Не юбилей, а праздник,
которому исполнилось 10 лет!
Первый в нашей газетной жизни юбилей
прошел! Пусть слово «юбилей» ассоциируется с
чем-то занудным и обязательным – мы постарались
сделать все, чтобы это был не итог десятилетней
жизни, а настоящий праздник. Никаких
воспоминаний, только вперед! И может быть,
поэтому наш праздник праздновала вся Москва: в
небе над столицей самолетами разгоняли тучи, на
улицах перекрывали движение, по площадям бродили
разноцветные толпы, звучала музыка… Конечно,
первое сентября на сей раз совпало с Днем города,
но разве подобные совпадения случаются просто
так?
А началось все за два дня до первого сентября,
когда открылись VI Соловейчиковские чтения. И они
стали действительно юбилейными, потому что были
посвящены самым важным для нас темам. Мы говорили
о знании и достоинстве, о свободе и
ответственности, о воспитании и доверии, о самых
глубоких проблемах и противоречиях школы.
Дискуссии возникали внезапно, получали
неожиданные повороты. И случалось, выступающий
предупреждал: “Это пришло мне в голову только
что и еще не облеклось в слова, могу нечетко
формулировать!”
Не педагогику сотрудничества, а понимание такой
педагогики предложил обсуждать Александр
Адамский. На реплику из зала: “Сделать бы это
государственной программой!” – ответил: “Как
получим педагогику сотрудничества как
госпрограмму, тут-то она и кончится!”
В диалоге с собравшимися Лена Алексеевна
Никитина спросила:
– Какая у нас главная болезнь века?
– СПИД. Наркомания, – посыпались ответы.
– Нет, – печально сказала Лена Алексеевна. –
Главная болезнь века – одиночество.
На семинаре у Людмилы Долговой “Свобода смысла”
неожиданно речь зашла о совершенно
противоположном, о несвободе учителя, которая
возникла в связи с тем, что в школу пришли уже
совсем другие, “генетически” вольные дети. И
как-то сама собой сорганизовалась беседа о
конфликте свободы и анархии.
А в соседней аудитории Виктор Шаталов грамотно
отработанными речевыми формами, поставленным
певческим голосом, с эффектными интонациями,
говорил: “Не надо думать, что какие-то педагоги
особые, а мы нет. Мы сирые, от администрации
отбоярились, тетрадки проверили, поурочный план
написали, до пенсионной книжки дотянули. Это
неправда, дети мои! Имею право называть вас
детьми”. И дальше, громко и убежденно: “Не
экспериментирующего учителя в природе не
существует! Это лемма – базовая теорема!”
Василий Кольченко прилетел из Америки на
несколько дней в перерыве между двумя курсами
лекций специально для участия в чтениях. Тема
“Личностная педагогика в США” собрала немалую
аудиторию – проблема дистанционного обучения
интересна многим. Тексты лекций – на экране, и ты,
сидя дома, участвуешь в виртуальном семинаре,
задаешь вопросы учителю, сдаешь зачеты. И все же
Кольченко считает, что Интернет не заменит
традиционное образование, общение с педагогом
“глаза в глаза”. А плюс дистанционного обучения
в том, что родитель может помогать ребенку,
прочитав предлагаемый план урока, освежив
собственные школьные знания. Тут же на экране
даются советы учителя по теме, рекомендуемая
литература и пособия.
А если еще на секундочку заглянуть к Долговой,
можно узнать результаты исследования
психологов: “Если ребенку позволить сидеть как
хочет или, к примеру, подпрыгивать, он лучше
проходит тестирование”. И зал подтверждает:
“Правда-правда, дрыгая руками, отвечают лучше!”
Когда перемещаешься по аудиториям, пытаясь
объять необъятное, неизбежно что-то упускаешь,
иногда и важное. Зато западают мелочи, на которые
не обратил бы внимания, присутствуя на полной
лекции.
Что подтверждает Александр Лобок: “Реальное
образование сплетается из нелепостей. Из
неуспешных ситуаций складывается успех!”
А Артем Соловейчик рассказывает свои детские сны
про школу, где англичанка подсказывает
правильный ответ, пока ученик танцует у нее на
столе. К чему бы такой сон? А к тому, что стандарт
может быть и самый умный, и самый лучший, а все
равно найдется хоть один ребенок, который не
будет ему соответствовать!
Два дня, такие насыщенные, такие короткие…
Все мы стремимся на наш всероссийский слет
(Архангельск, Тюмень, Екатеринбург, Иваново,
Краснодарский и Приморский края, Питер, Дальний
Восток), намереваясь получить универсальные
ответы на свои не всегда конкретные вопросы. И
как обычно, понимаем, что такого ответа не бывает.
Потому что педагогика – процесс движущийся. Как
река, которая может пересыхать и разливаться,
устраивать тайные омуты и мели и внезапно для
самой себя менять русло.
А на третий день грянул наш праздник, и он был
таким же непредсказуемым и спонтанным, как
вольная река. Он проходил в самом большом детском
театре, символ которого – старинная «Синяя
птица» Метерлинка – стал в этот вечер и нашим
символом. На освещенной разноцветными огнями
сцене мы вместе с детьми отправилась на поиски
своей «Синей птицы», своей ускользающей мечты, и
взяли с собой в дорогу все школьные предметы –
все газеты Издательского дома «Первое сентября».
Мы не знали в этот вечер, что у нас получится, куда
заведут нас поиски, как не знали этого и десять
лет назад, когда «Первое сентября» только
появилось на свет. В спектакле, который вел Артем
Соловейчик, под вечную музыку и мгновенные
импровизации, под смех и аплодисменты рождалось
не чувство юбилея, не ощущение великих заслуг и
достижений, а настроение праздника. То самое
настроение, которым мы дорожим больше всего на
свете и которое стараемся дарить вам каждый день!
В этот вечер мы чествовали тех, без кого,
наверное, не смогли бы отправиться в дорогу, тех,
без кого невозможен был бы путь к новой школе:
Софью Николаевну Лысенкову, Шалву
Александровича Амонашвили, Виктора Федоровича
Шаталова и всех, чьи подписи стояли в далеком 1986
году под знаменитым переделкинским манифестом
«Педагогика сотрудничества».
Путь длиною в долгие годы… Что мы обрели на этом
пути? Каждый, наверное, ответит по-своему. Тем
более что любой итог – лишь начало новой дороги!
...А когда на город опустились сумерки, наш
праздник словно расплескался по улицам и
площадям Москвы. Над городом взлетали салюты и
фейерверки.
И не хотелось расставаться.
И договаривались о новых встречах.
И строились новые планы.
И начинался новый учебный год.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|