. Тогда я
прошу их нарисовать все, что они любят, можно
клеить фотографии, картинки из журналов. На своем
листе (а я, конечно, тоже выполняю задание) я рисую
книги, море, собаку, наклеиваю фотографии мужа и
сына. Я показываю свою работу и отвечаю на
вопросы, потом то же самое делают дети. Рисунки мы
развешиваем в классе, и в течение нескольких
недель время от времени я прошу разных учеников
рассказать о своих одноклассниках, пользуясь
подсказками на картинках. Кстати, если дети умеют
читать, я приношу на урок вырезанные из разных
журналов слова, фразы, заголовки, рекламные
слоганы. Ребята могут выбрать те, которые им
больше всего подходят, и наклеить на свой листок.
Еще можно поговорить о любимых предметах. Скажем,
я как-то принесла в класс туристические ботинки и
сказала, что, глядя на них, можно многое узнать
про меня, ведь это мои «счастливые» ботинки.
Конечно, посыпались вопросы. А где вы были в этих
ботинках? Почему они счастливые? Наглядевшись на
ботинки, ребята решили принести свои талисманы.
Если бы вы знали, какие трогательные вещи они
показывали: кукла, сшитая еще бабушкой много лет
назад, старый велосипедный звонок, семейная
фотография… Так начинается не только
знакомство, но и дружба
(Бренда Олбрайт, Вашингтон, США).
Послание в будущее
В начале года мы пытаемся «законсервировать»
время. Я прошу учеников написать ответы на
некоторые придуманные мною вопросы («Твоя
любимая книга? Песня?»), просто рассказать о себе
(рост, вес, увлечения), о своих планах на будущее.
Иногда предлагаю взять интервью у соседа и
написать о нем как бы газетную статью. Все работы
я собираю, складываю в папку и запечатываю до
весны. Весной, в конце учебного года, на последнем
занятии мы откроем папку и вместе повеселимся,
вспоминая, какими были год назад, как сильно
изменились и выросли. Вернуться в прошлое
особенно приятно, если осознаешь, что не стоишь
на месте, растешь и совершенствуешься
(Анет Брайт, Новая Зеландия).
Шоколадный поцелуй
С самого начала я обращаю много внимания на
работу в группах, умение сотрудничать, помогать
друг другу. При этом хочется немедленно
приступать к развитию учебных навыков. Поэтому
иногда в первый же день я предлагаю ученикам
довольно сложное задание: разбиться на небольшие
группы и начертить план этажа (если ребята
постарше, то и школы) с указанием места
расположения нашего кабинета. Возникают горячие
споры, приходится даже сбегать посмотреть,
сколько же на самом деле окон в коридоре или в
какую сторону открывается дверь учительской. За
самый точный и подробный план я вручаю приз
победившей команде, но радость и ценный опыт
получают все. А также умение ориентироваться,
чертить, разбираться в планах...
Можно предложить той же группе проверить свою
наблюдательность, умение концентрироваться и
рационально распределять работу. Для этого я
раздаю длинные вопросники, которые надо
заполнить за очень короткое время. Вопросы
примерно такие: сколько в классе цветов,
нарисованных и живых? сколько книг помещается на
полке у окна? какой сок стоит на подоконнике? – и
тому подобное. Стоит ли говорить, каким
напряженным и веселым становится урок.
А в конце можно и поиграть. Встаньте все, у кого
есть домашние животные. Теперь сядьте те, кто
самый младший в семье. Встаньте все, кто утром пил
какао. Я быстро-быстро отдаю приказания. Ребята
вскакивают, садятся. Пусть встанут все ученики 8
класса. Ясное дело, вскочили все. Урок-то в 8
классе. А теперь сядьте те, кого сегодня утром
поцеловали. Кое-кто сел, но многие стоят. Каждому
я даю маленькую конфетку с надписью “поцелуй”
(kiss”s) и говорю: “Нам всем нужны поцелуи”
(Эн Джоли, Йоркшир, Англия).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|