Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

1985 год. В школу на Сиреневом бульваре – окраина Москвы, спальный район – приходит новый директор.
Из протокола педагогического совета от 25 августа 1985 года: «У А.Н.Тубельского три главных педагогических принципа, которые он предлагает положить в основу деятельности школы в этом учебном году.
Это общественно-полезная направленность как стержень всей деятельности коллектива.
Это взаимодействие старших и младших, формирование опыта совместной работы.
И наконец, это сотрудничество учителей и детей, полное равноправие между ними, взаимное обучение, совместный рост».

Десять лет назад, в двух осенних номерах 1992 года, наша газета напечатала статью Александра Наумовича «Право в косую линейку». Речь в ней шла о сохранении и развитии чувства достоинства в наших детях. Что делать директору, который хочет строить свою школу на фундаменте демократии? Как ни странно, советов оказалось всего четыре.
Совет первый. «Пусть ребята участвуют в создании правил школьной жизни».
Совет второй. «Делайте так, чтобы предметы вертелись вокруг человека, а не вокруг основ наук».
Совет третий. «Отмените контроль и руководство, замените их управлением».
Совет четвертый. «Дух школы во многом создается чувством равенства с ребенком, но я не знаю, можно ли взрослому человеку воспитать это чувство равенства в себе».
Прошло 10 лет. Перед нами вновь обсуждение пространства достоинства учеников и учителей в размышлениях директора.

Искра ТАНДИТ

Открытие по ходу урока

Что только о ней не говорят: и знаний-то она не дает, ничему не учит, только играют, и детям все дозволено, и учителя какие-то особенные. Но, пожалуй, самое несправедливое: «Особенная школа, опыт ее невозможно применять в обычной школе, это же школа Тубельского».
50 лет я проработала в школе учителем, завучем, директором, методистом по русскому языку и литературе в ИУУ РСФСР. Последние 12 лет работаю в школе самоопределения, в школе Тубельского. Я обычный учитель, воспитанный тоталитарным режимом, учили нас 4 года, начинала в мужской школе, пережила систему образовательных стандартов. Помню себя всегда с толстой тетрадью, в которую записывался ход уроков и их анализ для беседы с учителем. Сейчас отношусь к этому с иронией: нельзя сильнее унизить учителя, внушить ему его несостоятельность, отнять свободу в педагогическом и методическом творчестве, навязывая ему чужие позиции.
А изменил мое отношение урок молодой учительницы в Иванове. Она знакомила учеников 11 класса со стихами В.Маяковского «Во весь голос». На уроке происходило что-то необычное: все хотели говорить о своем восприятии стихов и образов Маяковского, о собственных ассоциациях. Учительница, маленькая женщина в огромных очках, внимательно слушала, не высказывая собственных суждений. Только улыбкой, удивлением, вопросом выражала собственное отношение к высказываниям, все время возвращая их к тексту поэта. Прошло много лет, затерялась тетрадь с записью этого урока, забылось имя учительницы, но не забывается, не забывается ее облик внимательного, умного, свободного человека, работающего без давления, с огромным уважением к каждому ученику. Не забылось ощущение свободы и любви, которым дышал воздух в классе.
Во время анализа урока...
– По какому плану вы работали?
– Мой план – текст вступления к поэме «Во весь голос».
– ???
– Ваша цель?
– Развитие самостоятельного восприятия, самостоятельного мышления каждого, почти каждого ученика. Это невозможно планировать, я не могу предположить, с какими мыслями ребят я столкнусь. Необходимо реагировать быстро и убедительно.
– Убеждать в правильности вашей точки зрения?
– Я не знаю, что правильно, что неправильно: каждый воспринимает по-своему. Главное – чувство образа, понимание мысли автора.
Учительница начинала сердиться, ей казалось: то, что она говорит, так очевидно.
– Мне интересно так работать, и я буду работать так.
Спасибо этой девочке. Она невольно убедила меня бросить административную работу, вернуться в школу только учителем литературы, попробовать так же свободно думать вместе с ребятами, проживая художественный мир автора и реакцию на него молодежи. Это можно и нужно делать в любой школе, если мы заинтересованы в развитии личности учеников.
М.Шолохов «Поднятая целина». Вопрос ученика: Почему такое антисоветское произведение могло быть напечатано при Сталине? – Мое удивление. Я же помню: «Подвиг коммунистов в романе «Поднятая целина». Прошу обосновать суть вопроса – «антисоветское» произведение.
– Давыдов работает среди казаков, которых он не знает, не понимает, не любит, наконец. Волочится за женой своего «друга» Нагульного.
– Нагульный контужен, Шолохов описывает, как тускнеют его глаза, как он теряет самообладание, как падает в обморок. Разметнов с портфельчиком прячется от бабьего бунта в сарай к козлу деда Щукаря.
А партийное собрание в конце произведения – сплошная пустая болтовня, пустая трата времени. А гибель? Зачем надо было идти втроем, когда знали, что там враги. Реален образ грозы, надвигающейся на Гремячий лог.
После этого высказывания ученика «Подвиг коммунистов» в сочинении не получится, скорее «Размышления о деятельности коммунистов в романе»... И исследование текста.
Слушаться старших, учителей, ученых; слушаться – как мы привыкли к этому слову. Но слушаться – значит слушать свой внутренний голос, знать себя, понимать и совершенствовать себя, руководствоваться во всем собственной совестью – вот основа личностного самоопределения, школы самоопределения Тубельского.
Разве это не должно быть главным в любой школе и в жизни?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru