Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

1985 год. В школу на Сиреневом бульваре – окраина Москвы, спальный район – приходит новый директор.
Из протокола педагогического совета от 25 августа 1985 года: «У А.Н.Тубельского три главных педагогических принципа, которые он предлагает положить в основу деятельности школы в этом учебном году.
Это общественно-полезная направленность как стержень всей деятельности коллектива.
Это взаимодействие старших и младших, формирование опыта совместной работы.
И наконец, это сотрудничество учителей и детей, полное равноправие между ними, взаимное обучение, совместный рост».

Десять лет назад, в двух осенних номерах 1992 года, наша газета напечатала статью Александра Наумовича «Право в косую линейку». Речь в ней шла о сохранении и развитии чувства достоинства в наших детях. Что делать директору, который хочет строить свою школу на фундаменте демократии? Как ни странно, советов оказалось всего четыре.
Совет первый. «Пусть ребята участвуют в создании правил школьной жизни».
Совет второй. «Делайте так, чтобы предметы вертелись вокруг человека, а не вокруг основ наук».
Совет третий. «Отмените контроль и руководство, замените их управлением».
Совет четвертый. «Дух школы во многом создается чувством равенства с ребенком, но я не знаю, можно ли взрослому человеку воспитать это чувство равенства в себе».
Прошло 10 лет. Перед нами вновь обсуждение пространства достоинства учеников и учителей в размышлениях директора.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Портрет школы Тубельского

Душой школы, безусловно, являются ее учителя. Вижу, как после этих слов Александр Наумович начинает возмущаться: у нас, мол, на первом месте всегда дети! Но дети приходят и уходят. А учителя встречают их, выпускников и новичков, изо дня в день. И душа школы продолжает жить.
Вот мимо пробегают странные люди, завернутые в простыни. Это учителя из “исторического эксперимента”. Правда, они не любят, когда их так называют: в каждом из “экспериментов” есть свои тонкости, например, “Проживание исторических эпох” или... Для меня эти проекты остались экспериментом Мары, или экспериментом Зои Николаевны, или экспериментом Шавард. Правда, красиво звучит: школа по имени директора, а проекты в ней – по именам их руководителей.
А вот странный разговор в холле первого этажа на так называемых лавочках – месте, специально оборудованном, чтобы там можно было спокойно тусоваться ребятам в свободное от уроков время. Учитель: “Ты почему не на занятиях?” Ученик: “Сегодня нет интересных для меня студий, поэтому я никуда не пойду.” Учитель удовлетворенно кивает и уходит. Он, конечно, из “Парка открытых студий” – свободной образовательной структуры внутри свободной русской школы.
Тут вприпрыжку сбегает по лестнице спортивного типа молодая женщина. В руках – блокнот, взгляд цепкий, от такого не убежишь. Это руководитель кафедры физической культуры (не дай бог кому-нибудь сказать, а тем более написать “физ-ры”!) перебегает из спортивного зала в тренажерный, в подвал. За ней – несколько девчонок в облегающих шортиках: делают вид, что им так же легко и просто передвигаться со скоростью метеорита.
Вот с шумом и гамом выкатываются ребятишки с тетрадками и собираются куда-то на улицу, точнее, на выезд в город. Рядом с ними взволнованные учителя, безуспешно пытающиеся их утихомирить. Но тут чей-то строгий командный голос быстро приводит детей в чувство. Это конечно же естественно-научный эксперимент едет на практику.
В коридоре можно встретить учителей с гитарой, со скрипкой, с баяном, с подносом изделий из керамики или просто перепачканных в красках подозрительных личностей, преспокойно идущих по своим делам. Рядом проходят учителя с огромными сумками, из которых заманчиво пахнет пловом или другими вкусностями, с коллекцией слонов, с кремом для массажа, иногда даже просто с мелом (но это случается не часто – мел обычно приносят дети).
Учителя буквально врываются каждое утро в школу и начинают там жить. Не учить, а именно жить: оформлять и украшать, организовывать конкурсы и участвовать в них, изобретать вместе с детьми школьные законы и проводить исследования, писать рассказы и сценарии спектаклей, учиться математике, иностранным языкам, физике, биологии... Всех радостей и горестей такой жизни не упомнишь, но она всегда на пределе сил, с верой в счастливое окончание самого безнадежного дела. Сначала я думала, что попала в рай: столько интересных, интеллигентных, счастливых людей там окружило меня. Потом думала, что это ад, так как постоянно казалось, что еще кто-нибудь что-нибудь придумает, и гори все синим пламенем – не смогу, не успею.
В школе учатся разные дети. Если их и отбирали, то по критериям “наоборот”: тех, кого повыгоняли из других школ, там берут в первую очередь. Ведь это экспериментальная школа, а значит, нужно доказывать свою жизнеспособность именно со сложными ребятами, а не с теми, кто и без любой школы сможет выучиться сам.
Особая категория учеников, в которой со временем побывает каждый ребенок, это дежурные по школе. Дежурят по целому дню, с отрывом от производства: во время уроков подметают школу, так как все вместе решили, что это лучше, чем требовать со всех сменную обувь. К дежурным на переменах сползаются все друзья: поболтать, рассказать и расспросить о новостях. Иногда при этом появляется гитара (на худой конец – магнитофон), иногда – тетрадки и учебники.

Однако часто дети “Школы самоопределения” обижаются на учителей за то, что с них мало требуют знаний. Таков парадокс: человеку всегда чего-то не хватает. Говорят, что им в школе хорошо и интересно, что они любят в ней учиться, но вот если бы с них и спрашивали побольше...

Здание построено по типовому проекту, но каждый входящий сразу замечает, как любовно там все оформлено: на стенах, а иногда и на потолке, множество детских рисунков, портретов, поздравлений с днем рождения. В стеклянном переходе вас встретят экспозиции фоторепортажей о последних школьных событиях. Но самое главное – улыбка, которой светится школа. Она не всегда заметна за суетой, детскими потасовками, постоянной нехваткой времени, спорами. Но она есть, витает в воздухе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru