Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
СЕМЕЙНЫЕ ШКОЛЫ

Причины возникновения семейных школ в основном две. Первая – сильный стресс, пережитый взрослыми в период собственного ученичества, «ушибленность» школой, и нежелание подвергать этому стрессу своих растущих детей. Другая тоже вполне понятна – желание дать детям настоящее образование, делающее человека разносторонним, открытым миру, а не «среднее», нигде не приложимое образование из учебников. Портреты школ совсем разные.
Модель первая: школа-дом (обучение родителями собственного ребенка).
Модель вторая: школа-клуб (неофициальное образовательное сообщество нескольких семей и их друзей).
Модель третья, самая восхитительная признанная школа (выдающая аттестаты государственного образца, притом по-прежнему свободная и по-прежнему семейная).

Первая хороша свободой и теплом. Но такие проекты существовали несколько лет, класса до седьмого-восьмого, когда появлялись в поле зрения слишком серьезные науки. Семья перебиралась в город, дети шли в хорошие городские школы, с благодарностью вспоминая предыдущие годы.
Другой вариант уже больше похоже на школу – есть несколько учителей и даже несколько классов. Главная ценность здесь – самовыражение и свобода учителей и учеников, главный принцип – идти за ребенком, отталкиваясь от его интересов. Проблемы ежегодной аттестации учеников решались (и до сих пор решаются, потому что это очень живучая форма семейных школ) при помощи экстерната.
И наконец, феноменальный последний вариант – когда семейная школа окончательно перестает быть подпольной, превращаясь в узаконенное учебное заведение человек на триста учеников, пользующееся популярностью в родном городе и даже за его пределами.
Именно такой путь проделала за одиннадцать лет винницкая семейная школа «АИСТ», известная на Украине, в России, за рубежом. Начавшись с подпольного семейного класса, она выросла в ассоциированную школу ЮНЕСКО, выпускники которой продолжают образование в разных странах. Мы открыли для себя эту школу в девяносто четвертом на Сочинском фестивале авторских школ. “Бывают такие люди, которые настолько любят жизнь, что это их ощущение невольно передается окружающим. Александр Юрьевич и Любовь Константиновна Степаненко – члены попечительского совета школы – именно из этой породы. Они любят жизнь и очень любят детей. Ради своих затеяли школу, а все пришедшие потом стали одной семьей”, – писали мы в девяносто четвертом. В 2001-м отпраздновали на страницах газеты десятилетний юбилей “АИСТа”. Сами учителя даже написали по случаю своеобразные мемуары, сохранив в них дух и смысл своего образа жизни, украсив текст подлинными документами о педагогической жизни девяностых годов. Писали вместе, как все, что они делают. И нам кажется, что, опубликовав сегодня ее историю, мы расскажем тем самым историю всего семейного педагогического движения – совершенно особенной главы в энциклопедии альтернативной российской педагогики.

Елена ЛИТВЯК,
Перевод с украинского:
Нина СТЕПАНЕНКО,
выпускница школы «АИСТ» 1997 года

История школы «АИСТ»

События

1990–1993

Август 1990 года – первое упоминание в приказах управления образования г.Винницы о школе «АИСТ», одной из первых негосударственных школ бывшего СССР.
Главные принципы новой школы: свобода, гуманность, природо- и целесообразность, индивидуализация.
Цель школы: создание условий для полной самореализации каждого ребенка и взрослого.
Педагогическое кредо школы:
– “Вначале люби – потом учи” (Я.А.Коменский).
– Принимай ребенка таким, какой он есть.
– Признавай право ребенка на ошибку.
– Помогай ребенку действовать самостоятельно.
– Познавай себя и совершенствуйся.
Основные педагогические средства: семейная атмосфера школы, творчество, искусство, активная деятельность, добро и красота, спорт.

В начале августа учителя и первые ученики школы отправились на фестиваль «Новая школа» в Крым. Это был первый фестиваль, где рядом работали, общались, обсуждая свое понимание мира детства, учителя со всего света (Нидерланды, Польша, Великобритания, Германия, США, Бельгия, Франция, Румыния, Болгария, Россия, Украина). «АИСТы» были среди своих, и уверенность в собственных силах и правильности выбранного пути возрастала.

