Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ВНУТРЕННЕЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

Бывают годы, когда события столь интенсивны, что наше ощущение времени начинает расходиться с формальной хронологией. В короткий срок мы пережили целую эпоху. Таковы, например, были двадцатые годы прошедшего века. Таково, несомненно, и только что пройденное нами десятилетие. Противоречивость – одна из главных характеристик этого времени…
Началось все с энтузиазма людей. В конце восьмидесятых, когда страну будоражили социальные и политические проблемы, московская многодетная мама Светлана Усачева в собственной квартире решила устроить вальдорфский детский сад. Казалось, нереальное, бессмысленное дело – здесь вам не Германия с ухоженными цветочками под окнами. Но почти сразу появилась группа родителей-энтузиастов, готовых буквально каждый день переставлять в Светланиной квартире мебель: утром шкафы, столы и диваны перетаскивались в одну из комнат, чтобы в другой освободилось место для занятий с детьми, а вечером все ставили на место. Детям нравился такой детский сад. Дело пошло, и через некоторое время в эту необычную квартиру пришла районный педагог-организатор. Она так удивилась увиденному, что сразу предложила переехать в помещение дворового клуба. Дело стало принимать почти официальный характер, и разнесся слух, что в помещениях агитпункта недалеко от метро “Спортивная” создается первый в России вальдорфский детский сад. Никаких справок санэпидемстанции, никаких обязательных программ! Все можно! Воспитатели работают, как им самим нравится, как они чувствуют и понимают детей.
Уроки эвритмии – что за эвритмия? Оказывается, движения былинки или огонек свечи означают нечто особенное, что и взрослому не всегда доступно, а ребенок непременно почувствует. Каждому из малышей подарили настоящую блок-флейту, и скоро они научились наигрывать легкие мелодии. Воспитателей стали называть садовницами. Будто они детей не воспитывают, а нежно взращивают. Всем до одного родителям сказали, что их чада талантливы. Вот это да! Стали жить большой семьей: зерно молоть, хлеб из муки печь, масло бить, яички красить, шить да вязать по-настоящему.
Вальдорфская педагогика многим нашим учителям показалась чем-то необыкновенным, долгожданным в России. Влекли прежде всего философские рассуждения Рудольфа Штайнера, его педагогические воззрения – такие новые, смелые и необычные.
Казалось, действует волшебная палочка...

Владимир ЗАГВОЗДКИН

Становление вальдорфской педагогики.

Отечественный опыт

Шаг первый. Действие волшебной палочки продолжается

Клуб для педагогов и родителей назвали “Аристотель”. Историки запишут, что именно “Аристотель” стал колыбелью многих вальдорфских инициатив в России.
Скоро в семинарах и курсах клуба стали участвовать не только москвичи. Люди загорелись идеей создать вальдорфскую школу в Ярославле, Самаре, Жуковском, Зеленограде, Рязани и в других городах. Возникающие детские сады и школы стали называть вальдорфскими инициативами.

Примерно в то же время нечто подобное происходило и в Санкт-Петербурге. В Герценовский педагогический институт из Германии приехал читать лекции профессор Шуберт. Оказалось, что интерес к вальдорфской педагогике в России растет как на дрожжах. Лекции профессора собирали полные аудитории, и было решено организовать семинар по подготовке учителей к работе в будущих вальдорфских детских садах и школах России…
Что же так привлекло наших учителей и родителей в вальдорфской педагогике?

Нельзя разрушать мир ребенка. Он един и неповторим

Из рассказа вальдорфского педагога Ирины Никитиной, г. Москва

“Сначала мы не предполагали, что создаем вальдорфскую школу, просто работали в частном, более домашнем и щадящем детей учебном заведении. По вечерам собирались с родителями и размышляли, какова должна быть современная педагогика. Расходиться не хотелось. И однажды кто-то сообщил: “В Москву приехал педагог из Австрии. Он рассказывает как раз о школе нашей мечты”. Я побежала слушать лекции г-на Теберата. Оказалось, что педагогика, которую мы пытались выстроить в своей школе, можно было называть вальдорфской. И выходило, что в наших силах стать настоящими вальдорфскими педагогами.

...Обычная картина: дети ходят с урока на урок, с кружка на кружок, из студии в студию. При этом взрослые почему-то не видят или не хотят видеть, что мир ребенка един. В этом мире живут и краски, и музыка, и литература – все сразу. Можно ли сохранить и развить целостность детского восприятия? Мы ведь не семи пядей во лбу. Один взрослый может рисовать с детьми, другой – танцевать… Каждый – специалист в чем-то одном. Но ведь в нашей “узкой специализации” дети не виноваты. Каковы должны быть методы работы с ними, чтобы во главе угла стояли именно их интересы и потребности, а не реализация возможностей взрослых? Оказалось, что ответ на этот вопрос давала вальдорфская педагогика.
Например, эвритмия. В ней особенно привлекала связь образа и движения. Ведь, если вслушаться, человеческая речь звучит своеобразной мелодией. Значит, ее можно осваивать не только через речевые упражнения, о которых сказано в любой методичке, но и с помощью образов, воплощенных в ритмических движениях. Вальдорфская педагогика показывала, как это делается. Но нас, разумеется, привлекало в этой педагогике и многое другое…”

Школа – очаг культуры

В 1988 году в Штутгартской вальдорфской школе в Германии проходила неделя русской культуры. Школьный оркестр исполнял произведения Чайковского, Рахманинова, Скрябина, хор – русские духовные и народные песни. Была устроена чайная с блинами, русскими песнями, танцами, играми. Много говорили и читали стихов по-русски. Редко в какой нашей школе можно побывать на таком празднике русской культуры. А итоговый спектакль двенадцатого класса был поставлен по пьесе французского писателя Камю “Чума”.
Поражало и то, как вальдорфские педагоги рассуждали о том, что они делают. Например, замечательный вальдорфский педагог из Швеции Вальтер Либендорфер, отвечая на вопросы российских учителей, ученых, литераторов, ни разу не повторил своих ответов и непременно приводил свой рассказ к образу целого. Скажем, рассказывая об учебном плане вальдорфской школы, он начал с описания детской речи, и вдруг из этого образа слушателям открывался весь учебный план целиком. Создалось впечатление органичности и цельности происходящего в школе. Профессор всегда приходил к этому целому и к пониманию ребенка в его возрастном развитии. Слушателям становилось ясно, что вальдорфская педагогика – это скорее философия образования, которую можно реально воплотить в жизнь.

Все замечательно, но как быть с государственным стандартом?

Из рассказа вальдорфского педагога Варвары Самойленко, г. Жуковский, Московская обл.

“Мы – частная школа, но с самого начала ставили себе цель дать детям образование не хуже, чем в обычной государственной. Когда мы начинали, были обеспокоены прежде всего не внешними результатами – хотели, чтобы дети учились с удовольствием, не теряли интереса к учению. Этой цели мы, пожалуй, достигли. Наши дети любят учиться, они любят ходить в школу – это видно невооруженным глазом. Позднее у нас была установка на выполнение государственного стандарта, хотя школа создавалась именно как вальдорфская. И этими результатами мы сегодня довольны. Не то чтобы наши дети показывали грандиозные интеллектуальные достижения, но они, например, занимают неплохие места в олимпиадах. Мы ведь не отбираем и не натаскиваем своих учеников. Работаем с теми, кто приходит.
Здешнее управление образованием не выдвигало перед нашей школой жестких требований, не грозилось закрыть. Мы благодарны нашим управленцам за понимание. Вообще это миф, что в вальдорфской школе учителя бегают на цыпочках перед учениками, только бы им, любезным, было хорошо и приятно учиться, и что в вальдорфской школе якобы слишком растянут процесс обучения – дети очень долго не владеют письмом и чтением. Когда так говорят, ориентируются в основном на младшую и начало средней школьной ступени. Почему-то считается, что работать на результат надо начинать с первого класса или даже с детского сада, а вальдорфская школа как раз этого и не делает. Однако в конце основной школы и в старшем звене – так же и по Штайнеру – материал следует отрабатывать вплоть до деталей. Это имеет большое воспитательное значение. Реальный опыт вальдорфских школ в мире и у нас показывает, что нет жесткой связи между результатами детей в младшей школе и на выходе. Даже наоборот, результаты обучения детей в вальдорфских школах оказываются несколько выше обычных, так как там дети не теряют мотивации к учению. К тому же дети заметно меньше болеют. Наш школьный врач сравнивал статистику заболеваемости наших учеников и в среднем по городу. Эта статистика впечатляет. Мы полагаем, что сохранение здоровья детей – это результат многих факторов: и обучения “эпохами”, и ритмической организации учебного дня, и углубленных занятий искусствами, имеющих, несомненно, терапевтическое воздействие, и общей доброжелательной атмосферы школы…”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru