БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
1985 год. В школу на Сиреневом бульваре –
окраина Москвы, спальный район – приходит новый
директор.
Из протокола педагогического совета от 25 августа
1985 года: «У А.Н.Тубельского три главных
педагогических принципа, которые он предлагает
положить в основу деятельности школы в этом
учебном году.
Это общественно-полезная направленность как
стержень всей деятельности коллектива.
Это взаимодействие старших и младших,
формирование опыта совместной работы.
И наконец, это сотрудничество учителей и детей,
полное равноправие между ними, взаимное
обучение, совместный рост».
Десять лет назад, в двух осенних номерах 1992 года,
наша газета напечатала статью Александра
Наумовича «Право в косую линейку». Речь в ней шла
о сохранении и развитии чувства достоинства в
наших детях. Что делать директору, который хочет
строить свою школу на фундаменте демократии? Как
ни странно, советов оказалось всего четыре.
Совет первый. «Пусть ребята участвуют в создании
правил школьной жизни».
Совет второй. «Делайте так, чтобы предметы
вертелись вокруг человека, а не вокруг основ
наук».
Совет третий. «Отмените контроль и руководство,
замените их управлением».
Совет четвертый. «Дух школы во многом создается
чувством равенства с ребенком, но я не знаю, можно
ли взрослому человеку воспитать это чувство
равенства в себе».
Прошло 10 лет. Перед нами вновь обсуждение
пространства достоинства учеников и учителей в
размышлениях директора.
Портрет школы Тубельского
Душой школы, безусловно, являются ее
учителя. Вижу, как после этих слов Александр
Наумович начинает возмущаться: у нас, мол, на
первом месте всегда дети! Но дети приходят и
уходят. А учителя встречают их, выпускников и
новичков, изо дня в день. И душа школы продолжает
жить.
Вот мимо пробегают странные люди, завернутые в
простыни. Это учителя из “исторического
эксперимента”. Правда, они не любят, когда их так
называют: в каждом из “экспериментов” есть свои
тонкости, например, “Проживание исторических
эпох” или... Для меня эти проекты остались
экспериментом Мары, или экспериментом Зои
Николаевны, или экспериментом Шавард. Правда,
красиво звучит: школа по имени директора, а
проекты в ней – по именам их руководителей.
А вот странный разговор в холле первого этажа на
так называемых лавочках – месте, специально
оборудованном, чтобы там можно было спокойно
тусоваться ребятам в свободное от уроков время.
Учитель: “Ты почему не на занятиях?” Ученик:
“Сегодня нет интересных для меня студий, поэтому
я никуда не пойду.” Учитель удовлетворенно
кивает и уходит. Он, конечно, из “Парка открытых
студий” – свободной образовательной структуры
внутри свободной русской школы.
Тут вприпрыжку сбегает по лестнице спортивного
типа молодая женщина. В руках – блокнот, взгляд
цепкий, от такого не убежишь. Это руководитель
кафедры физической культуры (не дай бог
кому-нибудь сказать, а тем более написать
“физ-ры”!) перебегает из спортивного зала в
тренажерный, в подвал. За ней – несколько
девчонок в облегающих шортиках: делают вид, что
им так же легко и просто передвигаться со
скоростью метеорита.
Вот с шумом и гамом выкатываются ребятишки с
тетрадками и собираются куда-то на улицу, точнее,
на выезд в город. Рядом с ними взволнованные
учителя, безуспешно пытающиеся их утихомирить.
Но тут чей-то строгий командный голос быстро
приводит детей в чувство. Это конечно же
естественно-научный эксперимент едет на
практику.
В коридоре можно встретить учителей с гитарой, со
скрипкой, с баяном, с подносом изделий из
керамики или просто перепачканных в красках
подозрительных личностей, преспокойно идущих по
своим делам. Рядом проходят учителя с огромными
сумками, из которых заманчиво пахнет пловом или
другими вкусностями, с коллекцией слонов, с
кремом для массажа, иногда даже просто с мелом (но
это случается не часто – мел обычно приносят
дети).
Учителя буквально врываются каждое утро в школу
и начинают там жить. Не учить, а именно жить:
оформлять и украшать, организовывать конкурсы и
участвовать в них, изобретать вместе с детьми
школьные законы и проводить исследования, писать
рассказы и сценарии спектаклей, учиться
математике, иностранным языкам, физике,
биологии... Всех радостей и горестей такой жизни
не упомнишь, но она всегда на пределе сил, с верой
в счастливое окончание самого безнадежного дела.
Сначала я думала, что попала в рай: столько
интересных, интеллигентных, счастливых людей там
окружило меня. Потом думала, что это ад, так как
постоянно казалось, что еще кто-нибудь что-нибудь
придумает, и гори все синим пламенем – не смогу,
не успею.
В школе учатся разные дети. Если их и отбирали, то
по критериям “наоборот”: тех, кого повыгоняли из
других школ, там берут в первую очередь. Ведь это
экспериментальная школа, а значит, нужно
доказывать свою жизнеспособность именно со
сложными ребятами, а не с теми, кто и без любой
школы сможет выучиться сам.
Особая категория учеников, в которой со временем
побывает каждый ребенок, это дежурные по школе.
Дежурят по целому дню, с отрывом от производства:
во время уроков подметают школу, так как все
вместе решили, что это лучше, чем требовать со
всех сменную обувь. К дежурным на переменах
сползаются все друзья: поболтать, рассказать и
расспросить о новостях. Иногда при этом
появляется гитара (на худой конец – магнитофон),
иногда – тетрадки и учебники.
Однако часто дети “Школы самоопределения”
обижаются на учителей за то, что с них мало
требуют знаний. Таков парадокс: человеку всегда
чего-то не хватает. Говорят, что им в школе хорошо
и интересно, что они любят в ней учиться, но вот
если бы с них и спрашивали побольше...
Здание построено по типовому проекту, но каждый
входящий сразу замечает, как любовно там все
оформлено: на стенах, а иногда и на потолке,
множество детских рисунков, портретов,
поздравлений с днем рождения. В стеклянном
переходе вас встретят экспозиции фоторепортажей
о последних школьных событиях. Но самое главное
– улыбка, которой светится школа. Она не всегда
заметна за суетой, детскими потасовками,
постоянной нехваткой времени, спорами. Но она
есть, витает в воздухе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|