Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ФРЕНЕ 

На волне педагогической революции начала девяностых годов в Россию была принесена педагогика активного действия Селестена Френе, педагогика практической жизни, самостоятельного мышления, сотрудничества и творчества, появившаяся в начале двадцатого века во Франции. Идеи сочинения детьми свободных текстов, “комплексы интересов”, детские типографии, школьное самоуправление казались заманчивыми и прекрасными, абсолютно необходимыми русским детям. Возникшая тогда общественная организация “Современная школа” сплотила русско-французскую группу последователей идей Френе для распространения их в России. За это время многое изменилось в российской школе, во многом стали иными дети, педагоги, родители. Изменились сама педагогика Френе и наше отношение к ней. Так сложилось, что в современных обстоятельствах массовой школы эта педагогика как целостная система оказалась невостребованной. Ее растащили по кусочкам, выбрав самые “вкусные” и наиболее применимые в ситуации обычных уроков. Во многих школах дети издают газеты (как правило, во второй половине дня, после основных занятий, а у Френе создание детских текстов было ведущей частью учебного процесса ), пишут доклады, ездят на экскурсии. И выходит, что Френе-педагогика в чистом виде сохраняется сейчас (и то с огромным трудом, встречая сопротивление образовательных управленцев и родителей-консерваторов) лишь в некоторых небольших частных школах. О том, что произошло с педагогикой Френе в России за прошедшие десять лет, размышляют Алла Шейнина и Владислав Редюхин, бывшие сотрудники общественной организации “Современная школа” (Алла Шейнина живет сейчас в Париже, но приезжает проводить семинары по педагогике Френе для российских учителей). О трудностях, с которыми сталкиваются учителя, защищая право на детский интерес и собственную активность ребенка, рассказывают Рустам Курбатов, директор лицея “Ковчег-XXI” (г. Красногорск, Московская область) и Татьяна Архипова, учитель из Набережных Челнов. У каждого из них свой опыт активной педагогики, свои представления о ребенке , учителе и учебном процессе. Они предлагают свой взгляд на развитие педагогики Френе в России за последние десять лет.

Движение и противодействие.

Два монолога

Кого мы называем образованным человеком?

С педагогикой Селестена Френе я встретился совершенно случайно в вагоне поезда, который вез меня на Украину. Я ехал отдыхать к тетушке и в дороге читал неизвестную книжку некоего Френе. Моя тетушка, учитель начальных классов, каждый вечер рассказывала бесконечные истории о школьных буднях, о том, как было в старой доброй советской школе: по праздникам мальчики приходили в белых рубашках, а девочки – с белыми бантиками. Тетушка говорила: “Посмотришь сверху – так красиво!” Это желание стройной внешней красоты, господствовавшее в старой школе, действительно очень характерно и приятно для взрослого человека. Но никак не совмещается с детской природной потребностью в живой пестроте, даже некотором творческом беспорядке. А со страниц книги Френе открывался именно такой заманчивый, пустяковый со взрослой точки зрения мир. Было совершенно ясно, что это иная, нешкольная, нескучная школа. И понятно было, что существующая система начального образования никаким боком не связывается с педагогикой активной жизни, предложенной Селестеном Френе. Слишком разные техники, методики, слишком разная философия образования. Но жажда создания именно такой школы не проходила. Тем более что росли свои дети, отдавать их в обычную школу не хотелось. В 1992 году вышел Закон “Об образовании”, разрешавший открытие частных школ, и мы решились. Оказалось, что в условиях частной школы начала девяностых педагогика Френе прекрасно себя чувствует.
Другая школа – это не школа, где применяются альтернативные технологии и методики, это школа, идущая от повседневного природного детского интереса. Разговор об одних техниках не нужен, бесплоден и даже вреден, если они будут применяться только для того, чтобы быстрее, качественнее натаскать ребенка при сохранении обычной системы образования. По сути, ребенок не должен интересоваться вещами, которые кажутся интересными нам, взрослым, он и не может этого.
Но с тех пор мы бьемся над соединением в принципе несоединимых вещей – стихии детского хаоса, который нельзя ограничивать без вреда для внутренней детской жизни, и взрослой культуры, в которую каждый ребенок все равно должен врасти, чтобы состояться в этом мире. Как все это совместить да еще сохранить свою самость и учителю, и ребенку?
Названия учебных предметов в лицее те же, что в обычной школе, но суть может отличаться. Не отрываясь от официальных требований, преподаватели разрабатывают программы в соответствии с общей идеей школы действия, школы-мастерской. Физика – больше экспериментов, позволяющих ученикам все потрогать руками. География и биология – много видеофильмов, расширяющих пространство школьного кабинета. История – замена (пока частичная) сухого учебника живыми историческими текстами. Математика – больше самостоятельной, индивидуальной работы. Русский язык – попытка обойти правила и развить природное чутье языка. Иностранные языки – методики на основании западных курсов.
Кого называют образованным человеком? Того, кто прочитал много книг, помнит много историй, умеет быстро решать математические задачки? Наша задача совсем другая: вместо механического и бездумного скольжения по школьной программе – концентрация всего учебного материала вокруг действительно важных проблем. Важных с двух точек зрения: Культуры и Ребенка.

Рустам КУРБАТОВ
г. Красногорск


Нас начали прижимать нашими же бумагами!

Последние несколько лет нашей школе приходилось особенно трудно: комиссии, проверки уровня знаний, материально-бытовых условий, оформления документации. По Закону “Об образовании” статуса школы-лаборатории не существует, и лицензию нам пришлось делать под среднюю общеобразовательную. Со всеми вытекающими отсюда последствиями – соответствующим расписанием занятий, строгим делением на классы и т.д. Приходит комиссия и спрашивает: «Почему в расписании стоит занятие “Свободный текст”?» Невозможно объяснить, что для детей гораздо полезнее писать свободные тексты обо всем, что с ними происходит, чем сочинения. Даже для мастерских, которые проводили родители учеников во второй половине дня (естественно, без оплаты), требовали программу и отчеты о проделанной работе.
Но когда мы наивно полагали, что все требования для общеобразовательных школ выполнены и можно жить спокойно, нас начали прижимать нашими же бумагами. Доходило до смешного. Дети задерживаются в школе долго, выпускают газеты, работают над проектами. И это послужило предметом для очередного разбирательства. В режиме работы школы указано время до 16.30, и если дети задерживаются дольше, это считается нарушением. Но главный парадокс в том, что нас обвиняли в отходе от системы Френе. Говорили: у Френе не было уроков, а у вас расписание последовательных занятий, значит, вы никакая не школа Френе. А зачем городу еще одна обычная школа?

Татьяна АРХИПОВА
г. Набережные Челны


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru