БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
1985 год. В школу на Сиреневом бульваре –
окраина Москвы, спальный район – приходит новый
директор.
Из протокола педагогического совета от 25 августа
1985 года: «У А.Н.Тубельского три главных
педагогических принципа, которые он предлагает
положить в основу деятельности школы в этом
учебном году.
Это общественно-полезная направленность как
стержень всей деятельности коллектива.
Это взаимодействие старших и младших,
формирование опыта совместной работы.
И наконец, это сотрудничество учителей и детей,
полное равноправие между ними, взаимное
обучение, совместный рост».
Десять лет назад, в двух осенних номерах 1992 года,
наша газета напечатала статью Александра
Наумовича «Право в косую линейку». Речь в ней шла
о сохранении и развитии чувства достоинства в
наших детях. Что делать директору, который хочет
строить свою школу на фундаменте демократии? Как
ни странно, советов оказалось всего четыре.
Совет первый. «Пусть ребята участвуют в создании
правил школьной жизни».
Совет второй. «Делайте так, чтобы предметы
вертелись вокруг человека, а не вокруг основ
наук».
Совет третий. «Отмените контроль и руководство,
замените их управлением».
Совет четвертый. «Дух школы во многом создается
чувством равенства с ребенком, но я не знаю, можно
ли взрослому человеку воспитать это чувство
равенства в себе».
Прошло 10 лет. Перед нами вновь обсуждение
пространства достоинства учеников и учителей в
размышлениях директора.
Когда учитель и ученик обретают
достоинство
«Пусть ребята участвуют в создании
правил школьной жизни»
Каждая школа может создавать свои нормы и
правила жизни, свой уклад. Нам иногда говорят: вы
родились как авторская школа, поэтому не можете
быть школой демократической. Это не так. На
каком-то этапе развития школы ее двигателем
действительно становится автор. Потому что идея,
которая рождается в одной голове, не может
появиться одновременно в десяти головах. Но идет
время, и учителя, ученики, родители увлекаются
этой идеей, начинают ее разрабатывать, доводить
до совершенства. Наша школа авторская не потому,
что она воплощает идею Тубельского, а потому, что
авторами и разработчиками идеи стал весь наш
коллектив.
Мы каждый год создаем школу, которая развивает
индивидуальность в ребенке. Конечно, остается
передача основ человеческой культуры,
общеобразовательных умений, но это
второстепенные, хотя и очень-очень важные задачи.
Главная же наша задача – помогать человеку
развивать индивидуальность, работать над ней,
лелеять и одновременно понимать, что с тобой за
одной партой сидят такие же индивидуальности и
уникальности.
Чем больше в начинающей инновационной школе
действительно нового, а не новыми словами
названного старого, тем неизбежнее в ней
содержательный конфликт. Возможно, сначала он
будет развиваться как коммунальный и в него
будут втянуты ребята. Но управленцам дан ум,
чтобы перевести конфликт из сферы коммунальных
отношений в сферу содержательную. Мы прошли
через это. Когда двенадцать лет назад
несогласные с инновационным развитием школы
учителя делали и защищали свой проект, то ребят
мы (взрослые и сторонники, и противники
инновации) смогли поставить в позицию не
сторонников коммунального конфликта, а
сторонников содержательной части развития
школы. Мы не чувствовали обиды на тех, кто не стал
разработчиком инновационной школы. А сейчас и
они на нас не обижаются.
Опыт нашей школы в области устройства ее
демократического пространства может
использовать любая другая школа, конечно же
исходя из своих конкретных условий. Это и
гуманитарные экспертизы, и соуправление, и
оценивание. Ведь то, насколько в школе развиты
демократические отношения, какие ресурсы для
этого используются, а какие еще нет, можно понять,
только если директор и его коллеги вместе с
ребятами хотят, чтобы независимые эксперты из
других школ проэкспертировали, проанализировали
школу. А если этого не делать, застынешь со своей
демократией.
«Делайте так, чтобы предметы вертелись
вокруг человека, а не вокруг основ наук»
Мы готовы поделиться своим опытом создания и
работы педагогических команд, организации
проектной и творческой работы школьников,
другими формами оценивания деятельности ребенка
в школе.
Школа самоопределения никогда не связывалась с
вузами. Почему? Потому что не вуз определяет
человека, а человек – вуз. Наша старшая школа
основана на инвентаризации шестнадцати- и
семнадцатилетним учеником своих собственных
умений и неумений, выборе всевозможных форм и
предметов для образования.
«Отмените контроль и руководство и замените
их управлением»
Сегодня ни в какой школе никто не произносит
слово «руководство». Говорят – управление. Но от
этого мало что поменялось. Существует множество
теорий управления. Понятно, что управление баней
и колбасным заводом отличается от управления
школой или театром. Для колбасы не надо создавать
ситуацию, чтобы она была с мясом. Надо просто
соблюдать и контролировать технологический
процесс. А для школы, в которой главное – это
ребенок, нужно или использовать ситуацию
управления, или создавать ситуацию управления
такой, чтобы ученик и учитель могли бы в ней
самообразовываться, развиваться.
И не обязательно действовать как Тубельский,
который только и видит, как какую-нибудь штучку
превратить в образовательную. Но подумать: а как
я использую ту или иную проблему, как я могу
сделать ее основой для образовательной ситуации.
Например, вечная школьная головная боль –
двоечники, которые никогда не делают домашних
заданий. Мы им предложили: ребята, напишите
школьный закон о домашних заданиях. Конечно,
пятерочниками они от этого не стали, но оказались
в образовательной ситуации, начали думать.
Те проблемы, о которых писал Руссо триста лет
назад, есть и сейчас. Наверное, потому, что
педагогика – это не совсем наука. Это вечное
противостояние взрослого и ребенка. Надевать ему
шапку культуры или не надевать? А если надевать,
то в каком возрасте? Если собрать учителей всего
мира на конгресс «Почему дети не хотят учиться?»?
Или почему они вначале хотят учиться, а после
того, как мы их учим, они перестают хотеть. Эта
проблема была и будет всегда.
«Дух школы во многом создается чувством
равенства с ребенком, я не знаю, можно ли
взрослому человеку воспитать это чувство
равенства в себе»
Я и сейчас этого не знаю. Поэтому и не предлагаю
сделать, как в школе Тубельского. У взрослых и
ребят в нашей школе есть чувство равноправия. Но
я не уверен, что его можно воспитать в себе уже
сформировавшемуся взрослому человеку. И не нужно
этого делать.
Но всегда и везде можно обсуждать с детьми цели
урока, предметного курса. Предлагать ребятам
вырабатывать критерии своего собственного
продвижения в предмете. В этом мы с ребенком
равны. У нас только опыта больше. Понимать, что
ребенок только тогда слышит и уважает себя, когда
с ним взрослые советуются, надо обязательно.
И выбирать преподавателей надо. Если нет такой
возможности, школа маленькая, учителей не
хватает, дайте ребятам другую возможность
выбирать, потому что она рождает чувство
достоинства в человеке. Это смягчает многие
конфликты: ты же сам выбрал, сам назвал срок. Ведь
разговор: ты мне должен, давай к сроку – это
другой разговор.
Как Ушинский говорил, важен не сам опыт, а мысль,
из него выведенная. Мы бы хотели, чтобы мысли,
выведенные из нашего опыта, обогащали наши школы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|