Татьяна Языкова, член попечительского совета и один из учредителей школы “АИСТ” (из интервью для газеты “Первое сентября”, май 2001 года): “Не было никакого страха, а огромная надежда и радость. Мы были совершенно счастливы, но второй раз пройти по этой дороге было бы невозможно, конечно. Постепенно мы обрастали учителями. Мы-то думали, что как-то их набираем, отбираем, а оказывается, мы просто встречались. Никаких тестирований и испытательных сроков, человек, приходящий к нам, сразу самоопределялся, его это школа или нет. Мы понимали: чем больше интересных, светлых людей внесут в нашу школу свою энергию и любовь, тем ярче будет жизнь наших детей”.

Из приказа об открытии школы: “На основе прошения отдела народного образования Винницкого горисполкома от 24.08.1990 года № 01-02-309 разрешить открыть в порядке эксперимента частный первый класс семейного типа с 1 сентября 1990 года”.

Приезд Шалвы Амонашвили на конференцию в Винницкий педагогический институт. Перед конференцией он посетил школу, посмотрел спектакль на английском языке, который ставили первоклассники, накинул пальто, собираясь уходить, как вдруг одна девочка спросила: «А как по-грузински будет „мама”?» Он остановился в дверях, и кто-то из детей продолжил: „Может, вы бы провели урок грузинского?” Амонашвили решительно снял пальто и начал урок грузинского языка. А на прощание сказал: „Вы все правильно делаете, у вас все получится”.

Из обращения Шалвы Амонашвили к главе Винницкого горкома: “По поручению АПН СССР я внимательно ознакомился с подходами к созданию в вашем городе семейной школы “АИСТ”. Посетив уроки, пообщавшись с родителями, детьми, учеными Винницкого пединститута, я глубоко убедился в главном – требуется максимум усилий и внимания, чтобы начатая жизнедеятельность семейной школы получила от Вас глубокую поддержку” (18 апреля 1991 года).

Из статьи киевской газеты “Перемена” №48 от 25 декабря 1991 года: «Теперь в „АИСТе” уже целых пять классов. То, что преподают папы и мамы и еще несколько их близких друзей, похоже, детей совсем не смущает. Ни журналов, ни дневников не существует. Каждый сам знает, на что он способен. А вот домашние задания есть. Поэтому по вечерам семейная школа разбивается на несколько „школ” по домам”.


Школа победила в конкурсе проектов, организованном Ассоциацией инновационных школ и центров. Победители конкурса были приглашены на презентацию на Международную научно-практическую конференцию в Подмосковье.

Из обращения к участникам конференции: “Мы не делаем невероятных заявлений, а просто предполагаем, что маленькие дети наделены способностью научиться чему угодно. Взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать масляными красками, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем нечасто) и предоставляли в их распоряжение все то, чему бы мы хотели их научить.
Нетрудно себе представить, каким бы стал мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и забавами, а поощрялось и развивалось”.

Первые проблемы

Как объединить свободу и хорошее образование?

Ребенок часто выдает гениальные идеи, но они почему-то не приходят ему в голову, если учитель требует от класса образцового поведения. Поэтому мы поставили себе цель сохранить мир, в котором ребенок развивается свободно в соответствии со своей природой. Но, как оказалось, тяжело смириться с тем, что рядом с распустившимися розами оказывается бутон, который почему-то долго не развивается!

Что делать, когда негде учиться?

Однажды посреди зимы наши парты были выставлены на улицу. Как следствие – началось бесконечное хождение по райкомам, горкомам и обкомам компартии. Мы искали крышу.
Нам могут не поверить, но городское управление образования во главе с Галиной Николаевной Вергелес пошло навстречу. Этот факт вызвал удивление и даже зависть на педагогических конференциях и семинарах у наших коллег. Следующие полгода школа перелетала из «гнезда» в «гнездо»: Дом учителя, клуб туристов “Меркурий”, станция юных натуралистов, спорткомплекс “Космос”, Политехнический институт.

Процедуры регистрации частной школы просто не существовало...

Закон, разрешавший открытие частных школ, только что вышел, и никто не знал, что с этим законом делать: процедуры регистрации частной школы просто не существовало. Единственный прецедент произошел в Томске, где городской совет взял на себя смелость самостоятельно принять решение о регистрации частной школы.
Только в 1995 году школа получила настоящую лицензию, согласно которой „Семейной общеобразовательной школе 1–3 ступеней „АИСТ” дается право на осуществление деятельности, связанной с предоставлением услуг для получения общего среднего образования, уровня начального, неполного и полного среднего образования”.

Находки

Жизнь придумывалась на ходу. Разделили учебный год по принципу «6 рабочих недель + 1 зачетная + 1 неделя каникул» (вышло 5 квинт, в которых равномерно распределена учебная нагрузка.
Составили первые зачетные книжки для каждого ученика.
В учебном плане – уроки английского языка, истории культуры, компьютерного творчества, логических игр и задач, хореографии, плавания, актерского мастерства, психологические тренинги.
Каждую неделю все взрослые собирались на общий разговор – педагогическую коллегию, а каждый месяц учителя вместе с родителями проводили научно-практический семинар «Мы строим школу».
Появились первые уроки духовного пения, которые позже стали традиционными. Через шесть лет Маргарита Федоровна Головина (школа самоопределения, Москва) нам призналась: “Я вам завидую, потому что ваша школа – это школа одного общего дыхания, вы можете петь вместе”.

События

1993–1995

Появление стартовой школы. Главной причиной ее возникновения были беспризорные учительские дети – их родители отдавали все свое время школе. Эта стартовая школа не могла быть традиционной по простой причине: дети были разного возраста, поэтому и методика должна была удовлетворять всех – от трех до шести. За год до этого в наш город приехала Элизабет Ван Сантен (Нидерланды) – консультант школ Монтессори. После визита Элизабет школа серьезно взялась изучать педагогическую систему Марии Монтессори, и стартовая школа с самого начала работала в монтессорианском духе.

Грант научного фонда Эдвардса (США) позволил школе принять участие в Международном фестивале „Авторская школа” (г. Сочи).
С фестиваля “АИСТ” привез лавры лауреата, отправившись в Сочи с 35 детьми, учителями и родителями и полным набором для проживания в палаточном городке. Фестиваль подарил школе много новых друзей – мы подружились с Александром Тубельским, Александром Адамским, школой “Ключ” (Москва), Симоном Соловейчиком. На фестивале “АИСТ” организовал “Английский клуб”, где любой гость мог выучить английские и американские песни и даже выиграть приз – шоколадное яйцо, писанку или колокольчик.

Из статьи о фестивале “Авторская школа” в газете “Первое сентября” (№ 80, 25 августа 1994 года): “Сейчас школа, организованная ради своих собственных детей или даже для одного-единственного ребенка, перестает быть редкостью. Как правило, когда создают школу, чтобы было хорошо одному ребенку, остальные дети, которые рано или поздно придут туда, тоже будут чувствовать себя там комфортно.
На сочинском фестивале гостила семейная школа из Винницы – “АИСТ”. Организаторы фестиваля и украинское отделение Фонда Л.Сороса смогли пригласить десять человек. Аистята подумали-подумали, зафрахтовали автобус и приехали чуть ли не всей школой. На всякий случай взяли палатки, консервы – лучше жить в трудных походных условиях, чем обделить кого-то из ребятишек...“


Фестиваль в очередной раз подтвердил, что настоящая школа может держаться только на команде учителей, родителей и детей, которые изо дня в день, из года в год создают не модель, а реальную живую школу для реальных живых детей.

Фестиваль новых школ в г. Ижевске (Россия) в мае 1995 года, на котором произошла встреча со старыми друзьями и знакомство (в будущем плодотворное) с новыми: “Йена-план школой” (Нидерланды), “Sity and country” (США, Нью-Йорк), педагогом Александром Лобком., Киношколой (Москва).
Новый подарок судьбы – еще одна почти случайная встреча коллектива школы с академиком С.У.Гончаренко, которая положила начало дальнейшему плодотворному сотрудничеству с АПН Украины.

Новая проблема: как построить подростковую школу?

Школа росла, увеличилось количество семей, пришедших с надеждой избавить детей от проблем, которые возникли в традиционной школе. Школа стала как бы центром психологической реабилитации подростков. С другой стороны, возникла необходимосить в периодических психологических консультациях для родителей, которым тяжело адекватно воспринимать своего “некомфортного” ребенка и конструктивно общаться с ним.

Находки

Первые погружения и попытки создания интегрированного курса „История + литература + язык + изобразительное искусство + труд”.
«АИСТы» интенсивно изучают культуру родного края – почти вся школа путешествует по Украине. Кроме этого, происходят встречи с винницкими поэтами, бардами, музыкантами.
Первые благотворительные рождественские гастроли в больницах, детсадах, доме престарелых и по квартирам учителей позволили детям и взрослым убедиться в ценности такой черты характера, как умение дарить другим радость.

События

1995–1998

Переезд в новое помещение, в котором и живем до сих пор.
Празднование первого юбилея и проведение первого семинара директоров школ города в наших стенах. Нам наконец удалось разрушить стереотипы, которые мешали учителям обычных образовательных заведений увидеть и понять главную цель – создание школы, дружественной ребенку.
Участие во Всеукраинской научно-практической конференции „Украинская система образования” в Полтаве. Это был еще один шаг к налаживанию отношений с Академией педагогических наук Украины. С этого времени „АИСТ” начинают рассматривать как экспериментальную площадку академии.

В «АИСТе» уже 200 учеников от трех до семнадцати лет.
Мы участвуем в Международной конференции демократических школ IDEC (100 участников из 8 стран мира) и в Международной конференции маленьких школ (г. Лаппенранта, Финляндия). Именно там было положено начало дружбе и плодотворной совместной деятельности с семьей Л.В.Виноградова, автора чрезвычайно интересной и эффективной методики „Элементарного музицирования”, с представителями московской школы „Ковчег”, в которой обучаются как полностью здоровые дети, так и те, у которых есть серьезные физические недостатки, проблемы умственного развития.

Проблемы

Как не скатиться к авторитарности?

Новое помещение дало возможность нашим классам количественно разрастись, и появилась угроза перейти на традиционный стиль преподавания с учителем-лектором и учениками-слушателями. Идея создания школы нового типа начала требовать детальной разработки нового методического инструментария. Так начался длинный путь поисков 14 учителей, которые написали уже больше 100 пособий и методичек.

Территориальная замкнутость среднего звена школы оказалась, как показал опыт, разрушительной для детей 10–14 лет, они попали в ситуацию ограниченности круга общения с детьми другого возраста, среди них заметно усилились негативные отношения.

Опять нет денег...

Школа осталась без бюджетного финансирования. Пришлось поднимать плату за обучение, что вызвало целый ряд проблем, которые мы сразу же ощутили, – серьезно поменялся контингент учеников – от нас стали уходить хорошие семьи со средним достатком, а с новыми семьями пришлось начинать все сначала. Наплыв детей из традиционных школ с традиционными школьными привычками поставил под угрозу сохранение семейной атмосферы взаимопонимания и взаимного доверия.

Находки

Первая попытка (правда, не доведенная до конца) ввести систему мастерских, и лишь в 1997/98 учебном году эта идея была воплощена в жизнь. Сегодня работают мастерские керамики, журналистики, дебатов, французского театра, игрушки, кулинарии, школы выживания, элементарного музицирования и изобразительного искусства...
В старших классах началось профильное обучение. Для нашей школы эта система оказалась весьма громоздкой и потому трансформировалась в индивидуальные формы работы – каждый из учеников сам определяет предметы, а школа обеспечивает ему за счет уплотнения учебной программы на протяжении года дополнительные профильные занятия в окошках последней квинты.
Первый зимний туристический выезд в Карпаты. Мы лишний раз убедились, как важно поддерживать туристический цикл, который раньше состоял из летних походов – пешеходных, водных и спелеологических. Для нас походы стали продолжением учебного процесса, когда открылась возможность увидеть ребенка в нестандартной ситуации, а для школьников – возможность открыть с новых сторон себя, своих друзей и свою семью, которая часто шла вместе с нами.

События

1999–2000

Дата 3 сентября (1999 г.) стала новой точкой отсчета для нашей школы. “АИСТ” становится 33 учебным учреждением на Украине и первым (пока что единственным) в Винницкой области со статусом ассоциированной школы ЮНЕСКО.
Участие в III Международной выставке “Современное образование-2000”. Наш стенд отличался от остальных отсутствием компьютерных спецэффектов, но привлекал внимание всех присутствующих домашним теплом и яркими детскими работами, которые были отмечены особым дипломом.

Находки

Участие в международных проектах, которые дали нашим ученикам возможность языковой практики и знакомства с культурой разных стран.
Расширение мастерских (их количество с восьми вырастает до тринадцати, а через два года осуществилось то, о чем давно мечтали – дети стали организовывать собственные мастерские!). Уверенность в том, что творческие мастерские в условиях свободного выбора способствуют воплощению концепции личностно-ориентированного подхода, возрастает.

Проблемы

И опять финансовые трудности...

Обнаружилось явное несоответствие темпов дидактического и методического роста материально-техническому и финансовому обеспечению. Не хватает денег для надлежащего оборудования мастерских. Ощутимее становится нехватка компьютерного класса, как следствие – некоторые наши ученики уходят из школы. Высокая цена на коммунальные услуги заставляет нас построить собственную котельную и переоборудовать всю систему теплообеспечения в школе, что в очередной раз прорвало еле залатанную дыру в финансовом бюджете.

События

2001

Школа прожила 10 лет (наконец пройден полный школьный цикл – от 1 до 11 класса), поэтому пришло время переосмыслений, подведения итогов и определения новых рубежей. Именно это стало главным предметом разговора на итоговой юбилейной конференции, которая проходила 9–10 января 2001 года с участием всех наших самых лучших друзей, коллег, журналистов (зарегистрированных – 237 человек...).
Мы пытались показать как можно больше находок, собранных за все время существования
школы:
1. Особенности обучения детей с трех лет до третьего класса («с трех до трех»):
– система Монтессори в стартовой школе;
– развивающее обучение в подготовительных классах;
– система погружений в начальной школе.
К слову сказать, самым активным участником был ученый секретарь АПН Украины М.С.Вашу-
ленко.
2. Как построить школу, дружественную ребенку (работа учительской команды, оценивание успехов ребенка, школа и жизнь, структура учебного года).
3. Демократические школы IDEC (презентация демократических школ и ассоциированных школ ЮНЕСКО, обмен опытом, сборы).
4. Творческие мастерские для взрослых.
Подарком для всех ребят, которые помогали проводить конференцию, стала поездка в Киев с посещением музеев, Киевской лавры и представительства ЮНИСЕФ.
Вторым исключительным событием этого года стало официальное подтверждение школы Академией педагогических наук как экспериментальной площадки.

Проблемы

Ожидание аттестации хуже самой аттестации!

Нам же пришлось растянуть это удовольствие на 14 месяцев!!! У всех начало создаваться впечатление, что мы одолеваем марафонскую дистанцию с препятствиями. Как оказалось, в творческом процессе руки часто не доходили до оформления всей необходимой документации. Единственное, что нас согревало, – это мысль о том, что наша следующая аттестация попадет на следующий юбилей.
Волнение в ожидании аттестации передалось детям, они поняли наше состояние и всячески пытались поддержать взрослых (это было одним из самых приятных результатов аттестации).

Можно ли купить друга?

Изменение социального состава учеников, появление в школе детей из очень обеспеченных семей, которые умели общаться только с компьютером и охранником, добавило новых проблем. Они не производили впечатления счастливых детей. Сперва пытались купить дружбу ровесников роскошными игрушками и сладостями, однако, наоборот, оказывались в психологическом вакууме. Если такой ребенок удерживался в школе, проходило немало времени, пока он начинал понимать, почему скромно одетые дети с чувством абсолютного счастья гоняют по площадке старый футбольный мяч, запросто вместе с родителями (!) и учителями (!!) играют в спектаклях и ходят в походы.

P.S. Прошло 11 лет, а проблема осталась открытой: кому нужно именно такое образование?
Известный телеведущий Владимир Познер как-то сказал, что он знает только одну школу, где умеют объединять свободу и хорошее образование. Это уникальная школа “City and Country” в США.
Мы встречались с преподавателями “City and Country” на фестивале “Авторская школа” в Ижевске. Они гордятся своей системой, которая предусматривает проживание ребенка год за годом в разных социальных обстоятельствах.
А что за эти годы появилось у нас? Хорошо разработанная, подтвержденная опытом идея радостного, разумного, творческого, здорового проживания школьных лет учеником и его семьей. Команда ярких, одаренных учителей, профессиональность, плодотворность работы которых проверена годами. Крепкие дружественные, профессиональные и творческие связи с школами мира, что окрыляет, эмоционально обогащает, расширяет информационные горизонты и дает возможность проводить собственные семинары и конференции для учителей области. Много это или мало? Нам хочется большего. И мы продолжаем движение по однажды выбранному пути.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru