БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА РОВЕСНИЧЕСТВА
Нельзя сказать, что Евгений Шулешко
стал открытием “Первого сентября”. Его имя было
хорошо известно в научно-педагогических кругах,
хотя и редко попадало на газетные полосы.
Журналистов (как, впрочем, и научных званий, и
административных грифов) он довольно
старательно избегал многие годы.
Но с газетой Соловейчика ему удалось сойтись на
главном, общем убеждении, что будущее школы лежит
не на путях отбора и сортировки учеников, а в
умении обучать всех детей; не в режущих глаз
экзотических нововведениях, а в умении
организовать нормальную, неброскую для внешнего
взгляда, но успешную и воодушевляющую каждого из
ее участников учебную жизнь.
Наша газета не часто пишет о шулешкинской
педагогике. Но зато она сама во многом пропитана
ею: наши постоянные рубрики “Режиссура урока” и
“Я иду c урока” ведут последователи Евгения
Евгеньевича и ученики его многолетних
соратников – Лидии Филякиной и Александры
Ершовой.
Как и куда проникает в последние годы
шулешкинская педагогика, кем передается, за счет
чего приживается – большая и интересная загадка.
Ведь никаких официальных путей распространения
у нее давно уже не существует.
Забавно, что при этом едва ли не во всех
официальных концепциях “гуманизаций начального
образования” провозглашаются в качестве
идеальных целей те самые вещи, которые давно уже
незаметно и вполне успешно реализуются в самых
дальних уголках России самыми вроде бы обычными
учителями при наличии минимально приемлемых
условий.
Первое время такое положение дел удивляло и
возмущало. Но со временем начинаешь понимать,
что, видимо, такова сама природа шулешкинской
“нормальной педагогики”, настроенной на
абсолютное отторжение правил чиновного
мироустройства.
Похоже, происходит справедливая обратная отдача
от приоритетной шулешкинской цели: изгнать дух и
зуд администрирования из работы с детьми,
отучить взрослых от веры в инструкции и сценарии,
формируя у них привычку находить грамотные
решения из самого хода общей жизни со своими
воспитанниками.
Да и невыносима для делового административного
разговора и сама личная шулешкинская манера
общения, его уникальная роль “педагогического
Сократа” в современной России, так
переиначивающего любой будто бы очевидный
вопрос, переворачивающего любой план беседы,
сбивающего с толку замечаниями, кажущимися
издевательскими, что собеседнику долго сдается,
что ему просто морочат голову.
А пока обнаружишь, что по такой столь кривой
вроде бы траектории тебе помогают выскользнуть
из прямолинейных шаблонных тупиков, увидеть
истинное многомерное положение вещей, что уже
прощупывается новая почва под ногами – для таких
подвижек потребуются и время, и терпение, и
заинтересованность. Ничем подобным начальство
не располагает.
Так что, видимо, и дальше все останутся при своем.
Программа “Обновление и самообразование”
продолжит быть нормативным призраком, вспыхивая
то там, то тут по стране внезапными встречами, на
которых собеседникам не пожелают объяснить, как
“надо правильно работать по нашей системе”, а
попытаются восстановить в людях природную
способность видеть и понимать происходящее,
вернуть чувство профессионального достоинства и
веру в себя и детей.
Александра Петровна ЕРШОВА,
ГалинаТАРУНТАЕВА
Ситуация умножения
Рассказ Александры Петровны ЕРШОВОЙ,
ведущего научного сотрудника Института
художественного воспитания РАО
Экскурсии к пониманию
Наши театральные начинания были тесно
связаны с институтом психологии. Лаборатория
института находилась в 91-й школе, с которой
сотрудничала и наша студия.
Театральное искусство, правильно
преподнесенное, – благотворная среда для
развития детей, оно дает им шикарный опыт
познавательной деятельности, способствует их
человеческим контактам на духовной почве. И я шла
в школу, готовясь рассказать, что я могу как
человек, знающий технику действий, понимающий,
как можно заниматься с детьми театральным
искусством.
От сотрудника института Юрия Александровича
Полуянова я узнала, что один очень интересный
психолог хочет познакомиться с театральной
работой со школьниками. Этим психологом был
Евгений Евгеньевич Шулешко.
Потом, когда я много раз слушала, как Евгений
Евгеньевич объясняет людям сверхзадачу своей
скрупулезной, грандиозной, глубокой работы, я
поняла, что он, подобно великолепному
экскурсоводу, приводит тебя к объекту – к
психологии и педагогике – и ведет тебя таким
путем, что ты даже не замечаешь, что движешься,
словно он идет за твоими мыслями.
А интерес к театру, думаю, возник у Евгения
Евгеньевича потому, что как психолог он понимал:
то, что происходит с человеком, происходит в его
деятельности (характерны эти его выражения:
«поза слушающего», «поза работающего»...), а театр
весь связан с выразительностью человеческого
поведения.
Диалог в третьем измерении
Учитель часто думает, что он сказал – и
этого достаточно. Это ведь смешно. А Шулешко
показывал, что вокруг этого факта происходит: как
ты говоришь, о чем ты говоришь, и как тебя слышат,
и о чем тебя слышат, и кто тебя слышит...
В театральной педагогике одно из типичных
заданий – диалог. «Для педагога-«нерепетитора»
диалог на двоих – это плоско, – как-то сказал
Евгений Евгеньевич. – В диалоге должны
участвовать три человека».
Это был настолько сильнодействующий ход, что
заставил меня пересмотреть все свои принципы
театральной педагогики. Я ввела в диалог трех
исполнителей – и охнула от ощущения того
примитива, которому раньше следовала. Новая
ситуация обогащала действующему лицу и логику, и
взгляд на событие.
Я даю артисту задание: иди и требуй, и мне не
важно, как сопротивляется тот, от кого требуют.
Мне важно посмотреть, как приспосабливается
артист к ситуации, какие придумки он находит.
Выяснилось, что этот требующий человек ведет
себя гораздо богаче, если перед ним два человека:
один, который требует, а другой – включенный
наблюдатель, который то одному, то другому
помогает или даже просто способен помочь.
Клубок или стена?
Если в школе я предлагала детям какой-то
диалог, Шулешко моментально создавал такие
обстоятельства, что этот предложенный диалог из
двух реплик превращался как минимум в десять
реплик, и возникали новые образы, новые ситуации;
а в них он ловил психологическую глубину
происходящего.
Казалось бы, как можно научить человека
актерскому искусству? В повседневной жизни мы
выразительны – действуем, плачем, дышим,
переживаем. Как этому учить, ведь и так в человеке
это все есть?
То же можно сказать и о русском языке. На русском
языке мы говорим, думаем, слышим – как же этому
учить?
Работа Шулешко с русской разговорной речью
открыла мне простую истину: неразрывность
учебного процесса не только возможна, но и
объективно закономерна.
«Человек растет, учится говорить, думать, читать,
писать; и как, и что после чего – это такой
завязанный клубок... А школа строит каменную
стену. Мол, вот ты живешь, а теперь зайди в эту
закрытую комнату и тут учись читать», – говорил
Евгений Евгеньевич.
Вот эту целостность в обучении чтению, письму,
мысли и разговору впервые Шулешко как бы открыл
мне. Само утверждение такой целостности кажется
давным-давно известным – но эта простая мысль
редко приходит в голову среднему учителю. Для ее
воплощения потребовалась очень тщательная,
очень тонкая шулешкинская проработка.
Родная речь и масштаб поколения
Я очень благодарна Евгению Евгеньевичу
за то, что однажды, в начале 70-х, он сказал мне
такие слова, от которых дух захватывает. Пристала
к нему: «Почему диссертацию не пишешь»? Он
ответил, что работа с классом, в школе, в
начальной школе – это спасение поколения, как бы
ухаживание за поколением.
И важна позиция, еще один тезис Шулешко: что
масштаб, в котором удерживается поколение, – это
класс, и меньше делить его (эту часть поколения)
не стоит; что работать с поколением – это значит
работать с классом...
Дома ребенка обеспечивают, следят за тем, чтобы
он был одет-обут-накормлен; среда учит его, что
такое грызть гранит жизни, где проходить и где
подчиняться. И только в условиях школы, класса, в
условиях урока (45 минут в школе) группы детей
могут представлять собой, позволить себе стать
единым познавательным организмом, который
одновременно вооружается для познания, выдает
идеи, фантазии, одаривает друг друга и «питается»
друг другом. И для меня было потрясающим,
оглушительным то, что, оказывается, на уроке
русского языка это можно и должно делать. Для
этого не надо ни к каким новым предметам
прибегать (и даже не нужен, может быть, урок
театра). Это можно сделать на обычном уроке
родной речи.
О равенстве духовных возможностей
Тогда ребенок растет полноценным,
причем полноценным рядом с другими. То есть не
один он в силу везения и «одаренности»
полноценный, а все другие – дураки и калеки, а
именно мы все вместе, и только вместе, становимся
умными и способными сделать то, что стоит
сделать.
Я думаю, самое главное в работе Евгения
Евгеньевича в педагогике вообще, а не только в
преподавании в начальной школе – это, конечно,
открытие путей к сохранению поколения. То есть к
такой работе, которая формирует у ребят
способность к единодушию, понимание другого,
уважение к другому, как к себе; ощущение себя не
одиноким, а в окружении людей, причем
занимающихся более или менее высокими, духовными
интересами.
В конечном итоге речь идет о признании
духовности как значительной величины. Ведь
духовных-то радостей у людей не отнимешь. У нас
может не быть социальных радостей, могут быть на
нуле богатства, но радость познания, радость
коллективного труда – ведь это всегда с нами.
Поэтому мне кажется, что те города и области,
которые вступают в эксперимент Шулешко,
«рискуют» получить эту замечательную силу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|