БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА САМОРАЗВИТИЯ
Можно начать с конца и гордо сказать,
что Монтессори-педагогике в России, как и газете
«Первое сентября», уже 10 лет, если не считать еще
тридцати в начале ХХ века, после которых она была
разгромлена и запрещена. Поверим статистике: за
последние годы более 1,5 тысячи российских
педагогов заинтересовались и стали работать с
детьми, используя метод итальянского психолога и
учительницы Марии Монтессори. Открыта
специальная фабрика дидактических материалов в
городе Омске (на всю Европу есть еще только одна
такая). Создана Ассоциация Монтессори-педагогов
России, которая каждый год собирает на свои
конференции до 400 учителей и воспитателей
детских садов. Издано 47 книг о педагогике
М.Монтессори (переводных и российских авторов).
Защищены диссертации, разработаны программы.
Казалось бы, все славно. Но не так все просто…
...Год 1926-й. Из проекта резолюции
научно-педагогической секции ГУСа о системе
Монтессори:
“Отрицательное отношение советских педагогов к
системе Монтессори до последнего времени
обуславливалось почти исключительно
идеологическим содержанием этой системы
(витализм, мистицизм, христианский социализм и
т.д.).
Между тем помимо совершенно неприемлемой
идеологической стороны система Монтессори
страдает также грубыми дефектами и в области
биолого-теоретического своего материала. Ряд
неправильных представлений о биологическом
содержании детской возрастной эволюции,
недоучет биологического значения игры и
воображения, искажения в понимании моторного
фактора, недооценка значения общих процессов в
сравнении со специальными навыками – все эти
изъяны исключают возможность использования
биологической теории Монтессори в качестве
педагогической основы советской дошкольной
педагогики…”
На этом заседании ГУСа из известных нам
педагогов присутствовали Н.К.Крупская,
А.Б.Залкинд, П.П.Блонский. Секретарем была
С.Луначарская. Юлию Ивановну Фаусек – главного
вдохновителя Монтессори-педагогики в России
того времени и организатора большинства
питерских и московских детских садов Монтессори
– на заседание не пустили. Только через
несколько дней после официального запрета на ее
работу она придет к Крупской и с горечью попросит
денег хотя бы на поездку в Европу в гости к своему
кумиру – великой итальянской учительнице и
ученой Марии Монтессори. Крупская разрешила ей
ехать и денег дала…
В те времена постановления Государственного
ученого совета выполнялись в обязательном
порядке. Никто, кроме Юлии Фаусек, и не пытался
воспротивиться в высшей степени неточному
(сейчас сказали бы – некультурному) пониманию
сути педагогики Монтессори. Закрыть, значит,
закрыть. Значит, не переводить итальянские
тексты на русский, не упоминать имя в лекциях для
студентов педвузов, вычеркнуть соответствующие
главы из учебников и энциклопедий. Вот почему
спустя семьдесят лет на Международном фестивале
новых школ в Крыму и случилась всех насмешившая
история.
Летом девяносто первого состоялась встреча
выдающихся российских и европейских педагогов,
организованная по общественной инициативе без
какого бы то ни было участия государственных
чиновников. И на этот фестиваль голландцы
привезли кроме своих собственных чемоданов два
ящика с Монтессори-материалами. Наши учителя, в
том числе и самые знаменитые, встречали гостей в
аэропорту и усаживали в автобусы. Главное – не
потерять вещи! На всех чемоданах авиационные
бирочки с именами хозяев. Например: Элизабет ван
Сантен, Мартин Кляйн, Уте Роэль. Все уже расселись
по автобусам, вещи на месте.
– А это чьи два ящика остались?! Кто тут Мария
Монтессори?! Вот растеряха!.. – заволновались
наши педагоги-новаторы.
