Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

1985 год. В школу на Сиреневом бульваре – окраина Москвы, спальный район – приходит новый директор.
Из протокола педагогического совета от 25 августа 1985 года: «У А.Н.Тубельского три главных педагогических принципа, которые он предлагает положить в основу деятельности школы в этом учебном году.
Это общественно-полезная направленность как стержень всей деятельности коллектива.
Это взаимодействие старших и младших, формирование опыта совместной работы.
И наконец, это сотрудничество учителей и детей, полное равноправие между ними, взаимное обучение, совместный рост».

Десять лет назад, в двух осенних номерах 1992 года, наша газета напечатала статью Александра Наумовича «Право в косую линейку». Речь в ней шла о сохранении и развитии чувства достоинства в наших детях. Что делать директору, который хочет строить свою школу на фундаменте демократии? Как ни странно, советов оказалось всего четыре.
Совет первый. «Пусть ребята участвуют в создании правил школьной жизни».
Совет второй. «Делайте так, чтобы предметы вертелись вокруг человека, а не вокруг основ наук».
Совет третий. «Отмените контроль и руководство, замените их управлением».
Совет четвертый. «Дух школы во многом создается чувством равенства с ребенком, но я не знаю, можно ли взрослому человеку воспитать это чувство равенства в себе».
Прошло 10 лет. Перед нами вновь обсуждение пространства достоинства учеников и учителей в размышлениях директора.

Александр ТУБЕЛЬСКИЙ

Когда учитель и ученик обретают достоинство

«Пусть ребята участвуют в создании правил школьной жизни»
Каждая школа может создавать свои нормы и правила жизни, свой уклад. Нам иногда говорят: вы родились как авторская школа, поэтому не можете быть школой демократической. Это не так. На каком-то этапе развития школы ее двигателем действительно становится автор. Потому что идея, которая рождается в одной голове, не может появиться одновременно в десяти головах. Но идет время, и учителя, ученики, родители увлекаются этой идеей, начинают ее разрабатывать, доводить до совершенства. Наша школа авторская не потому, что она воплощает идею Тубельского, а потому, что авторами и разработчиками идеи стал весь наш коллектив.
Мы каждый год создаем школу, которая развивает индивидуальность в ребенке. Конечно, остается передача основ человеческой культуры, общеобразовательных умений, но это второстепенные, хотя и очень-очень важные задачи.
Главная же наша задача – помогать человеку развивать индивидуальность, работать над ней, лелеять и одновременно понимать, что с тобой за одной партой сидят такие же индивидуальности и уникальности.
Чем больше в начинающей инновационной школе действительно нового, а не новыми словами названного старого, тем неизбежнее в ней содержательный конфликт. Возможно, сначала он будет развиваться как коммунальный и в него будут втянуты ребята. Но управленцам дан ум, чтобы перевести конфликт из сферы коммунальных отношений в сферу содержательную. Мы прошли через это. Когда двенадцать лет назад несогласные с инновационным развитием школы учителя делали и защищали свой проект, то ребят мы (взрослые и сторонники, и противники инновации) смогли поставить в позицию не сторонников коммунального конфликта, а сторонников содержательной части развития школы. Мы не чувствовали обиды на тех, кто не стал разработчиком инновационной школы. А сейчас и они на нас не обижаются.
Опыт нашей школы в области устройства ее демократического пространства может использовать любая другая школа, конечно же исходя из своих конкретных условий. Это и гуманитарные экспертизы, и соуправление, и оценивание. Ведь то, насколько в школе развиты демократические отношения, какие ресурсы для этого используются, а какие еще нет, можно понять, только если директор и его коллеги вместе с ребятами хотят, чтобы независимые эксперты из других школ проэкспертировали, проанализировали школу. А если этого не делать, застынешь со своей демократией.

«Делайте так, чтобы предметы вертелись вокруг человека, а не вокруг основ наук»
Мы готовы поделиться своим опытом создания и работы педагогических команд, организации проектной и творческой работы школьников, другими формами оценивания деятельности ребенка в школе.
Школа самоопределения никогда не связывалась с вузами. Почему? Потому что не вуз определяет человека, а человек – вуз. Наша старшая школа основана на инвентаризации шестнадцати- и семнадцатилетним учеником своих собственных умений и неумений, выборе всевозможных форм и предметов для образования.

«Отмените контроль и руководство и замените их управлением»
Сегодня ни в какой школе никто не произносит слово «руководство». Говорят – управление. Но от этого мало что поменялось. Существует множество теорий управления. Понятно, что управление баней и колбасным заводом отличается от управления школой или театром. Для колбасы не надо создавать ситуацию, чтобы она была с мясом. Надо просто соблюдать и контролировать технологический процесс. А для школы, в которой главное – это ребенок, нужно или использовать ситуацию управления, или создавать ситуацию управления такой, чтобы ученик и учитель могли бы в ней самообразовываться, развиваться.
И не обязательно действовать как Тубельский, который только и видит, как какую-нибудь штучку превратить в образовательную. Но подумать: а как я использую ту или иную проблему, как я могу сделать ее основой для образовательной ситуации. Например, вечная школьная головная боль – двоечники, которые никогда не делают домашних заданий. Мы им предложили: ребята, напишите школьный закон о домашних заданиях. Конечно, пятерочниками они от этого не стали, но оказались в образовательной ситуации, начали думать.
Те проблемы, о которых писал Руссо триста лет назад, есть и сейчас. Наверное, потому, что педагогика – это не совсем наука. Это вечное противостояние взрослого и ребенка. Надевать ему шапку культуры или не надевать? А если надевать, то в каком возрасте? Если собрать учителей всего мира на конгресс «Почему дети не хотят учиться?»? Или почему они вначале хотят учиться, а после того, как мы их учим, они перестают хотеть. Эта проблема была и будет всегда.

«Дух школы во многом создается чувством равенства с ребенком, я не знаю, можно ли взрослому человеку воспитать это чувство равенства в себе»
Я и сейчас этого не знаю. Поэтому и не предлагаю сделать, как в школе Тубельского. У взрослых и ребят в нашей школе есть чувство равноправия. Но я не уверен, что его можно воспитать в себе уже сформировавшемуся взрослому человеку. И не нужно этого делать.
Но всегда и везде можно обсуждать с детьми цели урока, предметного курса. Предлагать ребятам вырабатывать критерии своего собственного продвижения в предмете. В этом мы с ребенком равны. У нас только опыта больше. Понимать, что ребенок только тогда слышит и уважает себя, когда с ним взрослые советуются, надо обязательно.
И выбирать преподавателей надо. Если нет такой возможности, школа маленькая, учителей не хватает, дайте ребятам другую возможность выбирать, потому что она рождает чувство достоинства в человеке. Это смягчает многие конфликты: ты же сам выбрал, сам назвал срок. Ведь разговор: ты мне должен, давай к сроку – это другой разговор.
Как Ушинский говорил, важен не сам опыт, а мысль, из него выведенная. Мы бы хотели, чтобы мысли, выведенные из нашего опыта, обогащали наши школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru