БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ВНУТРЕННЕЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
Бывают годы, когда события столь
интенсивны, что наше ощущение времени начинает
расходиться с формальной хронологией. В короткий
срок мы пережили целую эпоху. Таковы, например,
были двадцатые годы прошедшего века. Таково,
несомненно, и только что пройденное нами
десятилетие. Противоречивость – одна из главных
характеристик этого времени…
Началось все с энтузиазма людей. В конце
восьмидесятых, когда страну будоражили
социальные и политические проблемы, московская
многодетная мама Светлана Усачева в собственной
квартире решила устроить вальдорфский детский
сад. Казалось, нереальное, бессмысленное дело –
здесь вам не Германия с ухоженными цветочками
под окнами. Но почти сразу появилась группа
родителей-энтузиастов, готовых буквально каждый
день переставлять в Светланиной квартире мебель:
утром шкафы, столы и диваны перетаскивались в
одну из комнат, чтобы в другой освободилось место
для занятий с детьми, а вечером все ставили на
место. Детям нравился такой детский сад. Дело
пошло, и через некоторое время в эту необычную
квартиру пришла районный педагог-организатор.
Она так удивилась увиденному, что сразу
предложила переехать в помещение дворового
клуба. Дело стало принимать почти официальный
характер, и разнесся слух, что в помещениях
агитпункта недалеко от метро “Спортивная”
создается первый в России вальдорфский детский
сад. Никаких справок санэпидемстанции, никаких
обязательных программ! Все можно! Воспитатели
работают, как им самим нравится, как они
чувствуют и понимают детей.
Уроки эвритмии – что за эвритмия? Оказывается,
движения былинки или огонек свечи означают нечто
особенное, что и взрослому не всегда доступно, а
ребенок непременно почувствует. Каждому из
малышей подарили настоящую блок-флейту, и скоро
они научились наигрывать легкие мелодии.
Воспитателей стали называть садовницами. Будто
они детей не воспитывают, а нежно взращивают.
Всем до одного родителям сказали, что их чада
талантливы. Вот это да! Стали жить большой семьей:
зерно молоть, хлеб из муки печь, масло бить, яички
красить, шить да вязать по-настоящему.
Вальдорфская педагогика многим нашим учителям
показалась чем-то необыкновенным, долгожданным в
России. Влекли прежде всего философские
рассуждения Рудольфа Штайнера, его
педагогические воззрения – такие новые, смелые и
необычные.
Казалось, действует волшебная палочка...
Становление вальдорфской
педагогики.
Отечественный опыт
Шаг первый. Действие волшебной палочки
продолжается
Клуб для педагогов и родителей назвали
“Аристотель”. Историки запишут, что именно
“Аристотель” стал колыбелью многих
вальдорфских инициатив в России.
Скоро в семинарах и курсах клуба стали
участвовать не только москвичи. Люди загорелись
идеей создать вальдорфскую школу в Ярославле,
Самаре, Жуковском, Зеленограде, Рязани и в других
городах. Возникающие детские сады и школы стали
называть вальдорфскими инициативами.
Примерно в то же время нечто подобное
происходило и в Санкт-Петербурге. В Герценовский
педагогический институт из Германии приехал
читать лекции профессор Шуберт. Оказалось, что
интерес к вальдорфской педагогике в России
растет как на дрожжах. Лекции профессора
собирали полные аудитории, и было решено
организовать семинар по подготовке учителей к
работе в будущих вальдорфских детских садах и
школах России…
Что же так привлекло наших учителей и родителей в
вальдорфской педагогике?
Нельзя разрушать мир ребенка. Он един и
неповторим
Из рассказа вальдорфского
педагога Ирины Никитиной, г. Москва
“Сначала мы не предполагали, что создаем
вальдорфскую школу, просто работали в частном,
более домашнем и щадящем детей учебном
заведении. По вечерам собирались с родителями и
размышляли, какова должна быть современная
педагогика. Расходиться не хотелось. И однажды
кто-то сообщил: “В Москву приехал педагог из
Австрии. Он рассказывает как раз о школе нашей
мечты”. Я побежала слушать лекции г-на Теберата.
Оказалось, что педагогика, которую мы пытались
выстроить в своей школе, можно было называть
вальдорфской. И выходило, что в наших силах стать
настоящими вальдорфскими педагогами.
...Обычная картина: дети ходят с урока на урок, с
кружка на кружок, из студии в студию. При этом
взрослые почему-то не видят или не хотят видеть,
что мир ребенка един. В этом мире живут и краски, и
музыка, и литература – все сразу. Можно ли
сохранить и развить целостность детского
восприятия? Мы ведь не семи пядей во лбу. Один
взрослый может рисовать с детьми, другой –
танцевать… Каждый – специалист в чем-то одном.
Но ведь в нашей “узкой специализации” дети не
виноваты. Каковы должны быть методы работы с
ними, чтобы во главе угла стояли именно их
интересы и потребности, а не реализация
возможностей взрослых? Оказалось, что ответ на
этот вопрос давала вальдорфская педагогика.
Например, эвритмия. В ней особенно привлекала
связь образа и движения. Ведь, если вслушаться,
человеческая речь звучит своеобразной мелодией.
Значит, ее можно осваивать не только через
речевые упражнения, о которых сказано в любой
методичке, но и с помощью образов, воплощенных в
ритмических движениях. Вальдорфская педагогика
показывала, как это делается. Но нас, разумеется,
привлекало в этой педагогике и многое другое…”
Школа – очаг культуры
В 1988 году в Штутгартской вальдорфской
школе в Германии проходила неделя русской
культуры. Школьный оркестр исполнял
произведения Чайковского, Рахманинова, Скрябина,
хор – русские духовные и народные песни. Была
устроена чайная с блинами, русскими песнями,
танцами, играми. Много говорили и читали стихов
по-русски. Редко в какой нашей школе можно
побывать на таком празднике русской культуры. А
итоговый спектакль двенадцатого класса был
поставлен по пьесе французского писателя Камю
“Чума”.
Поражало и то, как вальдорфские педагоги
рассуждали о том, что они делают. Например,
замечательный вальдорфский педагог из Швеции
Вальтер Либендорфер, отвечая на вопросы
российских учителей, ученых, литераторов, ни разу
не повторил своих ответов и непременно приводил
свой рассказ к образу целого. Скажем, рассказывая
об учебном плане вальдорфской школы, он начал с
описания детской речи, и вдруг из этого образа
слушателям открывался весь учебный план целиком.
Создалось впечатление органичности и цельности
происходящего в школе. Профессор всегда приходил
к этому целому и к пониманию ребенка в его
возрастном развитии. Слушателям становилось
ясно, что вальдорфская педагогика – это скорее
философия образования, которую можно реально
воплотить в жизнь.
Все замечательно, но как быть с
государственным стандартом?
Из рассказа вальдорфского
педагога Варвары Самойленко, г. Жуковский,
Московская обл.
“Мы – частная школа, но с самого начала
ставили себе цель дать детям образование не хуже,
чем в обычной государственной. Когда мы начинали,
были обеспокоены прежде всего не внешними
результатами – хотели, чтобы дети учились с
удовольствием, не теряли интереса к учению. Этой
цели мы, пожалуй, достигли. Наши дети любят
учиться, они любят ходить в школу – это видно
невооруженным глазом. Позднее у нас была
установка на выполнение государственного
стандарта, хотя школа создавалась именно как
вальдорфская. И этими результатами мы сегодня
довольны. Не то чтобы наши дети показывали
грандиозные интеллектуальные достижения, но они,
например, занимают неплохие места в олимпиадах.
Мы ведь не отбираем и не натаскиваем своих
учеников. Работаем с теми, кто приходит.
Здешнее управление образованием не выдвигало
перед нашей школой жестких требований, не
грозилось закрыть. Мы благодарны нашим
управленцам за понимание. Вообще это миф, что в
вальдорфской школе учителя бегают на цыпочках
перед учениками, только бы им, любезным, было
хорошо и приятно учиться, и что в вальдорфской
школе якобы слишком растянут процесс обучения –
дети очень долго не владеют письмом и чтением.
Когда так говорят, ориентируются в основном на
младшую и начало средней школьной ступени.
Почему-то считается, что работать на результат
надо начинать с первого класса или даже с
детского сада, а вальдорфская школа как раз этого
и не делает. Однако в конце основной школы и в
старшем звене – так же и по Штайнеру – материал
следует отрабатывать вплоть до деталей. Это
имеет большое воспитательное значение. Реальный
опыт вальдорфских школ в мире и у нас показывает,
что нет жесткой связи между результатами детей в
младшей школе и на выходе. Даже наоборот,
результаты обучения детей в вальдорфских школах
оказываются несколько выше обычных, так как там
дети не теряют мотивации к учению. К тому же дети
заметно меньше болеют. Наш школьный врач
сравнивал статистику заболеваемости наших
учеников и в среднем по городу. Эта статистика
впечатляет. Мы полагаем, что сохранение здоровья
детей – это результат многих факторов: и
обучения “эпохами”, и ритмической организации
учебного дня, и углубленных занятий искусствами,
имеющих, несомненно, терапевтическое
воздействие, и общей доброжелательной атмосферы
школы…”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|