БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА РОВЕСНИЧЕСТВА
Нельзя сказать, что Евгений Шулешко
стал открытием “Первого сентября”. Его имя было
хорошо известно в научно-педагогических кругах,
хотя и редко попадало на газетные полосы.
Журналистов (как, впрочем, и научных званий, и
административных грифов) он довольно
старательно избегал многие годы.
Но с газетой Соловейчика ему удалось сойтись на
главном, общем убеждении, что будущее школы лежит
не на путях отбора и сортировки учеников, а в
умении обучать всех детей; не в режущих глаз
экзотических нововведениях, а в умении
организовать нормальную, неброскую для внешнего
взгляда, но успешную и воодушевляющую каждого из
ее участников учебную жизнь.
Наша газета не часто пишет о шулешкинской
педагогике. Но зато она сама во многом пропитана
ею: наши постоянные рубрики “Режиссура урока” и
“Я иду c урока” ведут последователи Евгения
Евгеньевича и ученики его многолетних
соратников – Лидии Филякиной и Александры
Ершовой.
Как и куда проникает в последние годы
шулешкинская педагогика, кем передается, за счет
чего приживается – большая и интересная загадка.
Ведь никаких официальных путей распространения
у нее давно уже не существует.
Забавно, что при этом едва ли не во всех
официальных концепциях “гуманизаций начального
образования” провозглашаются в качестве
идеальных целей те самые вещи, которые давно уже
незаметно и вполне успешно реализуются в самых
дальних уголках России самыми вроде бы обычными
учителями при наличии минимально приемлемых
условий.
Первое время такое положение дел удивляло и
возмущало. Но со временем начинаешь понимать,
что, видимо, такова сама природа шулешкинской
“нормальной педагогики”, настроенной на
абсолютное отторжение правил чиновного
мироустройства.
Похоже, происходит справедливая обратная отдача
от приоритетной шулешкинской цели: изгнать дух и
зуд администрирования из работы с детьми,
отучить взрослых от веры в инструкции и сценарии,
формируя у них привычку находить грамотные
решения из самого хода общей жизни со своими
воспитанниками.
Да и невыносима для делового административного
разговора и сама личная шулешкинская манера
общения, его уникальная роль “педагогического
Сократа” в современной России, так
переиначивающего любой будто бы очевидный
вопрос, переворачивающего любой план беседы,
сбивающего с толку замечаниями, кажущимися
издевательскими, что собеседнику долго сдается,
что ему просто морочат голову.
А пока обнаружишь, что по такой столь кривой
вроде бы траектории тебе помогают выскользнуть
из прямолинейных шаблонных тупиков, увидеть
истинное многомерное положение вещей, что уже
прощупывается новая почва под ногами – для таких
подвижек потребуются и время, и терпение, и
заинтересованность. Ничем подобным начальство
не располагает.
Так что, видимо, и дальше все останутся при своем.
Программа “Обновление и самообразование”
продолжит быть нормативным призраком, вспыхивая
то там, то тут по стране внезапными встречами, на
которых собеседникам не пожелают объяснить, как
“надо правильно работать по нашей системе”, а
попытаются восстановить в людях природную
способность видеть и понимать происходящее,
вернуть чувство профессионального достоинства и
веру в себя и детей.
Галина АНТИПОВА
г. Дальнегорск,
Приморский край
Принципы-невидимки
На встречу с Евгением Шулешко в актовый
зал комплекса «детский сад–школа «Гелиос»
пришли примерно человек 120: воспитатели, учителя
начальных классов, завучи школ. Кто-то из них
слышал о Шулешко, кто-то не слышал ничего, кто-то
уже считал, что использует некоторые его
принципы.
Первый же день совместной работы разочаровал и
рассердил многих, если не всех. Казалось, что
Евгений Евгеньевич не отвечает ни на один
конкретный вопрос, говорит уклончиво и вообще не
про то, какие-то абсурдные говорит вещи. Он
сказал, что приехал найти педагогов, которые
могли бы сказать, что они живут нормально.
Господи, да кто же у нас живет нормально сейчас,
тем более среди педагогов? Потом он задал
абсурдный вопрос о том, кто из нас может сказать,
что нам легко дышится и спокойно живется, когда
мы приходим к детям и говорим: «Ну, наконец-то я
отдохну!» Да когда это мы отдыхали с детьми на
занятиях и уроках? Нам, чай, деньги платят не за
то, чтоб мы с детьми отдыхали, а чтобы в поте лица
учили их уму-разуму.
Стали спрашивать: «Расскажите о принципах вашей
педагогики». А он отвечает: «Педагогика у нас
одна, наша собственная. Давайте разберемся в
своей собственной жизни, в своей собственной
педагогической грамотности». Опять ему вопрос:
«Расскажите о принципах вашей системы». А в
ответ: «У меня нет никакой системы. А значит, нет и
ее принципов. Это вы расскажите мне о ваших детях.
Вспомните их».
Зал начинает нервничать и возмущаться: «Мы к нему
за его опытом, а он нам про наших детей! Пусть
расскажет про свою педагогику!» – «Про
педагогику, как про любовь, попробуй расскажи. Ее
надо прочувствовать».
Да что же, он издевается над нами, что ли? А
система, а принципы, а технология, а методы, а
методика? Мы ему про все это – а он нам про наших
детей. Совсем к концу первого дня выбились из сил,
доказывая, что если люди работают по его системе,
значит, она у него есть, и пусть про нее расскажет.
А он и в 17 часов по-прежнему невозмутимо хочет
услышать, какие у нас дети, да не просто какие, а о
каком именно возрасте мы говорим и в какое время
года они такие.
…В первый час встречи Евгений Евгеньевич сказал,
что приехал к нам как возмутитель спокойствия. Мы
ему не поверили. А напрасно. Лишь на третий день
семинара выяснилось, что он-то отвечал про то, но
с самой неожиданной для всех стороны, просто все
не про то у него спрашивали. В день расставания
педагоги говорили: «Ну наконец-то отстали от
педагога, перестали обвинять его в том, что он не
выполнил поставленной цели, не сделал того, не
научил этому, а переключили внимание на ребенка.
Это была первая учеба, на которой нам не
навязывали чужого, а расспрашивали о наших
ошибках и находках, наших подходах». Конечно, эта
встреча не решила всех проблем, но беседы,
занятия, деловые игры, обмен опытом помогли
правильно поставить вопросы, которые педагоги
будут решать в своей дальнейшей работе.
* * *
…Евгений Шулешко считает, что
практически ничего не меняет в существующей
системе: государственную программу можно легко
выполнять, изменив прежде всего одно – дети и
взрослые начинают общаться по поводу того, что и
как они делают. Тогда учителя и дети становятся
равноправными партнерами, собеседниками;
педагоги, включившиеся в эти отношения, начинают
отличаться открытием нового в себе и в сути
проблемы.
Конечно, у каждого в работе возникают
определенные трудности: дети что-то не понимают,
что-то не усваивают. И тогда педагогу важно найти
коллег-единомышленников и начать обмениваться с
ними опытом; ведь решая подобные проблемы, каждый
подбирает к ним свои методические приемы,
которые могут использовать и другие. И если в
результате у них возникает такой же
образовательный эффект, то можно говорить о
методических находках. А конкретный прием, когда
он проверен на собственном опыте и достоин того,
чтобы его помнить и передавать, когда он
порождает варианты в руках других педагогов, –
тогда он фактически и превращается в принцип, в
узелок той самой педагогической системы, которой
как бы и не существует.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|