Улыбнемся и простим их. В тот год никто еще не
знал и не мог знать имени Марии Монтессори. Но
спустя всего несколько месяцев этому имени
суждено было вновь возродиться на российской
земле и заставить наших учителей исследовать
детскую жизнь, сделать собственные
педагогические открытия, сомневаться и
отстаивать позицию, верить в правоту новых для
современной России идей и вдохновлять ими
других.
Десять лет Монтессори в России
История, представленная в письмах,
документах и личных свидетельствах с августа 1991
по сентябрь 2002 года, начавшаяся гораздо раньше...
Протокол о намерениях
Год 1991-й
«Творческий союз учителей СССР и
научно-методическое объединение «Творческая
педагогика» в лице своего представителя Елены
Хилтунен предлагают создать Центр Монтессори в
Москве. Член Международной ассоциации
Монтессори Элизабет ван Сантен заявляет о своем
намерении помогать в создании центра.
В состав центра войдут: школа, постоянно
действующий семинар по подготовке учителей для
детских учреждений Монтессори, выставка
методических материалов,
научно-исследовательская лаборатория и группа
по подготовке менеджеров школ Монтессори…»
Протокол был отправлен в Нидерланды, где
находится главный офис Международной ассоциации
Монтессори.
«25 ноября 1991 года. Амстердам.
Уважаемая госпожа Хилтунен!
Комитет проинформирован об усилиях,
предложенных Вашим центром для представления
Монтессори-педагогики в России, и о важности
задачи закладки прочного фундамента, на котором
сможет быть сохранено и процветать новое для
вашей школы педагогическое направление. Это
колоссальная задача, и наша организация сможет
выступить в качестве советчика в этом деле…»
Монтессори-дети и их первая учительница
Из интервью с Еленой Хилтунен,
опубликованого в газете «Первое сентября» № 88 14
сентября 1996:
«…Я пришла к заведующей ведомственного
детского садика в Москве около ВДНХ (садик этот
был продан через два года) и спросила: можно
поставить в детскую группу дидактические
материалы Монтессори? Заведующая, милая женщина,
знавшая моих собственных детей и догадывавшаяся,
что сад все равно скоро будет закрываться,
разрешила. Очень смешно теперь вспоминать, как
все первое время происходило. Книжки, которые я
тогда просматривала, весьма мало места уделяли
технологии работы, но много тому, чем занималась
сама Монтессори в группе детей. А она вроде бы
раскладывала материалы по полочкам и наблюдала,
что делали с ними ребятишки. Отсюда рождался ее
метод научной педагогики. Я тоже попробовала
наблюдать: дети принялись этими материалами
кидаться, лупить друг друга по головам…
Понаблюдав за подобным безобразием некоторое
время, я пришла к выводу, что
Монтессори-педагогика – очень плохая
педагогика. Допускать к ней российских детей ни в
коем случае нельзя. И собралась спрятать ящики
обратно под кровать».
Все-таки в тот год случилась пусть одна, но очень
важная удача: был сделан перевод с немецкого
книжки классических презентаций дидактических
пособий М.Монтессори. На обложке российского
издания впервые за 70 лет стояло имя их автора.
Книжка так и называлась: «Монтессори-материал.
Школа для малышей». А иллюстрирована она была
фотографиями первых российских детей, взявших в
руки эти замечательные коробочки и кубики.
Рисунки в книжке делали их учителя.
«Пришлите книги за любые деньги»
Интерес к Монтессори-педагогике в
России начала девяностых рос, можно сказать, со
скоростью света. На опубликованный в газете
фоторепортаж о московском детском садике
Монтессори пришло более трехсот писем. И это
несмотря на то, что его организаторы почти
разочаровались в этой педагогике. Все буквально
требовали: хотим учиться методу Марии
Монтессори.
Вот характерное письмо:
«Десять лет я проработала в Абаканском
педагогическом училище преподавателем
дошкольного отделения и уже там поняла, что нет
ничего важнее сенсорного воспитания детей.
Чувственное восприятие жизни в маленьком
возрасте дает великолепные результаты работы в
последующие годы. Особенно сильно
заинтересовалась работами Марии Монтессори. Но
литературы о ней и ее собственных трудов
разыскать не смогла.
Волею судьбы оказалась в Саяногорске, открыла
большой, хорошо оборудованный детский сад,
появилась возможность работать, как мечтала. Но
опять стала проблема номер один: где взять
литературу, как познакомиться со специалистами?
Очень прошу Вас, милая Елена Александровна,
выслать мне книги Марии Монтессори за любые
деньги. Можно ли приехать в Москву в Ваш
Монтессори-центр?
Нина Петровна Власенко, город Саяногорск».
Под влиянием неизбывного энтузиазма
Прежде чем начинать работу с детьми,
надо многому научиться самим – это понятно. В
том-то и состояли гипотеза тех лет и главный нерв
педагогического экспериментирования. Правда,
такую работу экспериментом тогда никто не
называл – не было никаких федеральных
экспериментальных площадок, грантов, конкурсов.
Не было даже официальных запретов или
разрешений. Все происходило стихийно,
самодеятельно, подчинялось течению времени и
неизбывному энтузиазму российских учителей.
Некоторые из них поехали учиться в Германию, в
Академию развивающей реабилитации профессора
Хельбругге.
Международный курс Монтессори-педагогики там
был устроен таким образом, что 90% всех занятий
приходилось на практическую и очень дотошную
работу с дидактическим материалом и только 10% –
теория. Так что фрау Род, главный тренер курса,
каждый день садилась за стол, на котором уже был
приготовлен тот или иной материал, и начинала
показывать, как и что делать, объясняя при этом,
зачем и почему. Кто-нибудь из студентов
становился «ребенком» и помогал ей. Остальные
писали свои конспекты и делали рисунки. К концу
первого месяца жизни в таком режиме у каждого
скапливалась толстая папка с описанием работы с
Монтессори-материалом, который помогал ребенку,
например, ориентироваться в практической жизни.
Впрочем, не такой уж это был особый дидактический
материал – обычные чашки, ложки да кувшинчики на
подносах. Работая с ними, ребенок учился один, без
мамы, без бабушки, казалось бы, нехитрым вещам:
цветы в вазу ставить, ботинки чистить, руки мыть,
со стола крошки сметать, переливать, пересыпать.
Но, развивая в себе точность каждого движения,
малыш тренировал и свое сознание, настраивая его
на аккуратность и точность в любом деле. Причем
происходило это в высококультурной, специально
организованной среде, где каждый кувшинчик –
чудо фарфорового или керамического дизайна, а
каждая щеточка подобрана по цвету к подносу и
салфеткам. Такие вещи не разобьешь, не сломаешь –
будешь беречь в благодарность рукам, которые их
создали.
Да, мы учились в Германии!
Год 1994-й
Международные сертификаты, которые привезли
наши российские Монтессори-педагоги, пришлось
сложить в домашние архивы. Кто-то до сих пор
пытается набивать себе цену их корочками, но на
самом деле оказалось, что в России они почти
ничего не значат. Наоборот, порождают миф о том,
что Монтессори-педагогика – западная, а у нас-де
есть свое, российское: Выготский, Ушинский,
Толстой… Видите? Мы опять ошибаемся, как и в
начале двадцатых! Ведь наука о воспитании
человека не может быть по сути своей ни западной,
ни восточной, ни российской, ни американской. Она
лишь принимает особые черты страны, где живет. Не
станем же мы снимать с себя одежды зарубежного
производства или выкидывать в помойку
голландский сыр да индийский чай! Наука о
воспитании или есть – и тогда она скорее
мировоззрение, вера, к которой человек идет
совершенно определенным точным путем, или ее нет
– и тогда она ничего принципиально не меняет в
человеке и не удерживается с его рождения до
гражданской зрелости.
Требуется Монтессори-педагог
Год 1995-й
Объявление в московской газете «Работа
для вас».
«УВК “Детский сад – начальная школа” срочно
требуются:
воспитатель в детский сад,
Монтессори-педагог,
логопед.
230-08-05, 230-08-27
М. “Добрынинская”».
Выходило, что «Монтессори-педагог» понимается
теперь уже как особая педагогическая профессия
наравне с логопедом, учителем-предметником или
воспитателем детского сада, но пока она не
записана ни в какие государственные реестры
профессий. Историки запишут: профессия возникла
в России случайно, самодеятельно, сложилась
стихийно.
Так что же это за профессия?
Вот один из документов, разрабатывавшихся в те
годы в УВК №1641 в Москве.
К положению о профессии
«Монтессори-учитель»
МОНТЕССОРИ-УЧИТЕЛЬ
Должен иметь диплом об окончании
высшего или среднего специального
педагогического учебного заведения, а также
курса «Основы Монтессори-педагогики» и
государственный сертификат о сдаче
квалификационных экзаменов. Раз в три года
подтверждать свою квалификацию, проходя
аттестацию.
Должен знать:
– общепедагогические требования к учителю и
стандарты российского образования;
– основы теории педагогической системы
М.Монтессори и основные принципы воспитания и
обучения детей;
– особенности построения специально
подготовленной культурной развивающей среды
Монтессори-школы;
– правила и способы презентации школьного
дидактического материала, составляющие
развивающую среду соответствующего уровня
обучения.
Должен уметь:
– организовывать свободную учебную
деятельность детей при отсутствии в
Монтессори-школе классно-урочной системы;
– проектировать и создавать специально
подготовленную развивающую среду для детей
школьного возраста;
– наблюдать и анализировать индивидуальную
учебную деятельность детей и класса в целом;
– осуществлять индивидуальную работу с каждым
ребенком в условиях группы;
– постоянно осуществлять диагностику учебных
достижений детей, их интеллектуального,
творческого и социального развития».
Этот документ, кстати, так и не был признан
официальным, рекомендованным к исполнению
Министерством образования, хотя слова, которыми
он написан, больше похожи на принятые в мире
чиновников. Но что именно стоит за этими словами?
Кем на самом деле были люди, увлекшиеся
Монтессори-педагогикой?
Из статьи Елены Хилтунен в газете
«Татьянин день» университета Российской
академии образования:
«Это была очень странная
педагогическая конференция. Два дня подряд более
сотни симпатичных воспитательниц детских садов
ползали по коврикам, расстеленным в центре зала,
и с блеском в глазах рассматривали бусинки,
коробочки, таблички с картинками, которые
вызывали у них восторг, а посторонних
корреспондентов вводили в сомнение – туда ли они
попали. Честно говоря, у меня самой, человека,
привыкшего ко всяким педагогическим
приключениям и сумасшествиям, пару раз за эти дни
сжималось сердце. Это случилось, например, в
первое же утро конференции, когда я вошла в
освещенный весенним солнцем зал, где вдоль стен,
в центре и в любом свободном месте на столах и
ковриках лежали сотни изумительно красивых
развивающих предметов, похожих и непохожих на
детские игрушки и сделанных специально для
детей. Каждый был придуман, изготовлен и
опробован в работе российскими
Монтессори-педагогами и свидетельствовал о
попытках взрослых понять мир ребенка, проникнуть
в его потребности, главная из которых –
потребность в развитии, в познании окружающего
мира. Педагоги хотели бы помочь детям в их работе,
не вмешиваясь в нее, а предоставив возможность
действовать через предметы культуры, созданные
человеческим разумом.
Ах, неистребимый российский энтузиазм! За год
натворили такого, чего весь мир не напридумал за
полвека! И ради чего? Чтобы избавиться самим и
показать другим людям, сколь несовершенны,
порочны наши представления о младшем мире, о
детях, которые в природной сущности своей только
и стремятся быть свободными от взрослых и делать
все самостоятельно…»
Свободная школа в кольце авторитарной
педагогики
Год 1997-й
Итак, второй раз в истории российского
образования учителей увлекают идеи М.Монтессори.
Но не покажутся ли они кому-то опасными?
В Монтессори-школах мира не существует единых
программ обучения и воспитания, в них претворяют
в жизнь идею о том, что каждый человек имеет
данное природой и Богом право на собственный
уникальный путь развития. И пусть эта идея
уникальности человеческой жизни не нова, но мало
кто в педагогике брался за воплощение ее в жизнь.
Мало кто нашел способы реального ее достижения.
Наши учителя кинулись в библиотеки в поисках
хотя бы каких-то источников. Те, у кого были
деньги, заказали за границей классические
Монтессори-материалы и расставили их по
полочкам. Любой заезжий иностранец, который хоть
что-то мог сказать на тему Монтессори-педагогики,
был нарасхват. Информационные и учебные семинары
и конференции собирали сотни людей. Редкие
заметки в печати вырезались и складывались в
личные архивы.
Этот период можно было с полной откровенностью
назвать учебным. Все хотели учиться и учились
любыми способами.
Из «Послесловия» Елены Шустовой (город
Тольятти) к тренингу, проходившему в Академии
повышения квалификации работников образования в
1997 году:
«С большими надеждами возвращаюсь в свою школу
и с уверенностью могу сказать, что заразилась
идеями Монтессори-метода в полной мере. Не могу
еще утверждать, что мне кажется, будто весь
дидактический материал придумала я сама, а не
Мария Монтессори, но уверена, что к такой
педагогике я интуитивно стремилась все десять
лет предыдущей работы. Большое спасибо за знания,
радушный прием, за любовь к Монтессори, которой
вы нас оделили…»
В России почти все начинали с детских садов.
Воспитатели создавали специально
подготовленную развивающую среду из
классических Монтессори-материалов. Все
расставляли по полкам точно так, как учили
иностранные специалисты. Организовывали
свободную работу детей в этой среде и ревниво
следили, чтобы все-все происходило правильно.
Скрупулезно заполнялись дневники наблюдений,
сделанные по образцу американских или немецких.
Словом, после изучения теории начинался период
трансляции метода. На этой ступеньке и по сей
день остались десятки Монтессори-групп. Жаль,
если такое происходит. Ведь, остановившись на
этой фазе развития, можно превратиться в
догматика, который вызывает лишь ироничные
взгляды, справедливые шутки и насмешки коллег,
потому что Россия – это не Германия и не Америка.
Подобная критика не заставила себя ждать.
Фрагмент из отзыва С.Л.Новоселовой,
кандидата психологических наук, зав.
лабораторией игры и развивающей предметной
среды Центра «Дошкольное детство» им.
А.Б.Запорожца, на материалы проекта
«Монтессори-школа в Москве»:
«…Привнесение образовательных идей на ниве
исторически сложившегося образовательного
пространства требует такта и осторожности.
Именно это следует иметь в виду применительно к
любым попыткам обогатить российское
образование, а тем более приблизить столичное
образование к миростоличному. Мы реанимируем
“старую” Монтессори в московских детских садах
и вместе с тем миримся, что дидактические
системы, рожденные талантами Тихеевой,
Хачапуридзе, Поддъякова и ряда других
отечественных ученых, канули или канут в Лету
из-за небрежения современников… Нужно иметь в
виду, что существует известное во всем мире
объединение «Мировая дидактика», которое может
поставлять любые дидактические материалы в
любую страну, город, село, школу, детский сад. Это
не означает, что тем самым навязывается какая-то
педагогическая система – каждый учитель и
воспитатель может адаптировать материал и к
дефектологическим нуждам, и к потребности
обучения, и к задачам коррекционной работы.
Однако делать из системы Монтессори
своеобразную «педагогическую религию»
нецелесообразно…»
Российские Монтесори-педагоги не обижались на
критику нынешних кандидатов и докторов наук,
потому что большинство практиков к тому времени
уже рассеяли в своем сознании не один миф,
сложившийся в нашей стране по поводу педагогики,
которая поднимала их на много ступеней выше
обычного детсадовского воспитателя и ставила
вровень с настоящими исследователями детской
жизни. Они и сами видели существенные
противоречия между содержанием образования в
современной российской педагогической культуре
и в западных Монтессори-школах. Учебные
программы, планы, акценты и смыслы
воспитательного процесса, стиль взаимоотношений
взрослых и детей не совпадали с западными.
Начался период активной адаптации
педагогической системы Монтессори к условиям
России. Учителя увлеклись изобретением
российских дидактических материалов для
самостоятельных занятий детей. Они активно
включали в жизнь своих Монтессори-групп
коллективную творческую деятельность, опыт
семейного воспитания, образовательные
путешествия, проектную работу с детьми.
Выдержала несколько изданий с их описанием книга
«Упражнения с Монтессори-материалом».
Уникальными для мирового опыта оказались
развивающие пособия по русскому языку и
«космическому воспитанию» (термин М.Монтессори),
которые придумали наши учителя. Многие пытались
разрабатывать специальные учебные тетради для
детей 5–7 лет. В этот же период были созданы
варианты программ для российского детского сада
и начальной школы М.Монтессори. Число инициатив в
создании детских групп, работающих по ее системе,
неуклонно росло.
Велика Россия…
Год 2002-й
Письмо воспитателей детского дома
города Анадыря заместителю начальника
управления образования Чукотского автономного
округа Светлане Анатольевне Горченко:
«Уважаемая Светлана Анатольевна!
Просим Вас оказать содействие воспитателям
нашего детского дома в получении образования
Монтессори-педагогов. Дело в том, что мы уже не
один год бьемся над проблемой самостоятельности
детей в условиях повседневной жизни детского
дома и после выхода из него. Нам с большим трудом
удается приспособить наших ребят к
самостоятельной жизни в обществе. Далеко не
всегда, особенно в экстремальных условиях
Крайнего Севера, неблагополучных браков,
повсеместного нездорового образа жизни и
усилившихся в последние годы иждивенческих
настроений коренного населения, нам удается
выпускать в жизнь самостоятельно думающих и
принимающих решения молодых людей. Видимо,
известные нам педагогические подходы в наших
условиях не работают. Мы хотели бы научиться
педагогике великого итальянского психолога и
педагога Марии Монтессори, поскольку ее система
саморазвития и самообучения детей в специально
подготовленной развивающей среде, как нам
представляется, могла бы помочь в решении наших
проблем.
Просим прислать к нам с материка специалиста,
который изложил бы курс основ
Монтессори-педагогики, провел тренинг и помог
построить развивающую среду хотя бы в младшей
группе нашего детского дома.
12 подписей»
Все произошло именно так, как просили
чукотские учителя. Управление образования
Чукотского автономного округа откликнулось на
их просьбу. В Омске были заказаны классические
Монтессори-материалы, из Москвы привезены
необходимые предметы для самостоятельных
упражнений детей в практической жизни и в
русском языке. Участники курса, на который,
кстати, собрались педагоги не только детского
дома, но и со всей Чукотки, прослушали курс лекций
и поработали в тренинге. Модельную развивающую
среду для детей 3–5 лет они тоже общими усилиями
обустроили. (Модельную потому, что решили: теперь
таких детских групп на Чукотке будет семь). А
потом они вышли на улицу и сфотографировались
вместе с детьми на память. Фотографию так и
назвали: «Первые Монтессори-учителя и дети
Чукотки. Анадырь 2002 год».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|